Как одаренные дети представляют свое будущее?

Желаемые представления о собственном будущем одаренные подростки чаще излагают в форме целостных образов и личностных качеств, а избегаемые — в форме событий и эмоциональных состояний. Об этом на XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Психология XXI века» рассказала Виктория Данилова, студент-бакалавр 3 курса СПбГУ.

Об этом говорят данные, которые Виктория Данилова получила в рамках исследовательской работы «Возможные Я интеллектуально одаренных подростков». Работа выполнена под руководством Марины Аванесян, кандидата психологических наук, доцента СПбГУ (кафедра психологии личности).

В исследовании принял участие 21 человек (11 мужчин и 10 женщин) в возрасте от 16 до 18 лет, участники городской программы развития интеллектуально одаренных подростков Санкт-Петербурга, реализуемой АНО «Одаренная молодежь» с 2016 года.

В настоящее время в психологии широко распространена теория Я-концепции. Согласно ей, у каждого человека есть относительно устойчивые представления о самом себе, от которых в том числе зависят самооценка и поведение. Большинство исследований на эту тему сосредоточено на выявлении того, что человек думает о себе в данный момент. Виктория Данилова же заинтересовалась представлениями подростков об их будущем. «На человека влияют не только представления о себе в настоящем времени, но также и представления о своем возможном будущем. Эта идея раскрывается в концепции Возможных Я, появившейся в 80-х годах XX века в теории социального психолога Хейзел Маркус. Возможные Я дают расширенное представление о Я-концепции, включая в нее не только реальные, но и потенциальные, желательные и нежелательные представления личности о себе. От общих представлений человека о своем будущем Возможные Я отличаются активной ролью личности в представляемой возможности», — поясняет Виктория Данилова.

Участники данной программы прошли двухэтапное тестирование — на интеллект и креативность — и были отобраны как интеллектуально одаренные комиссией психологов АНО «Одаренная молодежь».

С ними было проведено интервью, направленное на измерение качественных и количественных характеристик Возможных Я, степени их детализации (насколько подробно его себе представляет участник исследования) и выявление их возможных источников (когда впервые появилось такое Возможное Я).

Проведя качественный анализ интервью, исследователи составили рейтинг наиболее часто встречающихся тем. Их список возглавили карьера (профессия), учеба (поступление) и саморазвитие. Наиболее часто встречающимися темами избегаемых Возможных Я оказались одиночество, провал и обыденность.

Такой тематический репертуар Возможных Я связан с актуальными проблемами и социальными ситуациями подросткового возраста — процессом выбора профессионального пути, ориентацией на общение и контакт со сверстниками, формирование личностной идентичности. Можно сказать, что это был ожидаемый результат в силу их возраста. Для нас были важнее не сами темы Возможных Я, а их форма изложения, то есть ответ на вопрос «как?», а не «что?».

Студент-бакалавр 3 курса СПбГУ Виктория Данилова

Для этого исследователи проанализировали описания Возможных Я по форме изложения, выделив четыре категории: события («поступление в университет», «сборы в армию»), личностные качества («стать более уверенным в себе»), эмоциональные состояния («хочу быть счастливым») и целостные образы (обширные обобщенные описания, вырисовывающие картину будущего, например «образ семейной жизни»). Было обнаружено, что позитивные (желаемые) Возможные Я чаще высказываются в виде целостных образов («творец в широком смысле слова») и личностных качеств («уверенный в себе, за словом в карман не лезет»), а негативные (избегаемые) — в форме событий («заберут в армию») и эмоциональных состояний («печаль, безнадега»).

«Можно предположить, что в процессе конструирования позитивных Я человек сконцентрирован на себе, ориентируется на свои цели и мечты, в то время как негативные Возможные Я представляются ему воздействием внешнего мира, неподконтрольными ему событиями, вызывающими сильные эмоции», — объясняет Виктория Данилова.

Интересно, что описание негативного Я в виде целостного образа снижает способность человека думать о позитивном Я и воплощать его. По словам Виктории Даниловой, это может быть связано с тем, что такая форма представления негативного Я вызывает сильные отрицательные эмоции, с которыми человеку трудно совладать, и привязывает его к негативному мышлению о себе в будущем.

Работая с содержанием Возможных Я, переводя их из неконструктивных форм в более конструктивные, можно добиться положительных результатов при решении проблем самооценки, мотивации и целеполагания. При этом данное исследование может быть интересно не только психологам и педагогам, работающим с одаренными детьми. «Современные исследования показывают, что психологические проблемы, встречающиеся у одаренных детей и подростков, не являются уникальными и свойственны в той или иной мере другим детям той же возрастной категории. Возможно, некоторые психологические особенности у одаренных подростков проявляются более ярко, что делает изучение данной группы перспективным для дальнейшей работы с обычными подростками и даже взрослыми людьми», — поясняет Виктория Данилова.