Елена Чернова: «Территория развития СПбГУ станет новым центром жизни города»

Создание университетских кампусов мирового уровня — одна из приоритетных задач, которые сегодня ставятся перед образовательными организациями России на самом высоком уровне. На последней стратегической сессии Министерства образования и науки РФ, посвященной этому вопросу, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин озвучили критерии, которым должен соответствовать современный кампус.

Концепция Территории развития СПбГУ отвечает всем этим требованиям, несмотря на то, что создавалась задолго до того, как они были сформулированы. О создании проекта и перспективах его развития рассказывает первый проректор СПбГУ Елена Чернова.

ПМЭФ-2021: СПбГУ заключил серию соглашений о создании и развитии ИНТЦ «Невская дельта»

По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, кампусы должны включать три составляющие: образование, науку и инновации, при этом соответствовать современной модели образования и обеспечивать индивидуальность образовательной траектории. Как предполагается учесть эти аспекты в концепции Территории развития Университета?

Замечу сразу, что Территория развития Санкт-Петербургского университета ― это не совсем студенческий кампус. Это зона, в которой у СПбГУ появится возможность за счет создания современной научной и образовательной инфраструктуры обеспечить проведение научных исследований на мировом уровне, а также такой формат образовательной деятельности, который станет моделью для подражания для других российских вузов. Такая модель отвечает принципу триединства образования, науки и инноваций, развитие которых в современном университете может быть обеспечено за счет локации в одном месте. Это был ключевой момент, который подчеркивался в выступлениях всех спикеров.

Понятие студенческого кампуса, существовавшее ранее, ассоциировалось прежде всего с местом компактного проживания студентов. Конечно, хорошо, если общежития находятся рядом с университетом, но в принципе допускается и другое расположение. Студенческий кампус — это модель, не отвечающая требованиям современного развития университета. Только единая локация учебной, научной инфраструктуры и создание возможности для развития инноваций одновременно с компактным проживанием обучающихся позволяют решить эти три задачи, которые стоят перед современным университетом.

Концепция Территории развития СПбГУ была ориентирована именно на эту модель еще до того, как в апреле 2021 года вышло поручение Президента России о создании сети университетских кампусов мирового уровня. Более того, для обеспечения инновационной составляющей рядом планируется разместить инновационный научно-технологический центр СПбГУ «Невская дельта», где будут сосредоточены высокотехнологичное производство и исследовательские отделы крупнейших российских компаний. Центр позволит обеспечить трансляцию научных знаний и результатов научных исследований, которые создаются в Университете, непосредственно в производство. Это поможет сократить традиционно не очень короткий в России научно-производственный цикл.

Будет ли у универсантов возможность создать свое инновационное предприятие рядом с местом работы или учебы?

МИП своими руками: как идею превратить в бизнес

Безусловно, концепция Территории развития Университета и технологической долины — инновационного научно-технологического центра «Невская дельта» — предполагает такую возможность. Это будет наиболее естественный путь трансляции знаний универсантов и внедрения их в производство и коммерциализацию. Когда научный сотрудник, являющийся носителем конкретной идеи, обеспечив определенный научный результат, имеет возможность вложить эту интеллектуальную составляющую в уставный капитал малого инновационного предприятия, тогда у него появляется свой интерес. А когда МИП находится рядом с местом его работы или учебы, этот интерес только удваивается.

В ходе совещания несколько раз подчеркивалось, что кампус должен быть частью городской среды, точкой притяжения для жителей региона. Расскажите, пожалуйста, что планируется для этого сделать в ходе реализации проекта Территории развития СПбГУ?

Университетский проект создания Территории развития совершенно уникален, поскольку позволяет в районе, который до сих пор был местом компактного проживания, музеев и парков, сельскохозяйственного пригородного производства, сосредоточить высокотехнологичные предприятия и сделать его территорией развития не только Университета, но и всего города. Санкт-Петербург чрезвычайно заинтересован в развитии этого проекта. Это связано не только с тем, что в сторону севера все благоприятные для строительства территории уже исчерпаны, а на юго-западе, где появятся Территория развития и ИНТЦ СПбГУ, они существуют, но и с тем, что в этом направлении пойдет развитие городской инфраструктуры. Таким образом, у Университета есть шанс стать драйвером развития города, центром притяжения в этой его новой части. Локация СПбГУ в этой области сделает Пушкинский район и близлежащие территории чрезвычайно привлекательными для горожан и тех, кто хочет связать свою судьбу с наукой, исследованиями и обучением в Санкт-Петербургском университете.

Многие из университетских кампусов, построенных в 60–70-е годы прошлого века, не соответствуют современным требованиям: их содержание дорого обходится вузам, при этом площади расходуются неэффективно и требуют больших энергозатрат. Какие решения будут использоваться, чтобы избежать этих проблем при строительстве сейчас?

