Пять углов: Загляни за горизонт
Мы видим — система образования, в том числе и высшего, реформируется. К чему готовиться выпускникам школ, абитуриентам 2013 года? Что должно определять их выбор? Олимпиады, профильные экзамены или творческие работы, наличие бюджетных мест, спрос на профессии?
Я думаю, абитуриенты 2013 года уже начали готовиться! Как обычно, правила приема в вузы будут приняты к 1 февраля 2013 года (это требование закона). Но вряд ли стоит ожидать каких-то существенных изменений в 2013 году.
Санкт-Петербургский университет продолжает двигаться в избранном направлении — максимальной прозрачности приема. На подавляющее большинство образовательных программ СПбГУ в 2012 году прием велся по результатам ЕГЭ. Там, где есть дополнительные вступительные испытания (например, на творческих специальностях — у дизайнеров, скажем), они сопровождались аудио- и видеозаписью, которая может быть использована при апелляции.
Для одаренных ребят по-прежнему отличным вариантом получить льготы при поступлении являются олимпиады. В 2011/2012 учебном году Олимпиада школьников СПбГУ собрала более 52 000 участников, что на треть больше, чем в предыдущем году. Проведение отборочного этапа Олимпиады в заочной форме позволило принять участие в ней школьникам из всех субъектов Российской Федерации. Благодаря партнерам СПбГУ представители Университета провели отборочный и заключительный этапы Олимпиады в более чем 40 регионах страны, а также в странах ближнего зарубежья. Число участников Олимпиады по отдельным предметам за год возросло в несколько раз, что говорит о неподдельном интересе школьников к данной форме интеллектуальных соревнований, проводимых Санкт-Петербургским университетом.
Если говорить собственно о выборе абитуриента, то какие тут можно давать советы! Главное, чтобы это был выбор самого абитуриента, а не друзей, родителей, учителей. Выбор профессии должен быть сделан самим человеком, ведь это, по сути, выбор всей дальнейшей жизни. Делая выбор, надо оценивать собственные способности и душевные склонности, конъюнктуру рынка труда и проходной балл на ту или иную образовательную программу. Все эти факторы важны, но окончательную «пирамиду» из них — что основополагающе, а что факультативно — каждый выстраивает самостоятельно.
На ваш взгляд, как меняются сами абитуриенты, их отношение к учебе, их осведомленность, мотивация, уровень подготовки? Что прежде всего они учитывали и что сейчас они учитывают при выборе?
Я всегда с большим вниманием и заинтересованностью смотрю на тех, кто приходит учиться в наш университет. Молодежь очень разная. Но меня радует одна общая черта: жажда справедливости, справедливости к себе и другим. Правда, при низком уровне доверия к любой власти, к коллегам и даже к друзьям такая жажда справедливости угрожает спокойному, цивилизованному способу разрешения конфликтов.
Молодые люди за последние двадцать лет стали свободнее, раскованнее, критичнее. Можно назвать их более целеустремленными, хотя иногда их цели кажутся мне менее возвышенными, более прагматичными. Но разумными! Высшее образование они рассматривают не как самоцель, а с точки зрения своей будущей карьеры, как первую в ней ступеньку. Абитуриенты придирчиво сравнивают вузы, выбирая, куда поступать. И это хорошо: конкурентная среда стимулирует вузы больше заботиться о качестве образования.
Не должны вузы забывать и о востребованности своих выпускников, а для этого надо поддерживать тесный контакт с работодателем. Чтобы от жизни не отрываться, понимаете? Санкт-Петербургский университет пошел по пути заключения договоров с серьезными компаниями, где наши студенты проходят практику. Такие договоры у университета есть, например, с Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу, Сбербанком, банком ВТБ 24. Договор крайне важен: его наличие говорит о том, что партнерская организация поможет нам научить студента тем конкретным навыкам, которые ему необходимо освоить для профессии. Диплом без опыта на рынке труда не очень дорого стоит. А если у нашего выпускника есть рекомендации и определенный опыт, накопленный при прохождении практики в солидной организации, работодатель уже будет понимать, каков круг компетенций соискателя. Университет подбирает партнеров, которые могут и помочь нам дать выпускнику необходимые практические навыки, и оценить уровень его знаний. Договоры предусматривают и организацию трудоустройства студентов, хорошо себя проявивших во время прохождения практики.
Мы вообще стараемся сделать так, чтобы студенты как можно раньше попробовали себя в практической, настоящей, живой работе. Не говоря о естественнонаучных факультетах, где процесс обучения без полевых практик немыслим. Например, наши студенты-психологи приобретают такие практические навыки в Психологической клинике СПбГУ, в которой полезную консультацию может получить студент любого вуза, студенты-юристы приобретают такие навыки в Юридической клинике.
