Неизвестная живопись нашлась в Университете
Больше полутора веков живописные полотна немецких и австрийских художников XIX века не покидали свое «жилище» в особняке барона А. Л. Штиглица на Английской набережной, 68. В конце июня 13 картин были вывезены на временное хранение в Государственный Эрмитаж. А через месяц они будут впервые экспонироваться на выставке в Главном штабе.
Особняк Штиглица — объект культурного наследия федерального значения. В 2011 году здание было передано Университету на праве оперативного управления, в настоящее время там идет подготовка к проведению ремонтных работ. В ответ на предложение генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского ректор СПбГУ Н. М. Кропачев принял решение о передаче на временное хранение (с возможностью экспонирования) предметов живописи из интерьеров особняка Штиглица. По мнению экспертов, это одна из уникальных коллекций, сохранившихся в Петербурге. Было решено, что в рамках сотрудничества полотна будут правильным образом обработаны (проведены работы по их консервации) и представлены для ознакомления посетителям в залах Эрмитажа.
Предыстория
Имена авторов картин Ханса Макарта, Морица фон Швинда довольно известны, имена других (Александра фон Вагнера, Александра фон Лицен-Майера и др.) известны лишь специалистам. Но их полотна, которые барон Штиглиц во второй половине XIX века приобрел специально для этого дворца, на долгое время исчезли из вида и были неизвестны даже специалистам-искусствоведам. Картины были не просто частью его коллекции живописи — есть предположение, что они специально заказывались для конкретных залов. Но даже в полных каталогах этих художников они не упоминаются.
Борис Асварищ, хранитель эрмитажного собрания немецкой живописи XIX–ХХ веков, узнал о существовании этих полотен еще в 1980-е годы. По литературе, по архивным источникам он выяснил, где они находятся. Ему удалось попасть в особняк Штиглица, осмотреть картины, привлечь внимание к неправильным условиям их хранения (долгое время здание, у которого постоянно менялись арендаторы и владельцы, стояло неотапливаемым). В середине 1990-х была предпринята первая попытка реставрации картин и вывоза их на хранение в Эрмитаж. Именно благодаря своевременной помощи (эту работу проводил художник-реставратор высшей категории Н. В. Малиновский из Эрмитажа), как считают специалисты, живопись удалось спасти, и она дожила до сегодняшнего дня. Но доступа к шедеврам практически не было, даже у искусствоведов.
А весной этого года подготовкой и оформлением документации занималось несколько отделов Государственного Эрмитажа. Координировали и организовывали этот процесс Наталья Дёмина, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, и Марина Шульц, младший научный сотрудник (кстати, обе они — выпускницы СПбГУ, в разное время учились у профессора кафедры истории западноевропейского искусства Н. Н. Калитиной, Почетного профессора СПбГУ). Со стороны Университета в процессе передачи участвовали Анна Бойчук и Оксана Голованова, сотрудники отдела сопровождения технической документации управления главного инженера СПбГУ.
Консервация
СПбГУ и Государственный Эрмитаж — давние партнеры. В конце мая непосредственно на объекте, в особняке барона Штиглица, был произведен осмотр живописных произведений специалистами комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) с участием реставраторов и представителей Государственного Эрмитажа, а также работников СПбГУ. По результатам встречи была согласована методика проведения работ по упаковке и транспортировке картин.
«Для хранения живописи необходимы определенные условия: температура воздуха — 18–200 С и влажность — 40–50 %, без резких перепадов. В особняке Штиглица на протяжении ряда лет эти условия не соблюдались. Здание не отапливалось в зимний период. В большом мавританском зале, где содержались картины, была установлена тепловая пушка — воздух пересушивался. Но живопись стойко перенесла эти неподходящие условия».
Заведующий Лабораторией реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Виктор Коробов.
Эрмитажный художник-реставратор Николай Малиновский, который проводил реставрацию этих полотен 20 лет назад, с удивлением отметил, что картины хорошо сохранились.
Два из тринадцати полотен огромны: 3,58 на 5,5 м — размером во всю стену. Это «Возвращение с охоты» Александра фон Лицен-Майера и Александра Вагнера, «Концерт, или Полуденный отдых при дворе Марии Медичи» Ханса Макарта. Они не пройдут ни в окна, ни в двери особняка. Поэтому было решено намотать эти холсты на специальную «катушку», подцепить ее и вынести краном через окно третьего этажа. Эта «катушка» (огромный деревянный вал длиной 7 метров, диаметром около метра и весом порядка 200 кг) лежала в зале, рядом с полотнами, и использовалась когда-то для перенесения этих полотен в Мавританский зал. Ее подготовили к работе: почистили, устранили неровности, чтобы не повредить полотна во время накатки на вал.