Начнем с того, что петергофский учебно-научный комплекс Университета, где живут и работают наши химики, математики, физики и представители другого предметного знания, родился именно в те самые 60–70-е годы после визита ректора ЛГУ Александра Александрова в США. Он посмотрел, как выглядят университетские кампусы в Америке, и решил создать у нас такой же. Для строительства университетского городка была выбрана территория у деревни Тимяшкино, вышли отдельные постановления правительства и ЦК и были выделены средства. Городок был построен, но его транспортная доступность была низкой, поскольку запланированные линия скоростного трамвая и отдельная трасса, которая могла бы обеспечить хорошую коммуникацию с городом, не были проведены. В результате те площади, которые предполагалось передать Университету для дальнейшего обустройства и размещения биологов, географов, геологов и представителей другого предметного знания, были переданы уже коммерческим структурам. Сегодня в том месте, где находится наш петергофский блок, просто нет возможностей для развития, а городская инфраструктура не обеспечивает ту доступность, которой будет обладать Территория развития СПбГУ в Пушкинском районе. Близость аэропорта, строительство в будущем высокоскоростной магистрали, ветки метро от станции «Шушары» и линии скоростного трамвая, создание рядом стоянки поездов ― это совершенно другой уровень коммуникации, способный обеспечить привлекательность этой территории.

Здания, которые были построены в 60–70-е годы, а речь идет об определенном архитектурном стиле и больших пространствах, использовании при строительстве неэкологичных и неэкономичных материалов, с точки зрения современных требований нуждаются в очень больших затрат на содержание. Для того чтобы их можно было использовать, потребовалось бы провести капитальный ремонт, стоимость которого сопоставима со стоимостью строительства на Территории развития новых зданий, пригодных для жизни универсантов. Поэтому такое решение не имеет смысла, и даже если бы гипотетически нам были выделены средства на проведение капитального ремонта, проблемы транспортной доступности, создания рабочих мест и размещения всех универсантов в корпусах, сосредоточенных в Петергофе, никуда бы не исчезли. Поэтому мы считаем, что новая модель университетского городка и архитектурные решения, которые будут для нее предложены, позволят обеспечить существенную экономию затрат на содержание университетских зданий, обеспечат экологическую безопасность эксплуатации этих зданий и высокий уровень энергосбережения.

СПбГУ уделяет большое внимание вопросам экологии, и речь идет не только о научных исследованиях в области природопользования: универсанты активно участвуют в субботниках, открывают новые экоточки, а в программу раздельного сбора отходов с каждым годом вовлекается все больше студентов и преподавателей. Какое воплощение найдет принцип экологичности в проекте Территории развития Санкт-Петербургского университета?

Экологичность новой Территории развития СПбГУ и технологической долины будет обеспечена за счет новых технологических решений и использования экологически чистых строительных материалов. Сегодня при строительстве новых зданий для обеспечения энергосбережения применяются совершенно другие технологии. Замкнутая система отопления позволяет уменьшить расходы и сохранять тепло в здании в течение длительного в наших широтах морозного периода.

Сегодня затраты на содержание инфраструктуры и материально-технической базы университетов составляют порядка 20 % бюджетов. И мы наблюдаем, в первую очередь в Санкт-Петербургском университете, неэффективное использование площадей. Наши дворцы, в которых в городе сосредоточены образовательный процесс и научные исследования, являются объектами культурного наследия и за счет охранных требований не позволяют развернуть исследовательский процесс, адекватный современным требованиям научного знания. Мы не можем организовать в здании Двенадцати коллегий размещение тех установок, на которых могут быть проведены научные исследования.

При всех обстоятельствах мы вынуждены искать территории для строительства за пределами Университета. Что касается петродворцового комплекса, у наших зарубежных партнеров нет желания работать в нем над совместными проектами в силу его неудобного расположения. Мы не можем с этим не считаться.

Современные университетские территории должны обеспечивать высокий уровень плотности и интенсивности коммуникации тех, кто там работает и живет, а пространство этого комплекса должно отвечать требованиям открытости, современности и удобства. Решить этот вопрос позволят помещения-трансформеры — залы, которые можно быстро и с минимальными трудозатратами преобразовать под любые цели. Такая модель сегодня реализуется в Сколково, и эта задача поставлена перед проектировщиками Территории развития Санкт-Петербургского университета, «Студией 44». Современный кампус должен отвечать современным требованиям: это в том числе гибкость, возможность работы 24×7 — доступность общественных пространств, например библиотеки или конференц-зала, в вечернее время. Ведь график жизни, в первую очередь самих студентов, не всегда совпадает с расписанием аудиторных занятий. Когда кампус отвечает этим критериям, он становится неотъемлемой частью городской среды.

Уже есть расчеты, которые убедительно говорят о том, что устойчивое развитие студенческого городка можно обеспечить, только если в нем проживают от 30 до 50 тысяч студентов. Территория развития Санкт-Петербургского университета как раз отвечает всем этим параметрам. Сейчас для многих вузов ставится вопрос о создании межуниверситетских кампусов, но мы такой масштабный университет, что для нас такое решение привело бы к созданию плохо управляемого монстра. Проект Территории развития СПбГУ вполне отвечает критериям современного университетского кампуса. Отвечая на запросы со стороны наших партнеров, мы оставляем некоторый задел в технологической долине, где смогут размещаться исследовательские центры, институты, фирмы-разработчики новых технологий, и потому очень рассчитываем на то, что Территория развития нашего университета станет новым центром городской жизни Санкт-Петербурга.