«Наша задача — показать студентам настоящую работу в море»
Океан — не просто источник ресурсов, а сложная, чувствительная система, требующая бережного отношения и тщательного изучения. В ходе исследовательских практик студенты СПбГУ, будущие специалисты в области наук о Земле, знакомятся с современными проблемами наблюдения за океаном, сложной, но интересной работой океанологов и учатся применять в деле полученные знания.
О том, как проходят морские научные экспедиции и почему важно распространять знания об океане, рассказал заведующий лабораторией физической океанологии Тихоокеанского океанологического института им. В. И. Ильичева Дальневосточного отделения РАН, выпускник ЛГУ 1977 года Вячеслав Борисович Лобанов.
Расскажите, пожалуйста, о том, как у вас организованы студенческие практики. В чем состоит практика, какие поручения даются студентам? Сколько человек ежегодно проходят ее на базе вашего учреждения, начиная с какого курса обучающиеся могут в ней участвовать? Как долго она длится? Есть ли в вашей организации подразделение, которое занимается их проведением?
Практика студентов в Тихоокеанском океанологическом институте имени В. И. Ильичева Дальневосточного отделения Российской академии наук (ТОИ ДВО РАН) может проходить как в лабораториях, в стенах института, где студенты занимаются расчетами и математическим моделированием, так и в научных экспедициях, где они сталкиваются с природными процессами лицом к лицу. Экспедиции проводятся на морских экспериментальных станциях института на о. Попова или на м. Шульца, а также на научно‑исследовательских судах в прибрежных водах залива Петра Великого или в морях Дальнего Востока, в Тихом и Северном Ледовитом океанах, иногда в Индийском и даже Южном, т. е. практически по всему Мировому океану. Ежегодно ТОИ ДВО РАН проводит 7‑8 морских экспедиций. Они имеют разную направленность и связаны с изучением физических характеристик океана, биогеохимических процессов, их межгодовой и климатической изменчивости, а также геологическими, геофизическими, палеоокеанологическими и акустическими исследованиями.
На научно‑исследовательских судах студенты работают в составе научных отрядов, обеспечивающих измерение физических параметров океана (температура, соленость, течения), отбор проб воды и донных осадков для проведения гидрохимических и геохимических анализов, а также отбор проб планктона и других биологических объектов. Осваивают методы и средства океанологических измерений, современную океанографическую аппаратуру, анализируют полученные результаты и на практике знакомятся с современными проблемами изучения и освоения Мирового океана, а также актуальными вопросами региональной океанографии морей Дальнего Востока России.
Практика начинается при подготовке экспедиции и заканчивается после ее окончания. Обычно это занимает 1‑2 месяца. Специального подразделения, которое занимается организацией практики студентов, нет. Это делают научные лаборатории, которые организуют экспедиции. При этом студенты трудоустраиваются в институт и получают плату за проделанную работу.
Студенты СПбГУ каких направлений обучения проходят у вас практику? В каких проектах они принимают участие? Приведите, пожалуйста, несколько примеров, когда обучающиеся смогли внести реальный вклад в рабочий процесс. Какие ценные знания им удается приобрести во время практической работы?
Обычно это студенты направления наук о Земле: океанологи, экологи, геологи, реже морские биологи. Бывают также и химики, и физики. Среди крупных проектов последних лет можно выделить межведомственную программу «Экологическая безопасность Камчатки и прилегающих акваторий», начатую в связи с внезапным случаем замора морских организмов в Авачинском заливе на юге Камчатки осенью 2020 года, причиной которого была вспышка развития токсичных водорослей. Это явление известно в Мировом океане, но на Камчатке случилось, по‑видимому, впервые в таком масштабе. Мы провели три морские экспедиции в 2022‑2023 годах на НИС «Профессор Гагаринский» и «Академик Опарин» и несколько сухопутных для изучения динамики вод и гидрохимического режима прибрежной зоны океана, а также реки Камчатка для оценки влияния вулканического пепла на соотношение биогенных элементов в морской воде, которое может, в свою очередь, влиять на развитие тех или иных видов микроводорослей. В экспедициях участвовали студенты Дальневосточного федерального университета, Дальрыбвтуза, Московского и Санкт‑Петербургского госуниверситетов. В последнем рейсе они составляли более трети научного состава (рис. 1).
Другой пример — экспедиция 2024 года на НИС «Академик Опарин» по программе «Оценка радиоэкологического состояния дальневосточных морей России», организованная в связи со сливом загрязненных вод на АЭС «Фукусима‑1». Экспедиция собрала пробы воды для определения содержания искусственных и естественных радионуклидов в Японском и Охотском морях, а также в акватории Тихого океана к востоку от Японии и Курильских островов. Район исследований простирался от северо‑восточного шельфа о. Сахалин на юг, пересекал основную ветвь течения Куросио и захватывал область субтропиков. В экспедиции были и студенты кафедры океанологии СПбГУ (рис. 2). Они работали операторами СТД‑зонда, а также обеспечивали отбор проб воды для определения водородного показателя (рН) и других химических параметров. В последующем эти результаты они используют для дипломных работ по анализу переноса вод от АЭС «Фукусима‑1», а также оценке потоков углекислого газа между океаном и атмосферой, что важно знать для изучения механизмов формирования климатических аномалий.
