Профессионалы России: Санкт-Петербургский университет XXI века
Санкт-Петербургский университет, старейший вуз России, основан в 1724 году. За 288 лет существования СПбГУ закрепил за собой право называться одним из лучших вузов России: богатое историческое прошлое, современная широкая исследовательская деятельность, активное развитие и новаторство, позволяют СПбГУ находиться на передовых рубежах российской науки.
На сегодняшний день в Санкт-Петербургском университете более 30 тысяч студентов, обучающихся на 24 факультетах, работают 13 тысяч сотрудников, почти 6 000 преподавателей, из них 1500 докторов наук, около 3 000 кандидатов наук, более 40 академиков государственных академий. Ректор старейшего вуза страны Николай Михайлович Кропачев ответил на вопросы главного редактора журнала.
Николай Михайлович, какие университетские проекты вы считаете самыми значимыми за последние годы?
Последнее время ознаменовалось для Петербургского университета началом реализации больших инфраструктурных проектов. На основании поручения Председателя Правительства РФ В. В. Путина нам передали ряд зданий бывшей Военной академии тыла и транспорта и земельный участок — все это, как я надеюсь, позволит нам консолидировать ресурсы СПбГУ на Васильевском острове и поблизости от него. Моя мечта — сделать университет единым во всех смыслах этого слова.
Главное — это развитие университета, учебной и научной работы. В конце 2010 года Правительством РФ принята Программа развития до 2020 года, в соответствии с которой мы ведем нашу работу. Мы сделали конкурсными и максимально открытыми процедуры получения грантов на научные исследования в университете. Для того чтобы обеспечить должное качество научных исследований и привлечь лучших ученых, мы создаем ресурсные центры.
Мы активно развиваем сотрудничество с зарубежными вузами, но существенно повысили планку для отбора партнеров. За последние два года Санкт-Петербургский университет заключил договоры с 14 университетами 12 стран мира, среди которых Университет Токио (21-е место в Шанхайском рейтинге), Бостонский университет (76-е место), Национальный университет Тайваня (102-е место). В ноябре 2011 года был подписан Меморандум о взаимопонимании с ParisTech (Парижский технологический институт, Франция).
По приглашению участников международного консорциума Санкт-Петербургский университет в прошлом году вступил в Coimbra Group, ассоциацию старейших и престижнейших вузов Европы. СПбГУ стал сороковым и первым российским членом Coimbra Group, куда входят многие влиятельные классические университеты с богатой историей, в частности, Оксфордский, Кембриджский, Женевский, Барселонский, Гейдельбергский, Геттингенский университеты.
Кроме того, СПбГУ выступает организатором крупнейших международных форумов гражданских обществ: «Петербургский диалог» с Германией и «Диалог Россия — Республика Корея».
Важным университетским проектом стало создание Студенческих советов — это позволяет студентам участвовать в решении ключевых вопросов жизни университета. Представители студенческого совета СПбГУ включаются в состав Ученого совета СПбГУ, в составы соответствующих ученых советов факультетов. Они участвуют в работе Центральной комиссии по переводам и восстановлениям, включаются в состав стипендиальных и тендерных комиссий. Немаловажно, что студенты привлекаются к разработкам технических заданий на ремонт, приобретение оборудования, услуг, а после этого включаются в состав комиссий по приемке выполненных работ и оказанных услуг. Представители студенческих советов имеют право присутствовать на приемах граждан, проводимых деканами факультетов, проректорами и ректором университета.
Для студентов у нас работают бесплатные Юридическая клиника и Служба психологической помощи, Центр защиты прав абитуриента, Центр защиты прав призывников. Недавно мы открыли Центр защиты прав избирателей. Все эти службы хорошо себя зарекомендовали и пользуются спросом у универсантов. Подчеркну — все они действуют не только для студентов СПбГУ! Мы открыты для студентов всех вузов России. Поэтому виртуальная приемная Юридической клиники — «Юрисконсульт для студентов» — действует на популярном интернет-ресурсе «Фонтанка. ру».
Мы предприняли существенные шаги для повышения открытости работы в университете. Сейчас большой популярностью пользуется Виртуальная приемная СПбГУ: все знают, что вопрос, поступивший туда, не останется без ответа, более того, если автор вопроса не возражает, ответ будет опубликован в Интернете. В настоящее время мы имеем более 2000 посещений виртуальной приемной в день.
В ноябре 2009 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, который присвоил СПбГУ особый статус «уникальных научно-образовательных комплексов, старейших вузов страны, имеющих огромное значение для развития российского общества». Также СПбГУ предоставлено право выдавать дипломы собственного образца с официальной символикой РФ.
