Психическое здоровье детей и раннее вмешательство
37.04.01 На русском языке
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Психологические науки
- Основная образовательная программа магистратуры «Психическое здоровье детей и раннее вмешательство» направлена на подготовку психологов в области психического здоровья, адаптивного психологического функционирования и благополучия детей и взрослых, а также в области раннего вмешательства. Программа включает в себя дисциплины, которые объединены общей методологией проведения исследований и научно обоснованной клинической работы в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей (раннего вмешательства)
Программа позволяет обучающимся самостоятельно выстроить свой образовательный маршрут посредством выбора учебных дисциплин из двух блоков:
- психическое здоровье детей (дисциплины этого блока направлены на формирование у студентов исследовательской и клинической позиции, основанной на теории привязанности и психоаналитической парадигме психопатологии развития, на изучении травмы и стресса у детей, включая био-поведенческие исследования)
- консультативная психология (этот блок дисциплин нацелен на подготовку исследователей в области психологического консультирования детей и родителей, в том числе из групп риска, а также в области раннего психологического вмешательства)
Образовательная программа «Психическое здоровье детей и раннее вмешательство» направлена на продолжение высшего образования абитуриентов, имеющих базовое психологическое, психолого-педагогическое, специальное (дефектологическое) образование и выпускников иных направлений подготовки, проявивших интерес и мотивацию к обучению на программе.
Психическое здоровье детей и раннее вмешательство — письменный экзамен (для граждан РФ и соотечественников)
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
- Конфликтология
- Математические методы в психологии: основы применения
- Методологические проблемы психологии: критерии демаркации, отличающие научное знание от ненаучного
- Методологические проблемы психологии: парадоксальный путь науки
- Психологические и психиатрические аспекты травматического стресса и его последствий
- Психология профессионального здоровья: от теории к практике (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Психология профессионального здоровья: от теории к практике. Часть 1
- Психология профессионального здоровья: от теории к практике. Часть 2
- Психология развития (в т.ч. любой курс онлайн-программы)
- Психология развития: взрослость и старость
- Психология развития: детство и подростковый возраст
- Психология стресса: введение
- Психотравмирующие события в жизни человека: признаки психической травмы, психологическая поддержка
- Стресс в жизни семьи
- Стресс на рабочем месте
- Стресс, кризис, экстремальная ситуация
- Успех для каждого. Психология инклюзивного образования
- Юридическая психология
- Актуальные проблемы консультативной психологии и раннего вмешательства
- Психическое здоровье личности
- Психологическое взаимодействие и привязанность матери и ребенка
- Методы изучения психического здоровья детей
- Диагностика психического развития в детской клинической психологии
- Психологическое консультирование детей и родителей
- Методы и формы раннего вмешательства
- Программы раннего вмешательства для детей с нарушениями развития
- Вопросы консультирования детей, оставшихся без попечения родителей, и их семей
- Вопросы консультирования при расстройствах личности
- Современные методы психологического консультирования и психотерапии
- Групповое психологическое консультирование и психотерапия
- Семья и психическое здоровье личности
- Психологическое консультирование: направление и виды
- Психологическое консультирование клиентов различных категорий
- Подготовка психологов готовых к самостоятельной научно-исследовательской, образовательной, практической, клинической и просветительской профессиональной деятельности
- Реализация программы основывается на понимании важности развития психически здоровой личности в системе взаимодействия и отношений с близкими людьми, начиная с ранних этапов развития человека в семье, уделяя внимание нюансам взаимодействия в детско-родительской системе отношений
- Преподаватели программы принимали ведущее участие в создании Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) для детей из групп риска нарушения психического здоровья и развития в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г.), в реорганизации работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014г.), в крупных международных и отечественных научных исследованиях в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, в том числе в мегагранте Правительства Российской Федерации (№ 14.Z50.31.0027) «Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка»
- Преподаватели ведут клиническую работу, в т.ч. в программах раннего вмешательства, с детьми и родителями, с клиентами различных категорий в организациях здравоохранения, образования, социального развития, некоммерческих организациях, разрабатывают и реализуют социальные проекты помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации
- Преподаватели магистерской программы прошли подготовку и повышают квалификацию в областях психического здоровья и развития детей (Международная ассоциация психического здоровья детей, WAIMH; Общество исследователей развития ребенка, SRCD), теории привязанности (Международная ассоциация по изучению отношений привязанности IASA; Институт семейных отношений, Майями, США), детского психоанализа (Центр Анны Фрейд (Лондон), Санкт-Петербургское общество детского психоанализа), психоаналитической психотерапии (Международная психоаналитическая ассоциация IPA), перинатальной психологии (Международная ассоциация перинаталогии и пренатальной психологии и медицины, ISPPM) и др.
