Материалы ректорского совещания

№ 248
от 18.04.2016

Повестка совещания

    На какие вузы обращают внимание абитуриенты

    13–16 апреля СПбГУ участвовал в Московском международном салоне образования (ММСО — 2016), организованном Министерством образования и науки России. Тема этого года — «Новая архитектура образования». В мероприятии приняли участие московские и региональные вузы, но МГУ представлен не был.

    Из примерно 30 тысяч посетителей салона только 4,5 тысячи заинтересовались стендом СПбГУ. Очевидно, что при принятии решений об участии Университета в российских и международных образовательных выставках необходимо анализировать не только цель нашего участия и возможный результат, но и продумывать, как наиболее выгодно представить СПбГУ посетителям. В решении этой задачи важную роль должны играть научно-педагогические работники (подробнее читайте в интервью ректора: Он был первым, ответ 1, Честность и открытость, ответы 9–11, Университету кризис не страшен, ответы 11–14, Общество все больше не понимает друг друга, ответ 2).

    Как выполнить требования законодательства о государственном языке?

    13 апреля в Москве состоялся международный симпозиум «Русская грамматика 4.0», организованный Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербургским государственным университетом и Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Симпозиум собрал около 200 ученых-лингвистов из более чем 20 стран мира. В ходе доклада (Требования закона о государственном языке никому не известны) на пленарном заседании ректор СПбГУ Николай Кропачевподчеркнул, что «эксперты Университета изучают проблемы использования государственного русского языка в устной и письменной коммуникациях. От того, насколько язык профессора и студента, язык научных публикаций является понятным для других, зависит качество образования, полученного в вузе, качество научных исследований. От того, насколько понятным и соответствующим нормам будет профессиональный русский язык выпускника, зависит эффективность его деятельности в коллективе, что в конечном итоге имеет важные социальные и экономические последствия. Мы в СПбГУ стремимся внести свой вклад в поддержание языковой традиции и правильности применения языковых норм, утвержденных на государственном уровне».

    Разговор о проблемах применения русского языка как государственного продолжился на заседании круглого стола (модераторы проф. Николай Кропачев и проф. Маргарита Русецкая). В обсуждении приняли участие: автор одного из самых известных толковых словарей современного русского языка профессор СПбГУ Сергей Кузнецов; директор НИИ проблем государственного языка СПбГУ Сергей Белов; проректор СПбГУ, заместитель председателя правления фонда «Русский мир» Сергей Богданов. Представители различных вузов и научных организаций России задали выступающим много вопросов, по результатам дискуссии была принята резолюция: Итоги круглого стола «Нормы и правила речевой деятельности при использовании русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации» Москва, ММСО 13 апреля 2016 года.

    Итоги заседания подвела заместитель председателя Правительства России Ольга Голодец, которая высоко оценила работу, проводимую Санкт-Петербургским государственным университетом.

    В рамках работы Научно-исследовательского института проблем государственного языка СПбГУ специалисты разных областей знаний недавно исследовали текст «Образовательных требований СПбГУ к реализации основных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры» (общим объемом менее 40 страниц). Анализ использования в этом документе русского языка как государственного выявил 56 ошибок (приблизительно 1,5 ошибки на страницу). В том числе:

    • орфографических ошибок, нарушающих грамматические нормы — 10
    • нарушений словообразовательных норм — 1
    • нарушений формообразовательных норм — 3
    • нарушений норм словоупотребления — 22
    • нарушений норм речевого использования — 15
    • нарушений коммуникативной логики высказывания — 5

    Анализ государственного стандарта СПбГУ и других локальных актов СПбГУ и других вузов и организаций РФ будет продолжен (читайте в интервью ректора Лучший — докажи, ответ 3, Граждане не понимают юристов и чиновников. Это может плохо кончиться, ответы 9 и 10, Избыток запятых мешает правосудию, ответ 9, Ректор СПбГУ: «Язык чиновников понимают только 5 % россиян», ответы 1–2 и материалах ректорского совещания от 04.04.2016, п. 7 и от 25.04.2016, п. 6).

