Психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
В последние 30 лет в Российской Федерации развивается ранняя помощь детям и их семьям. Ранняя помощь предполагает понимание развития детей в возрасте от рождения до 3 лет и особенностей их благополучия и здоровья в связи с множеством факторов, в том числе качеством социально — эмоционального окружения, взаимодействия и формирования отношений с родителями или заменяющими их близкими взрослыми. Существующие в настоящее время программы как высшего, так и дополнительного профессионального образования для подготовки профессионалов, работающих с детьми и их семьями, предполагают обучение в области развития и психолого‑педагогической работы с детьми, но не учитывают специфику формирования личности ребенка в младенческом и раннем возрасте, его становление в системе отношений с заботящимися о нем взрослыми.
Настоящая программа предоставляет слушателям современные научные знания и практические навыки в области формирования психического здоровья в младенческом и раннем возрасте у типично развивающихся детей и детей из групп риска, а также использования концепции психического здоровья для разработки и реализации программ сопровождения ребенка и семьи.
К освоению программы допускаются слушатели, имеющие высшее образование по программе бакалавриата, магистратуры и специалитета с психологическим, педагогическом, социальным, биологическим, медицинским образованием и образованием в области эрготерапии и двигательного развития детей.
Проведение лекций и практических занятий преподавателями кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета, имеющими научную степень кандидатов и докторов наук и звание доцентов и профессоров по теме программы, ведущие, международно признанные отечественные специалисты в области психического здоровья младенцев и детей раннего возраста и раннего вмешательства, стоявшие у истоков формирования этой области в Российской Федерации. Преподаватели курса являются авторами монографий, научных статей и учебных пособий по теме образовательной программы.
Слушатели будут знать:
- термин «психическое здоровье детей младенческого и раннего возраста»
- этапы формирования и характеристики взаимодействия близкого взрослого и ребенка младенческого и раннего возраста для типично развивающихся детей, детей из групп риска, в том числе детей с опытом институционализации
- метод оценки привязанности у детей младенческого и раннего возраста «Незнакомая ситуация», эмпирические данные о распределении типов привязанности у детей согласно ABCD, в т.ч. у детей из групп риска
- характеристики близкого взрослого, необходимые для становления ребенка в системе «близкий взрослый — ребенок»: чувствительность, отзывчивость, эмоциональная доступность, предсказуемость, стабильность
- данные о влиянии состояния и отношений матери на характеристики ее взаимодействия с ребенком; основные методы, применяемые в области психического здоровья детей младенческого и раннего возраста и раннего сопровождения детей и родителей
- законодательные основы ранней помощи детям и их семьям и признанное в Российской Федерации определение ранней помощи
- основные принципы и современные модели раннего вмешательства
Научатся:
- наблюдать за поведением матери и ребенка, описывать наблюдаемые характеристики поведения матери и ребенка в процессе взаимодействия, а также проводить их интерпретацию
- выделять особенности поведения матери и ребенка в процессе взаимодействия, проявление ребенком готовности или неготовности к взаимодействию и проявление матерью вызванного ребенком социально‑эмоционального поведения
- выделять характеристики близкого взрослого, в том числе его состояние и отношения, влияющие на взаимодействие в паре «близкий взрослый‑ребенок»
- ориентироваться в методах, применяемых в области психического здоровья детей младенческого и раннего возраста и раннего сопровождения детей и родителей
- применять знания об использовании Диагностической классификации нарушений психического здоровья и развития детей от рождения до 5 лет при составлении программ сопровождения ребенка младенческого и раннего возраста и его родителей
- Концептуальные основы психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей
- Взаимодействие близкого взрослого и ребенка
- Теория привязанности, распределение типов привязанности
- Характеристики близкого взрослого, необходимые для становления ребенка в системе «близкий взрослый — ребенок»
- Методы в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей
- Диагностическая классификация нарушений психического здоровья и развития детей от рождения до 5 лет
- Психологическое сопровождение ребенка и семьи
- Концепция психического здоровья в современных программах ранней помощи
Николай Николаевич Лепехин — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии.
- Наши преподаватели — учёные с мировым именем, опытные педагоги, лауреаты престижных международных премий.
- Мы разработали более 800 дополнительных образовательных программ — от самых популярных до самых редких и уникальных.
- У нас вы сможете соприкоснуться с 300-летней традицией первого российского классического университета и стать её частью.
- СПбГУ — это особая культурная среда, сформировавшая множество известных российских учёных, политиков, предпринимателей и деятелей культуры.
- Пройдя обучение, вы получите удостоверение установленного образца СПбГУ, подтверждающее высокий уровень полученных знаний.
- Обучаясь у нас, вы получите доступ к уникальным ресурсам Университета: от обширной научной библиотеки до многочисленных музеев.