Как свободно говорить по-русски: советы бразильского студента
Персио Глориа — студент подготовительного отделения СПбГУ. Он приехал в Россию менее года назад из Рио-де-Жанейро, Бразилия. В 2021 году он получил государственную стипендию для поступления в аспирантуру одного из вузов России после отбора, проведенного Россотрудничеством. Сегодня Персио Глориа мечтает получить степень доктора политических наук в Санкт-Петербургском университете.
Когда вы поняли, что хотите изучать русский язык? Будет ли это связано с вашей профессией?
Я с детства интересовался русской историей и культурой. А после окончания средней школы в Бразилии я понял, что хочу изучать русский язык. Мой первый контакт с вашей культурой произошел благодаря старому советскому фильму Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). В детстве я любил средневековую тематику, меня поразило мужество князя Александра Невского и, конечно же, рыцарей и воинов.
В подростковом возрасте я открыл для себя русскую литературу, которую я полюбил всей душой. Я даже прочитал «Войну и мир» Льва Толстого. Помню, мне потребовалось более пяти месяцев, чтобы прочитать роман целиком, но это был уникальный опыт, поскольку именно эта книга пробудила во мне интерес к русской истории, развитию ее международных отношений. Думаю, я смело могу сказать — эта книга повлияла на мой выбор будущей программы бакалавриата.
Когда я поступил в университет, то решил начать изучение русского. К сожалению, из-за работы и учебы я так и не смог приступить к обучению, но мой интерес к России на этом не закончился. Я заинтересовался вопросами российско-бразильских отношений через призму БРИКС и глобальной геополитики. Этот интерес вылился в мою дипломную работу, которая была посвящена российской геополитике.
Мне так понравилось исследование, что я решил подать заявку на магистерскую программу. Моя диссертация была посвящена национальной идентичности, формированию мировоззрения и геополитике в России. Консультативному совету понравилась моя работа, и меня пригласили подготовить образовательную программу, а также провести занятия по международной политике России в моем родном университете. Таким образом, Россия оказалась напрямую связана с моим выбором академической карьеры. Когда я окончил магистерскую программу, то решил, что хочу получить докторскую степень — и желательно в России. Не только потому, что мои исследования были напрямую связаны с вашей страной, но и потому, что у меня появился неподдельный интерес к людям и культуре. Да и для полного понимания предмета своего исследования мне необходимо было полностью погрузиться в русскоязычную среду. Жить здесь, говорить по-русски с местным населением — все это очень важно.
Как проходит обучение на подготовительном отделении? В чем его особенность?
В первом семестре у меня были занятия только по русскому языку. Теперь, во втором семестре, предметы разделены на четыре группы: русский язык, русская литература, история и обществознание. Было действительно интересно и полезно их изучать, в том числе для пополнения моего словарного запаса.
На ваш взгляд, какими качествами и навыками вам нужно обладать, чтобы свободно говорить по-русски?
Честно говоря, я считаю, что терпение и целеустремленность — самые важные качества, которые помогут в изучении любого языка. Но, конечно, общение с носителями также важно. Для человека, говорящего по-португальски, русский — это трудный язык. В некоторых словах есть фонетическое сходство, но структура и логика совершенно разные. Так что понимание культуры и того, как мыслят люди, — ключевые факторы в изучения языка.
Второй семестр обучения уже начался. Какую программу вы выбрали для себя в качестве своей учебной и почему?
Что ж, моя учебная программа связана с гуманитарными науками, и я выбрал ее на основе политологии. Второй семестр стал для меня захватывающим опытом. Новые предметы: литература, история, социальные науки и удобный смешанный формат обучения. Также было интересно познакомиться с другими иностранными студентами. Такое ощущение, что у каждого есть свое необычное прошлое, и даже удивительно, как жизненные пути свели нас вместе в России.
С вашей точки зрения — может ли дистанционное обучение быть таким же эффективным, как обучение в кампусе?
Я думаю, что любая форма допустима, но в случае с языком обучение в кампусе имеет значительное преимущество. Например, просто выйти из дома, чтобы пойти на занятия, это уже своеобразная практика. Я слышу, как люди говорят по-русски на улицах, мне приходится самому говорить на русском, чтобы купить кофе, и так далее. Это ценный повседневный опыт. Встречи с людьми, по крайней мере в моем случае, повышают мотивацию к учебе.
Онлайн-занятия также чрезвычайно важны, особенно в целях экономии времени. Так, я приехал в Россию в декабре, а занятия у меня начались с сентября, еще когда я был в Бразилии. Онлайн-занятия в этом смысле были действительно необходимы. Также хочется отметить, что они хорошо организованы — учитывалась даже разница в часовых поясах.
Есть ли у вас планы продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете?
Поскольку сейчас я получаю стипендию, то я намерен продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете. Я действительно влюблен не только в Санкт-Петербург, который прекрасен, несмотря на суровые по меркам Бразилии погодные условия, но и в сам Университет. Я мог бы даже рассмотреть возможность работы здесь, так как моя нынешняя мечта — стать университетским профессором. Но если я вернусь в Бразилию, то все равно намерен поддерживать свои отношения с Санкт-Петербургским университетом и налаживать связи между бразильскими и российскими коллегами.
Что бы вы пожелали будущим первокурсникам подготовительного курса?
Ну, прежде всего, я хотел бы поздравить их и пожелать удачи. Думаю, что они в предвкушении чего-то нового и необычного в своей жизни. Я также хотел бы пожелать им терпения и стойкости в изучении языка. Уверен, что у них будет много счастливых и запоминающихся моментов в России.