    Лучшие школы готовят студентов для лучших вузов России

    Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева СПбГУ вошла в рейтинг 200 лучших школ России RAEX и заняла 14 место (см. Академическая гимназия СПбГУ вошла в топ–20 лучших школ России). Рейтинг отвечает на вопрос: Какие школы готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России? При его составлении оценивалось количество выпускников школ, которые поступили в университеты из топ–20 рейтинга вузов России RAEX 2015 года.

    В топ–20 рейтинга школ RAEX вошли 14 московских школ, три — петербургских, две школы из Екатеринбурга, одна — из Томска. Составители рейтинга отметили, что в борьбе за талантливых иногородних абитуриентов Санкт-Петербург с явным преимуществом обыгрывает Москву. Среди зачисленных в лучшие вузы Санкт-Петербурга доля выпускников школ других регионов составляет 57 %. В СПбГУ доля зачисленных в 2015 году выпускников школ из регионов России была 66,56 % (читайте подробнее в интервью ректора: В кругу звездных друзей, ответ 1, За Нобелем, ответ 1, Николай Кропачев: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 4).

    Иностранные работодатели ограничивают своих сотрудников, желающих работать в других вузах мира

    Кадровая служба Университета ведет регулярную работу по приглашению ведущих ученых к работе в СПбГУ. В ходе обсуждения с учеными, работающими в иностранных университетах, условий их трудовых договоров были выявлены ограничения, которые накладывают иностранные работодатели на своих сотрудников. Как известно, во многих странах мира работа по совместительству возможна только с согласия работодателя. Например, работодатель ограничивает круг организаций, в которых работнику разрешается работать по совместительству, или не рекомендует им работать в каких-то организациях. Заметим, что сила такой рекомендации весьма высока. Порой работодатель разрешает работать в других организациях, но допускает только оказание консалтинговых или экспертных услуг. Более того, работодатель предупреждает, что двойное трудоустройство плохо отразится на профессиональном, личностном, гражданском или общественном портфолио преподавателя.

    В тоже время было отмечено более ответственное отношение ученых, работающих в иностранных университетах, к соблюдению требований законодательства и локальных актов своего вуза и нашего Университета. Они обязательно знакомятся с каждым пунктом договора, знакомят с предложениями своего основного работодателя и согласовывают с ним условия новых контрактов (с юридической или кадровой службой зарубежного вуза). К сожалению, пока научно-педагогические работники СПбГУ не обладают таким уровнем личной ответственности, из-за чего страдает образовательный процесс и порой создается угроза причинения ущерба правам Университета на интеллектуальную собственность.

    Об обращениях в органы власти

    Благодаря работе Виртуальной приемной и других инструментов обратной связи, действующих в СПбГУ, руководство Университета имеет возможность оперативно получать информацию и предпринимать действия, направленные на защиту прав и интересов обучающихся и выпускников. Вот несколько примеров за последний месяц.

    В Социальном кодексе Санкт-Петербурга студентам предоставлены льготы на проезд в пригородном железнодорожном транспорте, но не предусмотрено подобных льгот для аспирантов очной формы обучения. Ранее законодательство не рассматривало период подготовки диссертации в аспирантуре как период обучения в вузе. Более того, этот период засчитывался в трудовой стаж гражданина. Однако уже несколько лет законодательство рассматривает аспирантуру как самостоятельную образовательную программу. В связи с этим и на основании экспертного заключения наших юристов направлены запросы в комитет по транспорту администрации Санкт-Петербурга и в Законодательное собрание города с предложением — внести соответствующие изменения в законодательные акты Санкт-Петербурга.

    Как известно, в предыдущие годы после окончания аспирантуры выдавалась академическая справка об обучении. Со ссылкой на имеющийся в законодательстве пробел должностные лица комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга отказываются проставлять апостиль на этот официальный документ. По поручению ректора в Минобрнауки направлено экспертное заключение наших юристов и мотивированное обращение с предложением — срочно ввести апостилирование документа об обучении.

    Студенты российских вузов имеют возможность перевестись в зарубежные вузы. А перевод в вузы России из зарубежных вузов запрещен, хотя декларируется необходимость расширения международных контактов, а перед вузами поставлены задачи привлечения иностранных обучающихся. По поручению ректора наши юристы подготовили экспертное заключение, на основании которого в Минобрнауки направлено мотивированное обращение о необходимости внесения изменений в действующие правила для обеспечения возможности перевода студентов из зарубежных в российские вузы (читайте в интервью ректора:  Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне, ответ 7, Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты, ответ 11, Университету кризис не страшен, ответы 2, 3 и 15 и в Материалах ректорского совещания от 27.06.2016​, п. 2.).