В чем заключается современный подход в организации студенческих практик? В чем вы видите свою задачу в их проведении: научить будущих специалистов применять знания в работе, помочь им приобрести практические навыки или, возможно, подготовить для себя будущих сотрудников? Многие ли из ваших практикантов впоследствии к вам трудоустраиваются?
Наша задача — показать студентам настоящую работу в море, современное оборудование и методы исследований, показать реальный океан, дать почувствовать происходящие в нем процессы. Они должны это увидеть своими глазами. Это важно, чтобы они могли понять, правильно ли сделан выбор профессии. Есть ли интерес к изучению океана или лучше заняться чем‑то другим? Ведь работа в море не такая простая. Здесь и ветра, и штормы, не всегда комфортные судовые условия, отрыв надолго от родных и близких, от домашнего уюта и привычных занятий на берегу. Взамен этого — интересная работа, романтика дальних странствий, фантастические красоты морей и островов, вулканов и льдов, верные корабельные друзья.
Не все практиканты в последующем устраиваются к нам в институт. К тому же это и не просто. Но я знаю некоторых из тех, кто проходил у нас практику, как уже состоявшихся океанологов, занимающихся научными исследованиями либо практической прикладной работой.
Но даже если практикант не станет в дальнейшем заниматься океанологией, то по крайней мере он познакомится с нашей работой, узнает современные проблемы изучения океана, поймет, для чего это нужно. А проблем много. Наконец‑то наступает понимание того, что океан важен не только как источник пищи, транспортная артерия, место отдыха или боевых действий. Самое главное, что это основной климатический стабилизатор планеты. Именно океан предохраняет нас от резких изменений. Он перераспределяет тепло, поглощает избыток парниковых газов, гасит различные аномалии. Но и сам океан меняется в результате этих воздействий. Он теплеет, окисляется, теряет кислород, меняет свой уровень, загрязняется пластиком и другими вредными веществами. Пропаганда знаний об океане, его роли в природной и социально‑экономической системах планеты, необходимости его изучения особенно важна сейчас. Ведь сейчас проходит очень важная международная акция — Десятилетие наук об океане в интересах устойчивого развития, объявленное ООН на период с 2021 по 2030 год. Миссия Десятилетия — генерировать и применять новые знания для достижения здорового, безопасного, жизнестойкого и прогнозируемого океана в интересах устойчивого развития. Мы работаем и в этом направлении.
Есть ли среди ваших сотрудников выпускники СПбГУ? На каких факультетах они обучались? Как вы оцениваете их работу?
Я сам выпускник СПбГУ, тогда еще ЛГУ. Я окончил кафедру океанологии географического факультета в 1977 году. Выпускников тех лет в институте было несколько. Теперь их осталось лишь двое. В последние годы выпускников СПбГУ к нам не приходило. Но пришло много студентов из Дальневосточного федерального университета.
Какие качества, на ваш взгляд, отличают универсантов от выпускников других высших учебных заведений?
Сейчас, наверное, нет заметной разницы между выпускниками университетов и специализированных институтов, как это было до 1990‑х годов. Все институты сменили название на «университет» или даже «академия». Программа университетов была более широкой и общей в сравнении с более углубленной практической направленностью институтов. Как говорили тогда, если в институте учили «знать все, но ни о чем», то в университете — «ничего, но обо всем». Это, конечно, шутка. Но она как раз хорошо показывает это различие. Молодые специалисты, окончившие, например, Гидрометеорологический институт, хорошо владели методами расчета океанографических характеристик или прогнозов, необходимых для практической работы. Выпускники университета имели меньшие навыки практического анализа, но зато были более нацелены на научные проблемы. Нужно и то, и другое. Но, наверное, для академических организаций, задачей которых являются фундаментальные исследования, важнее второе.
Предлагает ли ваша организация темы курсовых и дипломных работ для студентов? Если да, приведите несколько примеров востребованных тематик.
Тематики дипломных и курсовых работ могут основываться на результатах экспедиционных исследований, в которых непосредственно участвует практикант. Таких примеров много. В дальнейшем работа по этим темам выливается в кандидатские диссертации. Например, много студенческих и аспирантских работ было сделано по карбонатной системе дальневосточных морей, влиянию речного стока на прибрежные акватории, динамике течений и формированию мезомасштабных и синоптических вихрей в океане, их роли в теплообмене и переносе вещества. Я говорю здесь о работах, связанных с экспедициями в области физической океанологии и биогеохимии. Но много чего делается и по другим направлениям тематики института. В последние годы сформировались хорошие связи между ТОИ ДВО РАН и кафедрой океанологии СПбГУ в области математического моделирования динамики вод океана. Несколько студентов проходили практику в лаборатории нелинейных динамических систем и занимались модельными расчетами, что вылилось в курсовые и дипломные работы.
Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями об учебе в Университете. Чему вам удалось научиться за эти годы и как приобретенные знания помогают вам в текущей работе?
Пять лет учебы в университете — это не только получение новых знаний, но и часть жизни. Нам повезло с преподавателями. В те годы кафедру океанологии возглавлял д.г.н. профессор Виктор Харлампиевич Буйницкий, известный океанолог, исследователь полярных районов. Будучи еще курсантом, во время практик он участвовал в изучении арктических морей, развивал методы океанологических исследований, остался на период дрейфа вмерзшего во льды парохода «Георгий Седов» в 1937 году, за что был исключен из Гидрографического института, но после успешного завершения героического дрейфа был восстановлен, награжден орденом Ленина, а через год был назначен директором Арктического института. По результатам дрейфа им подготовлен многотомный научный труд. Во время войны Виктор Харлампиевич участвовал в боях на Балтийском и Северном флотах, награжден орденами и медалями. Это сказалось на его независимом поведении и твердом, но интеллигентом характере. В. Х. Буйницкий — автор множества научных трудов по льдам в полярных районах океана. В те годы на факультете было много профессоров мирового уровня, лекции которых слушались с большим интересом, например метеоролог О. А. Дроздов, биогеограф Е. В. Рубилин, гидролог Н. В. Разумихин. Лекции по теории народонаселения для вечерников читал Л. Н. Гумилёв. Это создавало определенный уровень.
Наш географический факультет находился в историческом здании на ул. Смольной, 3. На танцах играла группа «Аквариум» под руководством Б. Б. Гребенщикова, учившегося на соседнем факультете прикладной математики. Где‑то в коридорах третьего соседа по зданию, юридического факультета, наверное, можно было встретить будущего президента страны В. В. Путина.
Преподавательский состав кафедры океанологии был довольно сильный. Один из лидеров, доцент, а впоследствии заслуженный профессор СПбГУ д. г. н. В. Р. Фукс, преподавал динамику океана. Он развивал новые методы обработки и анализа океанографических данных, моделирования течений и планетарных волн. Виктор Робертович был руководителем моей дипломной работы по динамике волн Россби. И впоследствии мы с ним регулярно встречались и обсуждали проблемы детерминизма и случайности в динамике океана, дуализм волновой и вихревой природы движения вод. Методами расчета приливных движений занимался к. ф.‑м. н. В. Б. Ржонсницкий, под руководством которого я делал курсовую работу. Душой кафедры была доцент А. А. Дмитриева, которая и инициировала ее создание в 1945 году.
Кафедра хорошо организовывала учебные и производственные практики студентов. После второго курса, в 1974 году, мы проводили исследования в Финском заливе на парусной шхуне «Ленинград». В день празднования «Алых парусов» паруса подсвечивались красными прожекторами, на борт поднимались артисты «Ленфильма», и шхуна ходила по Неве, создавая романтическое настроение выпускникам школ. А затем отправлялась в Финский залив, где мы учились измерять температуру, соленость и гидрохимические параметры вод, устанавливать измерители течений. Под руководством заслуженного яхтсмена, героя войны капитана И. П. Матвеева и наших преподавателей Д. К. Старицына и А. Н. Мичурина ходили до Выборга и Таллина, высаживались на пограничный о. Гогланд, несколько дней находились на форту Тотлебен, где сотрудники ЛоГОИНа проводили измерения волнения и других гидрометеопараметров в рамках инженерных изысканий для проектирования защитной дамбы.
По окончании 3-го и 4-го курсов нас устраивали на производственную практику на научно-исследовательские суда. Я был в экспедициях на НИС «Профессор Визе» и «Профессор Зубов» Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Норвежском и Гренландском морях по программе «Полярный эксперимент — Север» в 1975 и 1976 годах. Там меня поразил высочайший профессионализм инженеров научных групп, которые в тяжелых штормовых условиях выполняли наблюдения с требуемым качеством, эффективная организация работы, грамотные специалисты, дружные и слаженные коллективы. Этот пример запомнился на всю жизнь.
Во время учебы нам часто говорили, что Университет не дает знаний, но дает ключи к знаниям. Имелось в виду, что сложно усвоить и хорошо запомнить все, что читается на лекциях, но при необходимости мы легко сможем найти, где можно углубленно изучить тот или иной частный вопрос океанологии, ориентируясь в предмете в целом. Так оно и вышло. После прихода на работу в ТОИ ДВО РАН мне пришлось много читать специальной литературы, следить за новыми публикациями в научных журналах. Это нужно делать постоянно.