Тренд — полная информационная открытость, в том числе финансовая, с вашим приходом начал формироваться и в управлении вузом. Какие это дает результаты?
Только путем открытой, гласной политики можно изменить такой большой и сложный организм, как наш университет. Поверить руководителю в том, что он хочет изменить жизнь вуза в лучшую сторону (а не в свою личную), невозможно, если только не увидеть его дела. А увидеть можно, только если информация о происходящих в университете событиях будет доступной. Чем выше степень открытости, тем сложнее работать руководителям, но и тем больше у нас и сторонников менять университетскую жизнь к лучшему. Очень надеюсь, что требование об открытости информации о деятельности вуза будет законодательно закреплено, тогда ослабнет противодействие тех, кто против открытой информации о заработной плате, о расходовании бюджетных средств, о конкурсах, проходящих без намека на конкуренцию, и т. п.
В разделе «Обращения к ректору» на сайте СПбГУ мы публикуем запросы, которые считаем незаконными. Еще в 2010 году на сайте СПбГУ я стал выставлять письма такого примерно содержания: депутат Госдумы в период финансово-экономического кризиса, пошатнувшего социально-экономическую обстановку и вызвавшего социальную напряженность, в стремлении максимально поддержать детей из малообеспеченных семей, успешно окончивших среднее образовательное учреждение, счел возможным ходатайствовать об оказании содействия и поддержки при поступлении... Просили об этом не только депутаты — послы, губернаторы, прокуроры... Особенно мне «нравятся» используемые в таких случаях должностными лицами формулировки — «вверенный Вам вуз».
Это все оказалось на сайте, теперь Интернет все читают. В этом году не помню ни одной бумаги по поводу блата — вот зримый результат открытой работы.
Открытость коснулась и экзаменов, в том числе вступительных, — постоянно ведутся видеозаписи...
Гласность и открытость в университете являются сейчас важными составляющими университетской жизни. Мы приглашаем в качестве членов экзаменационной комиссии для проведения вступительных испытаний работников других организаций. Апелляционные комиссии также возглавляют не сотрудники университета, а руководители или заместители руководителей комитетов по науке и высшей школе города или области. В прошлом году мы дополнительно ко всем этим мероприятиям, которые, на мой взгляд, являются системными, ввели еще и аудио- и видеозаписи вступительных испытаний, проводимых в устной форме. Мы стали шифровать и устные экзамены: теперь члены комиссии не знают фамилии абитуриента, у которого принимают экзамен.
Теперь, если вы с чем-то не согласны, можно идти и обжаловать — и запись испытания можно использовать как доказательство. И никаких тебе списков — деканских, ректорских... Я, кстати, предложил, чтобы во всех вузах такое было, но многие почему-то не торопятся. И защиты диссертаций мы проводим в Интернете. Сейчас в новых ваковских требованиях такое же положение записано. Что все должны проводить видеофиксацию защиты. Я надеюсь, что и на дополнительных вступительных испытаниях это скоро будет повсеместно.
Вы сказали, что и студенты университета, и представители профсоюзов участвуют в работе приемных, тендерных, переводных, научных и методических комиссий. Что это, новая демократия или попытка борьбы с коррупцией?
Непрозрачность — главное условие для развития конфликта. Когда все знают правду, кричать не о чем — надо решать возникшую проблему. Это к вопросу о гласности. Однако важнейшая цель привлечения представителей общественных организаций проста: чем больше руководители будут опираться на мнение коллектива, тем эффективнее будут их управленческие решения. Это гарантия того, что руководство вуза не оторвется от действительности и будет опираться на интересы тех, для кого оно работает. Мы стараемся, чтобы представители общественных организаций присутствовали на всех интересующих их процедурах.
Например, проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк вместе со студсоветами решает вопросы организации обучения (практика, составление оптимального расписания, занятия по физкультуре и др.). Есть замечания, связанные с учебно-методической работой, например, отсутствие должного количества дисциплин по выбору. По вопросам подготовки и проведения ремонтных работ в университете идет активное общение с представителями студсоветов и профсоюзов — студенческого и преподавателей и сотрудников. Как я уже говорил, они включаются в комиссии по оценке качества ремонтных работ: это логично, ведь им работать и жить в ремонтируемых помещениях.
Каковы ваши главные управленческие принципы?
В университете нельзя приказывать — преподаватели и студенты не поймут, и будет конфликт. Поэтому я буквально бью по рукам моих замов, которые пытаются работать только путем издания приказов. Общение, убеждение и гласность — без этого эффективного управления университетом не получится.