- Р. Мухамедрахимов — доктор психологических наук, профессор, член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, при Министерстве труда и социальной защиты РФ, член Совета по профилактике и вмешательству Европейской федерации психологических ассоциаций (Board of Prevention and Intervention of European Federation of Psychologists Association), член Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев и детей раннего возраста (World Association for Infant Mental Health)
- Н. Л. Васильева — доктор психологических наук, профессор, действительный член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), тренинг-аналитик PIEE (Психоаналитический институт для Восточной Европы), почетный президент Санкт-Петербургского общества детского психоанализа, член редакционного совета международного журнала Journal of Child Psychotherapy
- Н. Л. Плешкова — кандидат психологических наук, доцент, ведущий специалист в области изучения привязанности и раннего вмешательства, действительный член Международной ассоциации по исследованию привязанности (International Association for the Study of Attachment)
- О. И. Пальмов — кандидат психологических наук, доцент, ведущий специалист в области раннего вмешательства, а также программ модернизации сиротских учреждений, член Российской Ассоциации Раннего вмешательства
- В. О. Аникина — кандидат психологических наук, доцент, участник серии исследований по раннему детству в рамках президентских и зарубежных грантов, специалист по сопровождению раннего детского развития, психолог-консультант
- И. А. Аринцина — кандидат психологических наук, доцент, участник серии исследований по раннему детству, поддержанных грантами, специалист по сопровождению раннего детского развития
- М. А. Гулина — старший преподаватель, психолог-консультант
- Влияния раннего опыта на психическое здоровье и развитие человека
- Взаимодействие и привязанность ребенка и близкого взрослого
- Психическое здоровье и развитие детей с особыми потребностями
- Научное обоснование семейно-центрированных программ ранней помощи для детей из различных групп риска
- Взаимосвязь характеристик раннего детского опыта клиента с особенностями его функционирования во взрослом возрасте
- Консультирование клиентов различных категорий, в том числе клиентов, относящихся к социальной группе риска
- Личность консультанта и клиента и взаимосвязь их личностных характеристик с процессом и результатом психологического консультирования
- Оценка эффективности психологического консультирования
Места прохождения практики
- Благотворительный фонд «Твоя территория. Психологическая помощь подросткам и молодежи»
- ГБОУ гимназия № 528 Невского района
- Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 компенсирующего вида Фрунзенского района
- Государственное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа-интернат № 2 Кировского района Санкт-Петербурга и другие
- ДОУ Центр развития ребенка д/с № 41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга
- Санкт-Петербургский дом ребенка № 13 Адмиралтейского района
- Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства
- Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам»
- Межрегиональная общественная организация поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям»
- Центры социальной помощи семье и детям
Перечень ключевых профессий
Выпускники программы являются высококвалифицированными психологами с высоким уровнем готовности к самостоятельной научно-исследовательской, образовательной, практической и просветительской профессиональной деятельности. По окончании программы выпускники будут подготовлены к работе в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей в государственных и негосударственных организациях.
- Психолог образовательной организации
- Психолог в учреждениях здравоохранения
- Психолог в социальной сфере
- Педагог-психолог
Организации, в которых работают выпускники
- Благотворительный Фонд «Твоя территория. Психологическая помощь подросткам и молодежи»
- Государственное образовательное дошкольное учреждение № 41. «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга
- Региональное общественное движение «Петербургские родители»
- Санкт-Петербургская благотворительная культурно-просветительская общественная организация содействия развитию еврейской культуры «Адаин Ло»
- Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства
- Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
- Центры социальной помощи семье и детям г. Санкт-Петербурга
- Центр помощи семье и детям при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга
- Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт-Петербурга
- Центр тренинга и консультирования «12 коллегий»