Директор Центра исламских исследований СПбГУ — об итогах 2022 года, религиозном образовании и 200-летии Хусаина Фаизханова
События 2022 года изменили карту внешнеполитических интересов России, в частности, обусловили «поворот на Восток». В этом смысле особую роль не перестает играть исламский мир, важный еще и потому, что в России проживает около 20 миллионов мусульман. Мы побеседовали с директором Центра исламских исследований СПбГУ, первым заместителем председателя Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ доктором теологии Дамиром Мухетдиновым о том, каким будет внешнеполитический «поворот», какое значение для этого имеет мусульманское образование, а также о планах на будущее.
В уходящем году Россия праздновала 1100-летие принятия ислама народами Волжской Булгарии. Старт празднования был дан в Москве 13 января чтениями имени Марджани. Расскажите об основных итогах этого года.
1100-летие принятия ислама народами Волжской Булгарии, которое отмечалось на федеральном уровне, совпало с исторически важными для нашей страны событиями. Сейчас происходит осмысление нашего места в мировом контексте, в том числе с исторической точки зрения. Уникальный культурный ландшафт России формировался веками. Празднование 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии подчеркивает, что в истории России религии — иудаизм для правящей элиты Хазарского каганата, ислам для Волжской Булгарии и восточное христианство для Киевской Руси — это органичная часть государственного фундамента. Возникновение этих различных, но постоянно взаимодействовавших между собой стран на территории европейской части современной России определило ее будущий цивилизационный характер как многонационального государства, базирующегося на нескольких религиозных традициях. Это подчеркивают и президент страны, и политическая элита, и духовенство всех религий нашей страны.
Мы видим, что сегодня на мировой арене продолжается битва за ресурсы. Численность населения планеты перевалила за восемь миллиардов. В течение следующих десятилетий прибавится еще миллиард. И у каждого мыслящего человека возникает вопрос: как этот очередной миллиард прокормить? К этому стоит добавить климатическую проблему глобального потепления, получившую новый импульс проблему мигрантов, от которой страдают страны Западной Европы. Качество жизни там не улучшается. За этот мировой хаос ответственность в том числе несут мировые гегемоны. Они способствовали движению огромной массы людей из Азии и Африки в Европу. Они на крыльях бомбардировщиков несли демократию в страны, которые в результате этого пришли в упадок. Было частично разрушено наследие древних цивилизаций и культур. Вспомним Ливию, Ирак, Афганистан, Сирию...
Подробности об участии Центра исламских исследований СПбГУ в юбилейных мероприятиях.
Я считаю, что мы являемся свидетелями институционального кризиса мироустройства, связанного с кризисом мысли. Однополярность разрушительна. Священный Коран говорит, что с точки зрения помысла Господа в мире должно быть равновесие, которое удерживают народы с помощью друг друга. Равновесие — это как минимум биполярный мир. А лучше многополярный, потому что это характерно для Божественной конструкции. Божий замысел — сделать людей разными, чтобы поддерживался баланс. Главное предназначение человека как халифа (наместника) на земле провозглашено в одном из аятов Священного Корана: «Не сейте порчу на земле...» — то есть не разрушайте мироустройство, заложенное Господом Богом.
Получается, что значение 1100-летия принятия ислама не ограничивается только мусульманской уммой?
Исходя из этого глобального дискурса, 1100-летний юбилей принятия ислама Волжской Булгарией был важен и для мусульман, и для всех граждан России. Мое родное село Рыбушкино в Нижегородской области основано в 1556-ом году. Соседним селам 600–700 лет. Нижнему Новгороду 800 лет. Получается, что мои предки проживали на этой земле примерно столько же, сколько чуваши, мордва, русские... Для многих русских людей это открытие. На мой взгляд, школьная и институтская среда во многом не дорабатывают в этом вопросе. Я люблю смотреть школьные учебники своих детей. Хазарскому каганату в учебнике истории посвящен один абзац. Волжской Булгарии — один абзац. При этом весь учебник посвящен Древней Руси. Но если мы декларируем, что Россия многонациональное и многорелигиозное государство, то нужно сбалансировать материал в учебниках, дать достаточные сведения о Хазарском каганате как уникальном средневековом государстве, руководящая верхушка которого исповедовала иудаизм, а ее ближайшее окружение — ислам. Нужно рассказать, что в столице каганата рядом стояли синагоги, христианские храмы и мечети, а при дворе кагана было шесть кадиев (судей): двое мусульманских, двое христианских и двое иудейских. Хазарский каганат — это нынешние территории Волгоградской, Астраханской и других областей, огромная часть современной России. Когда мы игнорируем этот аспект, мы даем пищу нашим оппонентам.
Наш президент оказался дальновидным. Благодаря ему Россия в качестве страны-наблюдателя вступила в Организацию Исламская конференция (с 2011 года — Организация исламского сотрудничества). Владимир Путин стал первым руководителем российского государства, совершившим в 2007 году государственный визит в Саудовскую Аравию, ставший эпохальным событием в двусторонних отношениях, в Катар. Визиты глав мусульманских государств в Россию — королей Саудовской Аравии и Бахрейна, президента ОАЭ, эмира Катара — свидетельствуют, что мусульманский фактор сегодня во многом определяет международную повестку. Но его нужно осмыслять. Нужны реальные проекты.