Убедить ученого можно только аргументами. В университете не воспринимают систему отношений «начальник — подчиненный». Руководитель должен постоянно доказывать, что в том вопросе, по которому он принимает решения, он более компетентен, чем все остальные. И замечу, должен постоянно сомневаться, постоянно искать новое, постоянно повышать квалификацию.
Приказы можно снести в административной системе, где начальник может быть менее квалифицирован в том вопросе, которым он занимается, чем подчиненные. А здесь атмосфера приказа не проходит. Она ломает университет. Именно поэтому в университете всегда придается большое значение тому, доктор ты или не доктор, пишешь статьи и монографии или не пишешь. Если ты не доктор, то почему ты командуешь. Ведь сугубо управленческим качествам в России пока не очень верят. И университет в этом смысле консервативен, архаичен. Здесь постоянно оценивают, насколько ты квалифицирован, профессионален, убедителен.
Управленческий аппарат вуза, на ваш взгляд, соответствует современным требованиям менеджмента?
К сожалению, пока еще нет. Но значительные изменения за последние годы произошли.
Давайте проанализируем два компонента — кадры и структуру. К управлению университетом привлечены люди, которые связаны с ним всю жизнь, прошли путь от студента до преподавателя. Их плюс — глубокое знание университета, опыт научно-педагогической работы, понимание целей и задач развития. Минус — не у всех есть административный опыт, не все в равной мере смогли адаптироваться к новому виду деятельности. Так что костяк сформирован, но есть куда развиваться.
Что касается структуры управления, то она должна соответствовать требованиям текущего момента. Университет меняется, и одна из целей, к которым ведут перемены, — за несколько лет прорваться в группу мировых лидеров образования и науки. Соответственно должна измениться и структура управления. Но не дело бездумно копировать чуждые модели, надо учитывать наши традиции, правовое поле российской системы образования и науки, экономические отношения и запросы общества. Академическая корпорация консервативна, и реорганизовать ее сразу невозможно. Так что впереди непростой путь, перемены в структуре управления начались, и первый их этап близится к завершению.
Университет расположен более чем в трехстах зданиях. Часть — собственность Российской Федерации, некоторые переданы городом или Ленинградской областью в безвозмездное пользование. Как грамотно управлять этим хозяйством и будет ли осуществляться новое капитальное строительство в ближайшие годы?
Проблема в том, что если здания расположить не в трех минутах ходьбы друг от друга, организовать единый учебный процесс практически невозможно. В Петербурге у нас помещения в Центральном, Василеостровском, Адмиралтейском районах, в Петергофе. Кафедры наших биологов разбросаны по 36 зданиям.
Территориальная раздробленность университета — это тот удар, который повлек за собой раздробленность интеллектуальную и который сказался в итоге на качестве работы университета. Поэтому объединить его — на Васильевском острове и на Ново-Адмиралтейском острове — это сверхважная задача. Большим достижением стало решение Владимира Владимировича Путина о передаче СПбГУ зданий Военной академии тыла и транспорта. Очень надеюсь и на положительное решение вопроса о передаче Ново-Адмиралтейского острова в распоряжение СПбГУ.
Кроме того, губернатором Петербурга было принято решение о передаче нам квартала А4 на Васильевском острове — это около 5 га земли. Таким образом, у нас есть возможность, например, создать общежития на 20–25 тысяч мест в центре города уже к 2016–2018 годам. Это даст возможность всем студентам — не только иногородним, но и питерским, проживать в университетском городке. И наша задача сделать городок таким, чтобы студенту захотелось там жить.
Наш Петергофский комплекс будет и дальше развиваться как научный центр. Два года назад мы оборудовали там суперсовременный наноцентр, куда можно прийти и работать вне зависимости от того, из какого ты вуза, с какого ты факультета, ассистент ты или профессор. Петербургским государственным университетом только в этом и следующем году будет закуплено новейшего научного оборудования на сумму более 4 миллиардов рублей.
Как вы привлекаете в университет молодых ученых, высококвалифицированных преподавателей? В чем видите конкурентное преимущество вуза в кадровых вопросах?
Главная проблема любого вуза, даже имеющего современную компактную инфраструктуру, — как сохранить и привлечь талантливого ученого. Сделать это можно, например, при помощи служебного жилья, и здесь у нашего университета есть определенное конкурентное преимущество. Через пару месяцев будут сданы 108 квартир. Впереди новые подобные проекты. В последние годы мы стали проводить открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских разработок. Конкурсы, которые проводит университет (конкурсная комиссия состоит из признанных лидеров в науке, работающих не только в нашем университете), являются абсолютно открытыми, в них может принять участие любой желающий. Условие одно — тот интеллектуальный продукт, который получается в результате работы, принадлежит СПбГУ. Таким образом, возникает конкурентная среда и возможность привлечь людей не только из других городских вузов, но и с периферии. Это политика, которая, безусловно, принесет результат. Не сразу, а года через два-три.
