Теоретическое и экспериментальное языкознание (английский язык)

45.03.02На английском и русском языках

Уровень обучения Бакалавриат

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 4 года

Описание программы
  • Основная образовательная программа бакалавриата «Теоретическое и экспериментальное языкознание (английский язык)» ориентирована на подготовку специалистов в области теоретической лингвистики, готовых к осуществлению исследовательской и преподавательской деятельности
  • Программа разрабатывалась видными петербургскими лингвистами на основе традиций петербургских научных школ и с учетом опыта ведущих мировых университетов, осуществляющих подготовку специалистов по теоретической и экспериментальной лингвистике
  • Акцент в подготовке обучающихся делается не только на освоение дисциплин учебного плана, но и на их подготовку к ведению самостоятельной научной деятельности в соответствующих областях языкознания. Этой цели служит такжеразветвлённая система практик. Программа предполагает изучение четырех живых европейских и восточных иностранных языков по выбору, а также древнегреческого, латинского и старославянского
Основные учебные курсы
  • Введение в языкознание
  • История языкознания
  • Теоретическая фонетика и фонология
  • Морфемика и морфонология
  • Теоретическая морфология
  • Теоретический синтаксис
  • Семантика и прагматика
  • Основы лексикологии и лексикографии
  • Теоретический курс современного русского языка
  • Когнитивная психология
  • Введение в этнолингвистику
  • Введение в генеративную грамматику
  • Функциональная грамматика
  • Основы типологии
  • Введение в психолингвистику
  • Введение в социолингвистику
  • Введение в когнитивную лингвистику
  • Прикладная лингвистика
  • Статистика в лингвистических исследованиях
  • Древнегреческий язык
  • Латинский язык
  • Старославянский язык
  • История русского языка
  • Основы сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков
  • Основы диахронического языкознания
  • Языки мира
  • Английский язык
  • Теоретический курс английского языка
  • Второй иностранный язык (немецкий / испанский / французский)
  • Третий иностранный язык (албанский / латышский / литовский / новогреческий / эстонский / финский / баскский)
  • История античной литературы
  • История зарубежной литературы
  • История русской литературы
  • Спецкурсы по выбору обучающихся
Преимущества обучения
  • Программа является ориентированной на получение всестороннего лингвистического образования в области общего языкознания и теории языка, отличаясь, вместе с тем, вниманием к экспериментальным методам исследования
  • Учебный план программы включает широкий спектр лингвистических дисциплин, позволяющих получить знания в области теоретической, прикладной и экспериментальной лингвистики, а также компетенции, необходимые для исследования языка и решения прикладных задач широкого лингвистического спектра
  • Необходимой базой для углубленной подготовки в области теории языка является изучение широкого спектра живых (в качестве первого иностранного — английский, в качестве второго и третьего иностранного — ряд языков Европы по выбору студента) и мертвых языков (древнегреческий, латинский, старославянский)
  • Итоговая аттестация включает в себя государственные экзамены по английскому языку и общему языкознанию, а также публичную защиту выпускной квалификационной работы бакалавра

Выпускников программы характеризуют:

  • владение по меньшей мере двумя живыми иностранными языками и тремя древними (латинским, древнегреческим, старославянским)
  • владение различными методами лингвистического анализа в области теоретического и экспериментального языкознания, методологическими основами преподавания иностранного языка и навыками научно-исследовательской работы в области теоретического языкознания, психолингвистики, социолингвистики
  • навыки полевой работы и обработки полевых материалов
Известные преподаватели
  • А. В. Андронов — кандидат филологических наук, доцент, иностранный член Латвийской академии наук
  • О. В. Блинова — кандидат филологических наук, доцент, лауреат конкурса премий СПбГУ за научные труды 2017 года
  • Е. Л. Вилинбахова — кандидат филологических наук, доцент, лауреат Международной премии Европейской Академии для молодых ученых Academia Europaea Prize 2016 года
  • Н.Н. Казанский — академик РАН, доктор филологических наук, профессор, член Indogermanische Gesellschaft, научный руководитель ИЛИ РАН
  • Ю. А. Клейнер — доктор филологических наук, профессор, член Фонетической комиссии РАН, член следующих обществ: International Society of Anglo-Saxonists, International Association for Comparative Mythology, George Borrow Society (Great Britain)
  • Е. И. Риехакайнен — кандидат филологических наук, доцент, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области гуманитарных и общественных наук 2018 года
  • А. Ю. Русаков — доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Отдела сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков и ареальных исследований Института лингвистических исследований РАН
  • С. С. Сай — кандидат филологических наук, доцент, заведующий Лабораторией типологического изучения языков Института лингвистических исследований РАН, член Комиссии по изучению грамматической структуры славянских языков Международного комитета славистов
  • В. С. Томеллери — доктор филологических наук, профессор Университета Мачераты (Италия)
  • Т. В. Черниговская — доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ
Международные связи
  • Арктический университет Норвегии (Тромсё)
  • Гамбургский университет (Германия)
  • Потсдамский университет (Германия)
  • Тбилисский университет (Грузия)
  • Университет Рейкьявика (Исландия)
  • Университет Южной Дании (Дания)
  • Национальный университет дистанционного образования (Мадрид)
  • Утрехтский университет (Нидерланды)
  • Университетский колледж Лондона (Великобритания)
  • Университет штата Нью-Йорк (США)
  • Мэрилендский университет (США)
  • Иллинойсский университет (США)
  • Университет Помпеу Фабра (Испания)
  • Университет МакМастера (Канада)
Практика и будущая карьера

Места прохождения практики

  • Гимназия №30 гор. Санкт-Петербурга

Перечень ключевых профессий

  • научный сотрудник
  • преподаватель вуза
  • преподаватель в средней школе
  • переводчик

Известные организации, в которых работают выпускники

  • Институт лингвистических исследований РАН
  • Институт языкознания РАН
  • Арктический университет Норвегии (Тромсё)
  • Хельсинкский университет
Требование по уровню владения иностранным языком

Для успешного освоения образовательной программы поступившему необходимо владеть английским языком (уровень — не ниже В1+ CEFR)