Лайфхак для студентов-предпринимателей: как защитить стартап-проект вместо диплома

В этом году победители стартап-состязаний впервые получили возможность представить свои бизнес-проекты в СПбГУ как выпускные квалификационные работы (ВКР). Мы пообщались с выпускниками-первопроходцами, чтобы узнать, сложно ли им пришлось на защите и каких подводных камней следует ждать их последователям.

Право, которое нужно заслужить

Кажется, что защищать бизнес-разработку существенно легче, чем обычную ВКР.

Мы выбрали такой способ, потому что у нас уже был готовый проект, можно было весь год не мучиться с написанием диплома», — рассказывает выпускница направления «Лечебное дело» Анна Малкова, представившая проект «Диапласт». Команда девушки создала пластырь, который определяет уровень глюкозы в поту человека. В случае если сахар в крови повышен, индикатор на пластыре поменяет цвет. Продукт предназначен для скрининга диабета.

К проектам, которые засчитываются как ВКР, предъявляются не такие уж простые требования. Они должны представлять собой научно-исследовательскую разработку или же наукоемкую и коммерчески перспективную бизнес-модель, созданную в рамках конкурса стартап-идей. При этом сами конкурсы должны быть серьезными: их либо проводит СПбГУ, либо вуз, входящий в топ-300 авторитетных международных рейтингов. К тому же студенты обязаны попасть в число лучших, а от тематики проектов ждут соответствия образовательной программе.

Всемогущая мультидисциплинарность

Команда Екатерины Барановой In Sapiens занималась разработкой healthnet-системы, позволяющей следить за состоянием здоровья человека. В нее входит несколько смарт-гаджетов, включая ободок для головы, жилетку, браслет и приложение, в которое передаются полученные данные. Приложение напоминает больному о приеме лекарств и оценивает его общее состояние. В случае необходимости оно может направить к врачу или предложить вызвать скорую помощь.

Выпускница программы «Менеджмент» отметила сложность и разносторонность вопросов, которые задавали ей члены комиссии: «Я представила тот же проект, что и на конкурсе стартапов, но адаптированный под свою специальность. Я маркетолог, однако на защите мне задавали вопросы не только из моей области, а еще и по части финансов. Например, какими формулами я пользовалась при подсчете. Ответить на них иногда было сложно».

По мнению участника проекта «Диапласт» Максима Кузнецова, который изучал в СПбГУ лечебное дело, придать уверенности на защите поможет хорошая мультидисциплинарная подготовка: «Каждый участник проекта обязан понимать в областях, которые выходят за границы его направления обучения. Например, химик должен обладать знаниями и правильно оценивать действия своих коллег в области экономики, маркетинга и бизнес-планирования».

Говорить аккуратно

Студенты готовят для защиты бизнес-план проекта, финальную презентацию, отчет о собственном вкладе в стартап, а также диплом победителя конкурса. Но, конечно, это только формальный перечень требований. В реальности все оказывается сложнее и интереснее. Максим Кузнецов советует сделать во время выступления особый упор на актуальность проекта. «Выпускники, решившие защищаться с помощью ВКР, представляют только данные своих исследований — это цифры и их интерпретация. У нас же всего этого не было. Поэтому, мне кажется, комиссия была несколько удивлена тем, в какой форме все проходило. В конце концов мы сумели ответить на все вопросы и получить высокие оценки», — рассказывает он.

Хотя ребятам есть чем гордиться, все же начинающие предприниматели советуют рассказывать об успехах с осторожностью, а кое-что даже стоит оставить тайной. «Не показывайте на защите какие-либо точные механизмы и цифровые данные о своем продукте. В будущем, когда вы решите его запатентовать, это может усложнить ситуацию», — отметила Анна Малкова.

Экспертная оценка

Еще одна особенность защиты бизнес-проекта заключается в том, что студенты рассказывают примерно о том же, о чем и на стартап-конкурсах. Однако молодые предприниматели все равно могут получить новую полезную информацию. «Большим плюсом защиты стартапа является то, что вас слушают специалисты из вашей области, которые могут дать важный совет», — убеждена Анна Малкова.

Поэтому все, кто решились защищать свой стартап вместо диплома, получили еще и всестороннюю проверку их идеи на прочность. Ведь главная цель любого бизнес-проекта — успешное практическое воплощение. И если с ним что-то не так, важно узнать об этом в самом начале.

Подготовка к «взрослой» жизни

Максим Кузнецов не смог однозначно ответить на вопрос, проще или сложнее защищать бизнес-проект, чем привычную ВКР. По его мнению, многое здесь зависит от темы исследования и взаимодействия с научным руководителем, а также от того, насколько студент интересуется трансфером технологий из науки в бизнес. Если склонностей к предпринимательству нет, возможно, лучше выбрать классический путь.

Все же защита стартапа — это большой плюс в плане университетских достижений и «прокачивания» своих навыков.

Участник проекта «Диапласт» Максим Кузнецов

В том, что возможность защиты стартап-проектов — это правильная и актуальная инициатива, убеждена и Екатерина Баранова: «Представлять свой проект вместо ВКР очень здорово. Благодаря этому ребята могут не тратить время на написание научной работы и заниматься воплощением своих идей. Мы представили настоящий бизнес-план, разработанный для компании. Конечно, мы собираемся его реализовать».

Сегодня команда In Sapiens уже занимается оформлением патентов и созданием фирмы. Планируется, что в 2021 году их healthnet-система пройдет все тесты и будет выпущена на рынок. Проект «Диапласт» тоже развивается.

Мы нашли новых инвесторов. У них немного другие требования к продукту, поэтому мы отклонились от первоначального бизнес-плана на 30–40 %. Также мы продолжаем исследовательскую работу. Из ближайших перспектив — создание прототипа нашего устройства, который будет в большей степени отвечать требованиям инвесторов.

Участник проекта «Диапласт» Максим Кузнецов

Выбор формы финального университетского испытания — личное дело каждого студента. Однако возможность представить вместо ВКР собственный бизнес-проект — это подарок для тех, кто поставил перед собой цель стать успешным предпринимателем.