Некоторые из талантливых выпускников вернулись в университет. За последние два года четверо ученых вернулись, прочитав в Интернете о наших действиях, программе развития, управленческих решениях по организации научных исследований в университете. Уверен, что за ними придут и другие.
Система наших действий ничем не отличается от той, что существует в ведущих мировых университетах. Мы создаем современные исследовательские лаборатории, предоставляем на конкурсной основе финансирование поездок на научные стажировки и конференции, принимаем меры по увеличению заработной платы преподавателей, в том числе путем введения надбавок за научные публикации в рейтинговых научных журналах, за участие в конкурсах грантов, за чтение лекций на иностранных языках. С 1 января 2011 года введены регулярные (ежемесячные) стимулирующие доплаты для молодых кандидатов (до 30 лет) и докторов (до 40 лет) наук. Установлено, что не менее 30% фонда оплаты труда по внутренним грантам предназначено для молодых ученых.
Привлекательность Петербурга как конкурентное преимущество тоже надо использовать. Я какое-то время жил на Фонтанке. Можно было идти вдоль реки и останавливаться у каждого дома, гулять по Летнему саду. Все проблемы проходят, даже если «Зенит» проиграл.
Культурная жизнь студентов и сотрудников университета соответствует статусу культурной столицы России? Какими творческими коллективами гордится вуз?
Совсем недавно, в феврале, в университете произошло крупное событие — Десятый хоровой фестиваль имени Григория Сандлера, посвященный столетию со дня рождения выдающегося хормейстера. Благодаря его виртуозной и самоотверженной работе университет стал подлинным центром культуры. В то время, когда Григорий Моисеевич пришел в ЛГУ, вузовских хоров в стране не существовало. Но глядя на университет, свои хоры стали создавать все институты, а вскоре начались и регулярные смотры студенческих коллективов. Нынешний хор студентов Петербургского университета — известный и уважаемый коллектив, он выступает на лучших концертных площадках города, гастролирует. Об университетских коллективах можно долго рассказывать — их много, у них интересная история и насыщенная жизнь. Театр-студия СПбГУ ведет историю с 1944 года, оркестр русских народных инструментов (между прочим, Народный коллектив России) — с 1953-го. У нас есть Молодежный камерный оркестр, вокальная студия, фольклорный ансамбль. Самый молодой коллектив — ансамбль старинной музыки Musica Universalis, он был создан в 2007 году по инициативе группы студентов. Им руководит знаменитый музыкант Александр Кискачи.
Три года назад в СПбГУ были созданы основные образовательные программы «Музыкальное искусство» и «Актерское искусство». Качество работы профессорско-преподавательского состава программ объективно подтверждают результаты участия студентов в крупнейших международных конкурсах в России и за рубежом, фестивалях. Главным профилем работы программы «Музыкальное искусство» является подготовка исполнителей на старинных клавишных музыкальных инструментах — органе, клавесине и карильоне. Сегодня СПбГУ является единственным вузом в Восточной Европе, где обучают игре на карильоне, а выпускница магистратуры 2009 года Лю Янь стала первой в истории гражданкой КНР, овладевшей искусством игры на карильоне. Мы городимся достижениями наших студентов и выпускников, о них можно прочитать на нашем сайте.
С 2010 года по инициативе декана факультета искусств Валерия Гергиева в университете проходят встречи с выдающимися деятелями культуры. Валерий Абисалович дал возможность студентам ближе познакомиться с великими мастерами, изучить секреты искусства.
В одном из интервью вы упоминали «об обнаруженных 500 тысячах книг в мешках из-под цемента в Петергофе. Они несколько лет путешествовали по университету, и в конце концов были вывезены туда. Среди них — прижизненное издание Гёте, множество других редких изданий». Расскажите подробнее об этой истории.
По решению администрации университета в 2001–2002 годах более 500 000 книг силами курсантов Военной академии тыла и транспорта были свалены в бумажные мешки и навалом вывезены из здания по адресу: 10-я линия, д. 33, на университетский склад в Петергофе. В двух грязных складских помещениях общей площадью 500 кв. м мешки с книгами были свалены в кучи высотой выше человеческого роста. В 2003 году часть книг, примерно 20%, была размещена на стеллажах абсолютно хаотично в неразрезанных пачках или стопками. При этом проходы между стеллажами остались завалены мешками с книгами.
