Теория и история языка и языки народов Европы

45.04.02На русском языке

Уровень обучения Магистратура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 2 года

Вступительные испытания
  • Теория языка и языки народов Европы — конкурс документов (портфолио) (для граждан РФ и соотечественников)
Описание программы
  • Основная образовательная программа «Теория и история языка и языки народов Европы» предназначена для обучающихся, желающих проводить научные исследования в области теории и/или истории одного или нескольких языков, психо- или социолингвистики, индоевропеистики, сравнительной поэтики
  • В учебный план, наряду с общими для всех дисциплинами по истории языкознания, методологии лингвистических исследований и семиотике, включены специальные теоретические и практические курсы, позволяющие обучающимся получить исследовательские компетенции в выбранной области. В зависимости от специализации программой предусмотрено изучение одного или нескольких иностранных языков
Зачет онлайн-курсов

Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:

Основные учебные курсы
  • Балканистика
    • Балканские языки
    • Теория и история перевода
    • Актуальные проблемы албанской филологии
  • Балтистика
    • Проблемы сравнительно-исторической грамматики балтийских языков,
    • Проблемы теоретической сопоставительной грамматики балтийских языков,
    • Диалектология латышского / литовского языка
    • Польский или эстонский язык
  • Индоевропеистика
    • Морофлогические / фонологические системы индоевропейских языков и проблемы индоевропейской реконструкции
    • Латинский / древнеармянский / древнегреческий текст с этимологическими комментариями
    • Хеттский текст с этимологическими комментариями
  • Малые языки и языковая политика
    • Социолингвистическая проблематика малых языков
    • Методы документирования и исследования малых языков
    • Малые языки на языковой карте России и мира
  • Психо- и социолингвистика
    • Психолингвистика
    • Социолингвистика
    • Статистика в лингвистических исследованиях
    • Теория языковых контактов
    • Когнитивные процессы и мозг
  • Теория языка. История лингвистики. Сравнительная поэтика
    • Генеративный синтаксис
    • Дискурсивная лингвистика
    • Теория лексикона
    • Формальная семантика
    • Функциональная грамматика
  • Финский язык и перевод
    • Теория и практика перевода финского языка
    • Современная финская / венгерская литература
    • Венгерский / эстонский язык
  • Языки Библии
    • Язык и стиль Ветхого завета
    • Патристическая литература
    • Апокрифы
    • Литургическая письменность
Траектории обучения
  • Балканистика
  • Балтистика
  • Индоевропеистика
  • Малые языки и языковая политика
  • Психо- и социолингвистика
  • Теория языка. История лингвистики. Сравнительная поэтика
  • Финский язык и перевод
  • Языки Библии
Преимущества обучения

Программа направлена на подготовку специалистов-лингвистов, готовых к преподавательской, переводческой, научно-исследовательской и методической деятельности. В зависимости от избранной траектории обучения выпускники программы приобретают квалификацию, позволяющую заниматься широким кругом гуманитарных проблем, а также приобретают глубокие теоретические и практические познания в области изучаемых иностранных языков и различных аспектов языкознания, перевода с древних языков, исследования и описания древних рукописей, филологических аспектах библеистики и т. п.

Известные преподаватели
  • А. А. Алексеев — доктор филологических наук, профессор, ведущий специалист в области библеистики в России
  • А. В. Андронов — кандидат филологических наук, доцент, иностранный член Латвийской академии наук
  • К. А. Битнер — кандидат исторических наук, доцент, выдающийся специалист в области семитологии
  • О. В. Блинова — кандидат филологических наук, доцент, лауреат конкурса премий СПбГУ за научные труды 2017 года
  • Е. Л. Вилинбахова — кандидат филологических наук, доцент, лауреат Международной премии Европейской Академии для молодых ученых Academia Europaea Prize 2016 года
  • В. Б. Гулида — кандидат филологических наук,  доцент, заведующая Лабораторией антропологической лингвистики Института лингвистических исследований РАН
  • Н.Н. Казанский — академик РАН, доктор филологических наук, профессор, член Indogermanische Gesellschaft, научный руководитель ИЛИ РАН
  • Ю. А. Клейнер — доктор филологических наук, профессор, член Фонетической комиссии РАН, член следующих обществ: International Society of Anglo-Saxonists, International Association for Comparative Mythology, George Borrow Society (Great Britain)
  • Е. Н. Мещерская — доктор исторических наук, профессор, ведущий специалист по восточно-христианской литературе, палеографии и сирийскому письму
  • Е. И. Риехакайнен — кандидат филологических наук, доцент, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области гуманитарных и общественных наук 2018 года
  • А. Ю. Русаков — доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Отдела сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков и ареальных исследований Института лингвистических исследований РАН
  • С. С. Сай — кандидат филологических наук, доцент, заведующий Лабораторией типологического изучения языков Института лингвистических исследований РАН, член Комиссии по изучению грамматической структуры славянских языков Международного комитета славистов
  • В. С. Томеллери — доктор филологических наук, профессор Университета Мачераты (Италия)
  • Т. В. Черниговская — доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ
Международные связи

Университет Хельсинки, Гамбургский университет, Арктический университет Норвегии, Национальный университет дистанционного образования (Мадрид, Испания), Йенский университет им. Фридриха Шиллера, Университет Грайфсвальда, Свободный университет Берлина

Основные направления исследований

Лингвистическая типология, корпусные исследования русского и других языков, социолингвистика и языковые контакты, восприятие устной и письменной речи, психолингвистический анализ текстов, лингвистика детской речи, синтаксические исследования на материале различных языков, семантика и прагматика, сравнительно-историческое изучение европейских языков, албанский язык и литература, леттонистика, литуанистика, различные аспекты изучения малых языков, общая и диахроническая фонология, сравнительная поэтика, история и методология лингвистики, Библия и ее переводы на древние и современные языки, раннехристианская литература, рецепция библейского текста в литературе европейских стран

Практика и будущая карьера

Обучение предполагает прохождение лингвострановедческой, педагогической, переводческой практики.

Перечень ключевых профессий
  • переводчик, педагог профессионального образования, научный сотрудник, ученый -специалист в области библеистики и древних языков
Организации, в которых работают выпускники
  • Ведущие высшие учебные заведения
  • Научно-исследовательские институты РАН
  • Научные отделы библиотек
  • Переводческие компании
  • Экзаменационные центры
  • Научные и образовательные учреждения, специализирующиеся в области исследования национальных культур и межкультурной коммуникации