Работники Университета подготовили помещение для работы: сделали уборку, сняли с окон темные полотнища, обеспечили реставраторам порядка 200 литров воды в канистрах. Каждое живописное полотно реставраторы обеспылили, уложили лицом вниз на слой бумаги, освободили от подрамников и крепежных гвоздей, расправили кромки, выровняли заломы и деформации холста (каждый участок размачивали, разглаживали, прижимали стеклом). «Думали, что придется укреплять живописный слой. Но, как оказалось, на больших полотнах он вполне сохранился», — рассказал Виктор Коробов. Подрамники разобрали, упаковали так, чтобы не повредить элементы сочленения.
Затем первый холст упаковали в бумагу. Край полотна закрепили кнопками на валу и «накатали» картину на гигантскую «катушку». Второе полотно сшили с первым, кромками, стык в стык — так, чтобы они составляли единое целое. И «накатали» вторую картину на вал. Три панно поменьше (размерами 3 на 2,6 метра), как выяснилось, проходят в двери — их не стали снимать с подрамников. На одной из картин («Пейзаж с жатвой» Рихарда Циммермана) было обнаружено повреждение основы. Этот прорыв зафиксировали. Картины были упакованы в два слоя бумаги «буль» (с пупырышками — как для перевозки оргтехники).
«У девяти картин (там холсты были тоньше) пришлось укреплять красочный слой, — рассказал Виктор Коробов. — Устранили заломы, приподнятости, шелушение красочных слоев. Специальными клеями покрывали живопись, через бумагу просушивали, опрессовывали стеклами».
Погрузка и перевозка
На подготовку и консервацию картин ушло около двух недель. За это время была проведена «генеральная репетиция» погрузки. Кран «Мерло» из гаража Эрмитажа подогнали во двор особняка Штиглица. Геннадий Сальников, начальник автотранспортного отдела, завел стрелу крана в окно третьего этажа. Подцепили «катушку» (тогда — еще пустую), посмотрели, как она проходит в окно… А 27 июня ту же операцию проделали еще раз — на этот раз на валу уже были закреплены полотна.
Но вначале кран установили на Английской набережной. Три полотна средних размеров, упакованных на подрамниках, через двери вынесли из мавританского зала сначала в соседнюю танцевальную гостиную, а затем — на балкон третьего этажа. Каждое из них, по одному, краном спускали вниз и грузили в кузов грузовика. Остальные картины меньшего размера вынесли через черную лестницу (центральная лестница занята строительными лесами, установленными для ремонта и реставрации интерьеров здания) и тоже погрузили в машину.
После этого кран заехал в большой внутренний двор особняка и протянул стрелу в окно мавританского зала на третьем этаже. «Катушку» с намотанными на нее двумя холстами подцепили краном и стали выносить через окно. Но оказалось, что вал с картинами весит гораздо больше, чем без них. И выносить его — гораздо сложнее.
Но с трудностями справились, «катушку» наконец уравновесили и смогли благополучно вынести и аккуратно спустить во двор. Здесь «катушку» установили на скейты (низкие платформы с четырьмя колесами каждая) и вывезли на Галерную улицу. Грузовик не мог заехать в большой внутренний двор особняка и ждал на мостовой. Краном погрузили «катушку» в кузов и перевезли живописные полотна в Эрмитаж: четыре картины — в здание Главного штаба, еще девять — в реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня».
Подготовка к выставке
Четыре картины из художественного собрания барона Штиглица будут представлены на выставке в залах Государственного Эрмитажа, которая запланирована на конец сентября — начало октября 2016 года. Реставраторы готовят к выставке и пятое полотно — «Диану на охоте» Морица фон Швинда, но пока неизвестно, сколь длительной будет их работа по восстановлению утраченных участков живописи. Кроме того, на этой выставке планируется представить еще одну небольшую картину Ханса фон Маре «Дворик Мюнхенской резиденции» из фондов Государственного Эрмитажа.
«Большие полотна из особняка Штиглица мы будем разматывать с вала и укреплять на подрамниках в сентябре, когда перед самой выставкой освободится зал для их экспозиции», — сообщил Виктор Коробов.
«Это специальный зал-трансформер, — пояснила Марина Шульц. — У него подвижные стены. На них будут размещены картины из особняка Штиглица для временного экспонирования. При необходимости, если этот зал потребуется для проведения какой-то другой выставки, можно будет развернуть стены "тыльной" стороной к зрителям, и на них развесить другие работы. А позже, после окончания временной выставки, вновь "вернуть" в зал прежние полотна, повернув стены».
13 картин
было вывезено на временное хранение в Государственный Эрмитаж.
Выставка в октябре станет уникальной. Картины из особняка Штиглица, мало кому известные прежде, будут представлены публике, широкой мировой общественности, будут введены в научный оборот. Искусствоведы всего мира, которые изучают немецкую и австрийскую живопись второй половины XIX века, смогут досконально изучить новые шедевры. Университет передал Государственному Эрмитажу предметы живописи из интерьеров особняка Штиглица на временное хранение (с возможностью экспонирования) на срок до окончания ремонтных и реставрационных работ в особняке.