Только в 2007 году, после того как я при обходе университетских помещений в Петергофе случайно обнаружил эти книги, начались работы по разбору фонда. В настоящее время фонд расставлен на стеллажах силами сотрудников Научной библиотеки имени М. Горького. Работа была крайне тяжелой физически, так как каждый мешок весил 20–40 кг и был покрыт толстым слоем пыли и грязи. Сотрудники работали только в резиновых перчатках и защитных масках, которые приходилось менять каждый час из-за крайне высокой запыленности. При разборе фонда часть книг была отобрана сотрудниками отраслевых отделов для пополнения фондов отраслевых отделов наиболее ценными и интересными изданиями.
Сотрудниками отдела менеджмента отобрано 2862 экземпляра по истории, философии, а также справочная литература. Сотрудниками отдела экономики отобрано более 5000 книг по истории экономики, в том числе книги «Кабинета статистики», существовавшего в университете с ХIХ века, представляющие большую историческую ценность.
Сотрудниками юридического отдела отобрано 16 992 издания по юриспруденции, истории государства и права, философии, справочная литература. Среди них 6429 дореволюционных научных журналов — «Юридический вестник», «Право», «Известия Московской Государственной думы», «Юридические записки», «Журнал гражданского и уголовного права» и др. Среди отобранных книг отдельные тома Энциклопедического словаря Гранат; Свод законов Российской империи; книга Н. М. Карамзина «История государства Российского» 1843 года издания — всего более 10 000 томов дореволюционных изданий, в том числе около 2000 иностранных. Все эти книги прошли электронную каталогизацию и сейчас доступны не только всем универсантам, но и всему научному сообществу.
В настоящее время на складе в Петергофе все книги вынуты из грязных мешков и расставлены на стеллажах. Проводится упорядочение их расстановки — выделены журнальный фонд, иностранные книги, книги по годам издания. Производится также отбор серьезно пострадавших книг, которые должны быть заново переплетены, отреставрированы, излечены от грибка. В течение ближайших девяти месяцев предполагается завершить работы по количественной проверке фонда, что даст возможность определить количественный размер потерь этого фонда.
К сожалению, таких примеров недобросовестного отношения к университетскому наследию у нас было много.
Как ректор одного из ведущих вузов страны охарактеризуйте современную российскую молодежь.
Она разная, но всегда устремлена вперед. Поэтому сложно характеризовать ее в сиюминутном контексте.
Я лучше знаю ту молодежь, которая связала свою судьбу с нашим университетом. Но и здесь довольно разный уровень образования и общей культуры. Но есть общее, что меня, несомненно, радует: жажда справедливости, справедливости к себе и другим. Правда, при низком уровне доверия к любой власти, к коллегам и даже к друзьям такая жажда справедливости постоянно угрожает спокойному, цивилизованному способу разрешения как малых, так и больших конфликтов, которых еще так много в нашем обществе.
За два последних десятилетия молодежь стала свободнее, раскованнее, критичнее. Целеустремленнее — хотя цели кажутся менее возвышенными, что ли, более прагматичными. Научилась ставить очень острые вопросы — правда, не всегда хочет вникать в ответы (это, впрочем, было всегда).
В университет приходят лучшие представители молодежи, взрослеют у нас на глазах и получают не только положенные знания, но и традиции, университетскую широту мировоззрения, корпоративный дух. Если они найдут свое место в отечественной интеллектуальной, политической, экономической элите, не будут вынуждены уехать за рубеж — у страны есть перспективы.
Расскажите о ваших учителях — школьных, институтских, которых помните и благодарите за жизненные уроки.
Первые и главные среди моих учителей: моя бабушка — учитель средней школы, первый школьный учитель Татьяна Владимировна, учитель математики Ирина Станиславовна, которая привила мне любовь к этой науке наук.
В университете мне посчастливилось встретиться с выдающимися учеными — юристами А. И. Королевым, О. С. Явичем, Н. А. Беляевым, А. С. Пашковым, Ю. К. Толстым, Н. С. Алексеевым, В. З. Лукашевичем, Д. И. Луковской, О. С. Иоффе, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечотом. С каждым из них меня связывает очень многое.
Самая главная встреча — еще на 2 курсе с моим учителем не только в науке, но и в жизни — профессором Вадимом Семёновичем Прохоровым. Я не знаю человека, который, однажды близко узнав его, не хотел бы вновь и вновь иметь возможность общаться с этим великим человеком.
Традиционные вопросы: как отдыхаете, чем увлекаетесь?
Предпочитаю работу...