    На пути к индивидуальному контракту

    В 2015 году в Университете было заключено несколько тысяч договоров гражданско-правового характера с физическими лицами. Кадровой службой Университета проведен анализ эффективности использования такого способа регулирования отношений между Университетом и физическими лицами и выявлены типичные нарушения порядка заключения контрактов:

    • часто такой контракт нередко представляет собой лишь письменную договоренность о работе без указания каких-либо конкретных обязанностей сторон, кроме обязательства Университета оплатить услуги, к которой позже прикладывались смета и акт о выполненных работах
    • договор зачастую заключался после фактического выполнения работ и услуг
    • договор часто заключался со штатным преподавателем СПбГУ, который по трудовому договору имел минимальную педагогическую нагрузку, а по договору гражданско-правового характера получал гораздо большую заработную плату
    • стоимость работ и услуг по таким договорам часто была не обоснованна и, как следствие, несправедлива (порой одинаковые работы и услуги оплачивались по-разному)

    В августе 2015 года были введены правила: договор гражданско-правового характера заключается не меньше, чем за 20 дней до оказания услуг; заранее прорабатываются вопросы целесообразности заключения каждого договора и оцениваются перспективы исполнителей — с кадровой и финансовой точек зрения. Кроме того, в договоре гражданско-правового характера в обязательном порядке закрепляются обязательства работника и работодателя (в том числе обязательства по обеспечению качества работ), вносятся пункты, защищающие интеллектуальную собственность Университета. Все договоры, заключающиеся в 2016 году, должны соответствовать этим правилам (читайте в интервью ректора Лучший — докажи, ответ 2, Честность и открытость, ответы 2 и 6, Университету кризис не страшен, ответы 8–9).

    Выбирать лучших, премировать эффективных

    За прошедшую неделю на восьми заседаниях ученых советов институтов и факультетов было рассмотрено 246 конкурсных дел на замещение должностей научно-педагогических работников. Из них лишь шесть конкурсов было проведено на альтернативной основе. В одном случае кадровая квалификационная комиссия коллектива института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ» поддержала одного претендента, а ученый совет института — другого. Вопрос будет вынесен на рассмотрение Ученого совета Университета.

    Отвечая на вопросы директоров институтов и деканов факультетов, первый проректор И. А. Дементьев напомнил, что требования к лицам, претендующим на должности научно-педагогических работников, устанавливаются в Университете уже несколько лет (с 2010 года) по представлениям самих директоров институтов и деканов (см. Материалы ректорского совещания от 23.05.2011, п. 10; от 04.07.2011, п. 1; от 05.03.2012, п. 2; от 30.09.2013, п. 1; от 03.06.2013, п. 7; Материалы приема граждан от 28.01.2014, п. 1; от 08.04.2014, п. 1; от 18.11.2014, п. 1).

    Причем зачастую представления руководителей приходили непосредственно перед проведением конкурса. Теперь для конкурсов, которые будут проводиться в период с сентября 2016 по июнь 2017 года, заранее опубликованы требования к претендентам на должности научно-педагогических работников СПбГУ. На совещании еще раз напомнили эти требования (Материалы ректорского совещания от 04.04.2016, п. 2, Материалы приема граждан от 18.11.2014, п. 1):

    • количество публикаций в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, иногда в РИНЦ (в зависимости от области знаний)
    • наличие грантов, в которых работник в период с 2013 года и до даты проведения конкурса принимал участие в качестве исполнителя или руководителя (под грантами понимается финансирование на проведение исследований, полученное как из внутренних (например, на научные стажировки), так и из внешних источников)

    Одновременно перед директорами институтов и деканами факультетов поставлена задача стимулирования работников, вносящих наибольший вклад в улучшение университетских позиций в международных рейтингах. Таких эффективных работников в Университете немало, но иногда общий объем стимулирующих выплат «размазывается тонким слоем», что вряд ли является настоящим стимулом.