Точка зрения. Тамара и Андрей Крисановы. Живопись, графика, украшения
В СПбГУ пройдет выставка «Точка зрения. Тамара и Андрей Крисановы. Живопись, графика, украшения».
Выставка «Точка зрения. Тамара и Андрей Крисановы. Живопись, графика, украшения», подготовленная Музеем В. В. Набокова и Музеем современных искусств имени С. П. Дягилева СПбГУ, передает атмосферу радости жизни, любви и дружбы, которую изначально несла с собой культура «новой волны», сформировавшаяся в Ленинграде в начале 1980-х годов.
Андрей Крисанов (1966–2018), в 1983 приехавший в Ленинград из Новороссийска, стал частью этой культуры — живописцем группы «Новые художники», музыкантом, игравшем на бас-гитаре в группе «Кино» и оркестре «Поп-механика» Сергея Курехина, красавцем-модником, снимавшимся в фильме «Асса», где это молодежное движение предстало символом перемен для всего СССР. Но прежде всего, Андрей проявил себя выдающимся мастером нового искусства, создавшим собственный стиль, «орнамент» и космос образов, столь же узнаваемых, как почерк корифеев нью-вейверского искусства Кита Харинга и Жана-Мишеля Баскии. Образность, стоящая на грани комикса и граффити, и лапидарный почерк Крисанова, сложившийся, с одной стороны, в общемировом контексте неоэкспрессионизма и граффитизма начала 1980-х, а с другой — под воздействием русских футуристов начала ХХ века, повлияли на мастеров группы «Новые художники», в том числе, на мир квадратноголовых героев и жестко-ироничные сюжеты рисунков Виктора Цоя.
Очевидно, что у Крисанова была не до конца реализованная склонность к прикладной работе с материалами, сверхформальному схематизму («Троица» в картине «По круговой»), дизайнерскому конструированию изящных объектов и декоративизму (в восьмидесятые он делал декорации к концертам «Кино» и «Поп-механики»). Так, в 2010-е годы Андрей работал над циклом коллажей на сигнальных флагах, списанных с крейсера «Аврора». Узнаваемые геометризированные фигурки героев его сатирических бытовых сцен и мотивов — моряки, спортсмены, уфологи, путешественники на ковре-самолете и знаменитые ученые вроде Николы Тесла или Альберта Хофмана, как и мир персонажей Харинга, — потенциальные образы для переосмысления и тиражирования в мультипликации, мерчах, новых техниках и формах.
Этот благодарный материал после смерти Андрея стала осваивать его жена Тамара, создающая по мотивам произведений мужа изящные и столь же остроумные украшения и декоративные фигуры.
На выставке представлены произведения из коллекции семьи Крисановых, собраний Владимира Лыпаря (галерея «Ультрамарин»), Олега Ишутова и Сергея Бугаева (Африки).
Кураторы выставки Анна Ратникова и Андрей Хлобыстин.