История Университета в работах ленинградских художников
В СПбГУ пройдет выставка «История Университета в работах ленинградских художников».
Сюжеты пятнадцати эстампов, созданных ленинградскими художниками в 1969 году к юбилейной дате воссоздания Санкт‑Петербургского университета (1819 год) , отражали историческое и пространственное развитие Университета: науку и образование; экзамены самого известного выпускника — Владимира Ленина; начало высшего женского образования и демократизацию вуза после революции, рабфак; события большой истории, затронувшие университет; и, конечно, genius loci университета — от здания Двенадцати коллегий до макета Петергофского кампуса. Шесть художников‑авторов — О. Н. Иванов, М. М. Герасимов, А. В. Орешников, В. М. 3вонцов и В. А. Ветрогонский — принадлежали к Петербургской (Ленинградской) школе печатной графики, традиции которой восходят к творчеству В. В. Матэ (1856‑1917 годы), М. В. Добужинского (1875‑1957 годы), А. П. Остроумовой‑Лебедевой (1871‑1955 годы). В работе над университетским альбомом художники варьировали техники печати и композиционные решения так, чтобы гравюры, одновременно созданные, производили впечатление коллекции исторических свидетельств, случайно собравшихся в целостный и многогранный образ истории университета.
NB: Печатная графика, гравюра или эстамп — как правило, тиражные графические работы на бумаге, созданные перенесением краски с матрицы на лист бумаги. Матрицы создаются из дерева (ксилография), металла (офорт), линолеума (линогравюра), камня (литография). Матрица представляет собой гладкую плоскость, на которой с помощью иглы, штихеля, специального карандаша и кислоты создается фактурное изображение. После этого на матрицу наносится краска и с помощью специального станка, под большим давлением, краска с матрицы переносится на лист бумаги.