Постоянно меня спрашивали об уровне подготовки абитуриентов, когда мы перешли на ЕГЭ: изменился ли он по сравнению с прошлой системой? И тогда я отвечал: надо подождать, пока ребята проучатся у нас хотя бы курс-два, тогда и можно будет сравнивать. Теперь можно сказать, что уровень абитуриентов, поступающих в наш вуз, не снизился. Зато расширилась география: образно выражаясь, ЕГЭ устранил тромбы, которые не позволяли ребятам из глубинки поступить в престижный вуз.
Сейчас много говорят и пишут о рейтингах вузов. Это действительно важный ориентир? Но что в них должно быть? Будет ли эта информация объективной и полезной для абитуриентов? И если да, то когда?
Вряд ли существуют идеальные рейтинги. Но с каждым годом усиливается влияние позиции университета в рейтинге на восприятие вуза абитуриентами и их родителями, студентами, экспертным сообществом.
Признанные международные рейтинги, такие, как QS, Times, ARWU (Шанхайский рейтинг) определяют сегодня интегральный уровень качества образования и научных исследований в университете. Руководством страны поставлена задача — чтобы как минимум пять российских вузов входили в первую сотню этих трех международных рейтингов. К сожалению, пока в эти рейтинги входят лишь несколько российских вузов, а во все три — только МГУ и Санкт-Петербургский университет. Мы активно работаем над тем, чтобы улучшить свои показатели. Это серьезная задача не на один год вперед.
Важным фактором, учитываемым при составлении рейтингов — и действительно важным для оценки научной работы в вузе — является публикационная активность: сколько научных статей публикуют ученые вуза.
На днях аналитики Национального фонда подготовки кадров представили сравнительный анализ публикационной активности российских и зарубежных вузов (эта информация анализировалась в СМИ). На первом месте оказался Гарвард — более 192 тысяч статей за прошедшее десятилетие и Оксфорд — свыше 72 тысяч. У МГУ — почти 38 тысяч, у СПбГУ — около 12 тысяч. У остальных российских вузов значительно меньше: в Петербурге за нами следует Политех (4101 статья), в хвосте рейтинга исследовательских университетов Горный (38 статей).Такой разрыв...
Видите, какая огромная разница между мировыми лидерами и российскими и между вузами внутри нашей страны! Так что при составлении рейтингов важный вопрос — кого с кем и каким образом сравнивать.
Помимо трех названных мной общепризнанных мировых рейтингов существует очень много и других, менее известных. Зачастую они весьма тенденциозны. Поэтому я бы советовал абитуриентам с осторожностью относиться к тем рейтингам, которые еще не зарекомендовали себя.
Какие сферы образования и дипломы будут востребованы обществом через десять лет?
При нынешних темпах развития общества десять лет — это большой срок! Конъюнктура рынка труда меняется стремительно и порой непредсказуемо. Конечно, во многом это зависит от развития технологий. Поэтому наверняка разнообразные образовательные программы, связанные с математикой, программированием будут по-прежнему на пике. Хочется надеяться, что на фоне возрождающегося интереса к науке, росте вложений в нее вернется и увлечение молодежи научной работой. В последние несколько лет такой интерес снова проявляется, что явно заметно при приеме в аспирантуру СПбГУ. Сейчас большинство открытий делается на стыке разных областей, и мы в университете стремимся как можно лучше обеспечить возможности для совместной научной работы ученых самых различных научных специальностей.
К сожалению, так сложилось, что долгое время коллективы факультетов в университете существовали очень обособленно — знаете, такая «университетская раздробленность»... Например, в одном из зданий, где располагались помещения сразу трех факультетов, все внутри было перегорожено металлическими решетками, чтобы «чужие» не могли воспользоваться аудиториями, новым оборудованием коллег и так далее. Такого рода надуманные барьеры должны быть сломаны! Я часто говорю, что университет един, и это не просто красивые слова: смысл в том, что университет предоставляет уникальные возможности для кооперации специалистов самого разного профиля. Этим необходимо пользоваться! Один из важнейших шагов, которые мы предпринимаем — создаем сеть ресурсных центров, в которых находится суперсовременное, действительно классное оборудование, приобретенное в соответствии с запросами наших ученых, и этими центрами могут пользоваться все универсанты и ученые других учебных и научных учреждений. Мы работаем на перспективу и надеемся, что нашими нынешними и будущими студентами это действительно будет востребовано.
Ваш совет абитуриентам 2013. Как лучше всего выбирать свое будущее, лучше всего готовиться?
Как я уже говорил, главное — выбирать самому! Каждый человек должен нести ответственность за свой выбор. Это не всегда легко, но необходимо во взрослой жизни. Без этого не получится гражданского общества, о котором сегодня так любят говорить. Выбирая себе профессию, помните: без интереса к специальности не будет ни увлекательной и успешной учебы и работы, да и жизнь ваша вряд ли состоится. Конечно, полезно заранее подумать, легко ли найти работу по твоей специальности, трезво оценить свои шансы на поступление, но, в конце концов, смелость города берет! Откуда берется смелость? От уверенности в том, что тебе это необходимо и жить без этого не можешь. Поэтому интерес к делу и упорство — в основе всего!