На ваш взгляд, исламский мир сегодня остается нашим партнером? Можно ли говорить, что в текущей внешнеполитической ситуации контакты с исламским миром активизировались и имеют особое значение для России?
Исходя из моих личных наблюдений, с 24 февраля по сегодняшний день происходит очень сильная коррекция отношения исламских государств к России. Первые полгода мы опирались на накопленный за минувшие 20 лет ресурс, когда всеми силами — общественными, политическими, религиозными — создавалось представление о России как части исламского мира. Об этом Владимир Путин заявил в Малайзии в 2006 году. Об этом свидетельствуют и открытие в 2015 году Московской соборной мечети с участием глав государств, и открытие обновленного здания Московского исламского института в сентябре текущего года.
Дамир Мухетдинов принял участие во встрече с премьером Пакистана Имраном Ханом, выступил на XIV Международной конференции по межрелигиозному диалогу в Дохе, а также на Всемирной конференции улемов и IX Форуме по продвижению мира в Абу-Даби.
На открытии реконструированного комплекса Московского исламского института — партнера Университета по реализации программы по подготовке кадров в области ислама — присутствовали вице-премьер Марат Хуснуллин и мэр Москвы Сергей Собянин, а сразу после церемонии в ходе телефонного разговора муфтия Равиля Гайнутдина поздравил президент России Владимир Путин. Как вы считаете, будет ли усилен или изменится вектор развития исламского образования в России?
Вижу в этом продолжение того же вектора, той же парадигмы, о которой говорил Владимир Путин в 2013 году в Уфе на встрече с религиозными лидерами страны. Мы должны обеспечить духовный суверенитет российских мусульман, российской духовной традиции, чтобы наше исламское образование было конкурентным, чтобы наши абитуриенты при выборе учебного заведения отдавали предпочтение не зарубежным, а российским исламским институтам. Мы очень благодарны правительству Москвы, мэру столицы и нашему благотворителю сенатору Сулейману Керимову, которые поддержали обращение муфтия Гайнутдина и вложили значительные средства в создание достойной материальной базы.
Московский исламский институт не только единственный исламский вуз столицы. Это единственный исламский вуз в России вне национальных республик. Сегодня мы реализуем государственную программу по подготовке кадров в сфере ислама, важное участие в которой принимает Санкт-Петербургский университет. Президент поставил задачу готовить исламские кадры в государственных вузах в кооперации с исламскими, что мы и делаем. При этом понимаем, что никакое исламское образование без системной институциональной поддержки государства не может быть конкурентным. Да, религия отделена от государства. Но вспомним, почему в царскую эпоху произошел расцвет джадидизма: не по решению сверху, а потому, что для этого созрел исламский бизнес. Меценаты — братья Хусаиновы, Рамеевы, Баруди и другие — поняли, что средства надо вкладывать в просвещение, в строительство медресе, библиотек. Так появились медресе Хусаиния в Оренбурге и Мухаммадия в Казани, Галия в Уфе, откуда вышла вся татарская советская интеллигенция, от послов-дипломатов до врачей и глав национальных республик. Это очень важный момент.
Для вас особое значение имеет Санкт-Петербург. В Санкт-Петербургском университете вы защитили диссертацию и стали первым доктором исламской теологии в России. В нынешнем юбилейном году в СПбГУ во второй раз прошли Бигиевские чтения. В Университете на исламоведении учатся выпускники МИИ. Как вы оцениваете это сотрудничество?
Приведу в пример профессора Александра Кныша в Абу-Даби на конференции глав исламских университетов. Он, будучи профессором и СПбГУ, и Мичиганского университета, рассказал на международной площадке о сотрудничестве ДУМ РФ и СПбГУ. В презентации профессора Кныша я увидел на фото среди его студентов наших выпускников, тогда еще молодых. Сейчас они работают в ДУМ РФ.
Проект, инициированный нашим муфтием и поддержанный президентом, является уникальным для истории нашей страны! Во времена Российской империи тем, кто не принадлежал к дворянскому сословию, был закрыт доступ в госуниверситеты. Вспомним Хусаина Фаизханова: его не хотели устраивать на работу в Петербургский университет, несмотря на всеобщую поддержку, начиная с декана восточного факультета Александра Казембека. По словам академика Бартольда, это был единственный случай, когда студенты написали ходатайство ректору Университета в поддержку трудоустройства преподавателя. В советское время при поступлении в Университет учитывалось членство в партии, в рядах ВЛКСМ. Сегодня же молодые мусульмане из глубинки (из деревень Мордовии, Нижегородской, Ульяновской и других областей) учатся в Университете! Еще два-три десятилетия назад такое невозможно было представить.
Я не пропустил ни одной защиты выпускников-исламоведов в Университете. На меня произвела огромное впечатление защита Сайидмухаммада Абубакарова, племянника покойного муфтия-шахида Дагестана Сайидмухаммада Абубакарова. Он защитил магистерскую диссертацию, посвященную герменевтике египетского мыслителя Насра Абу Зейда (1943–2010). По решению членов Ученого совета это была единственная работа из группы, которая была рекомендована к публикации.
Повторяю, наше сотрудничество — уникальное явление. В Университете разработана специальная программа по исламоведению. В ее рамках я, религиозный деятель, ученый, читал спецкурс по Корану. То есть мы вернулись к тому явлению, которое явил собой Хусаин Фаизханов. Наши студенты сначала четыре года в стенах МИИ изучали Коран, Сунну, религиозные тексты с позиций апологетики ислама, а затем уже в СПбГУ в качестве исламоведов оттачивали критический подход, в том числе по отношению к отдельным моментам исламского вероучения. Лекции им читают профессора Михаил Пиотровский, Виталий Наумкин, Тауфик Ибрагим, Леонид Сюкияйнен — повезло застать потрясающую школу последней волны светил российского востоковедения.
Благодаря этой уникальной программе мы имеем полный цикл подготовки исламских специалистов — от бакалавриата до аспирантуры. Более того, в СПбГУ учреждается за подписью ректора Николая Кропачева, члена-корреспондента РАН, Институт теологии. Это серьезная эволюция мысли, и мы благодарны государству за это.
С нашими коллегами в СПбГУ, в Центре исламских исследований, мы не раз проводили Бигиевские чтения, Фаизхановские чтения, чтения имени Шигабутдина Маржани. В этих конференциях принимают участие и наши студенты. На них проходит апробация программы.
При случае всегда благодарил покойного профессора Михаила Сергеевича Мейера (выдающийся историк-востоковед, профессор ИСАА МГУ, скончавшийся в апреле 2022 года. — Прим. ред.), благодарю академиков Михаила Борисовича Пиотровского и Виталия Вячеславовича Наумкина: благодаря им основной костяк центрального аппарата ДУМ РФ и Московского исламского института — это высококлассные специалисты, прошедшие подготовку в МГУ и СПбГУ. Они не муллы в узком понимании слова, которые могут только проповедь с минбара мечети прочитать. Эти люди могут и выступить с докладом на конференции, написать научную статью об исламе. Это наша мусульманская интеллигенция. Сайидмухаммад Абубакаров, о котором я говорил выше, сейчас ответственный редактор издательского дома «Медина», вычитывает все тексты — на английском, на арабском, на русском языках. Он показал прекрасную подготовку. Одновременно он учится в аспирантуре и разрабатывает тему основных подходов к проблеме откровения (вахи) в исламе.
В следующем году будет отмечаться 200-летие со дня рождения общественного деятеля, преподавателя Петербургского университета Хусаина Фаизханова (1823–1866). События пройдут на родине богослова, в Нижегородской области. Можете поделиться планами в рамках празднования этой даты?
Пожалуй, у каждого человека есть личностные ориентиры. Из мусульманских ученых для меня это Хусаин Фаизханов, человек огромной скромности. Об этом упоминают и Марджани, и Фахретдин. В самом грандиозном сочинении Марджани — шеститомном биобиблиографическом труде «Вафийат ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф» («Подробное о предшественниках, их приветствия потомкам») больше всего страниц посвящено биографии Фаизханова.
Мусульманский Петербург 2.0. Как выпускники СПбГУ формируют новый взгляд на исламскую мысль
Фаизханов — человек несгибаемой воли, потрясающей трудоспособности и широких энциклопедических знаний. Для него не было ничего, что могло бы остаться вне рамок критического осмысления. Он работал рядом с выдающимися учеными: академиками Дорном, Казембеком и Вельяминовым-Зерновым, профессором Мухлинским, знал больше дюжины языков, владел всеми способами каллиграфии. Я проработал все 45 рукописей Фаизханова, хранящихся в Институте восточных рукописей РАН, за что выражаю благодарность его директору Ирине Поповой. Это уникальные материалы: переписанные рукой ученого тексты Османской империи XVI века, рукопись Навои. Фаизханов читал на чагатайском, староосманском, арабском, персидском, их диалектах и переписывал рукописи! Александр Казембек по переписанной им рукописи издал «Историю Дагестана».
Притом у Фаизханова была огромная педагогическая нагрузка на восточном факультете Императорского Санкт-Петербургского университета, где он преподавал татарский, турецкий, арабский и каллиграфию, занимался наукой. Хусаин Фаизханов сумел сделать то, что не смогли сделать тюркологи того времени: нашел ключ к расшифровке булгарских письмен. Это одно из главных его достижений. Фаизханов дал татарскому народу, который считает себя преемником Булгарской цивилизации, ключ к расшифровке древних памятников языка.
Поэтому, конечно, мы будем широко отмечать 200-летие Хусаина Фаизханова, в том числе и в Санкт-Петербургском государственном университете. Его пример как ученого, способного к критике и вместе с тем порождающего смыслы, крайне важен в XXI веке.