Теоретическое и экспериментальное языкознание (английский язык)
45.03.02 На английском и русском языках
Уровень обучения Бакалавриат
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 4 года
Основная образовательная программа бакалавриата «Теоретическое и экспериментальное языкознание (английский язык)» ориентирована на подготовку специалистов в области теоретической лингвистики, готовых к осуществлению исследовательской и преподавательской деятельности. Программа разрабатывалась видными петербургскими лингвистами на основе традиций петербургских научных школ и с учетом опыта ведущих мировых университетов, осуществляющих подготовку специалистов по теоретической и экспериментальной лингвистике. Акцент в подготовке обучающихся делается не только на освоение дисциплин учебного плана, но и на их подготовку к ведению самостоятельной научной деятельности в соответствующих областях языкознания. Этой цели служит также разветвлённая система практик. Программа предполагает изучение четырех живых европейских и восточных иностранных языков по выбору, а также древнегреческого, латинского и старославянского.
- Введение в языкознание
- История языкознания
- Теоретическая фонетика и фонология
- Морфемика и морфонология
- Теоретическая морфология
- Теоретический синтаксис
- Семантика и прагматика
- Основы лексикологии и лексикографии
- Теоретический курс современного русского языка
- Когнитивная психология
- Введение в этнолингвистику
- Введение в генеративную грамматику
- Функциональная грамматика
- Основы типологии
- Введение в психолингвистику
- Программа является ориентированной на получение всестороннего лингвистического образования в области общего языкознания и теории языка, отличаясь, вместе с тем, вниманием к экспериментальным методам исследования
- Учебный план программы включает широкий спектр лингвистических дисциплин, позволяющих получить знания в области теоретической, прикладной и экспериментальной лингвистики, а также компетенции, необходимые для исследования языка и решения прикладных задач широкого лингвистического спектра
- Необходимой базой для углубленной подготовки в области теории языка является изучение широкого спектра живых (в качестве первого иностранного — английский, в качестве второго и третьего иностранного — ряд языков Европы по выбору студента) и мертвых языков (древнегреческий, латинский, старославянский)
- Итоговая аттестация включает в себя государственные экзамены по английскому языку и общему языкознанию, а также публичную защиту выпускной квалификационной работы бакалавра
Выпускников программы характеризуют:
-
свободное владение, по меньшей мере, двумя живыми и тремя мертвыми иностранными языкам
-
владение различными методами лингвистического анализа в области теоретического и экспериментального языкознания, методологическими основами преподавания иностранного языка и навыками научно-исследовательской работы в области лингвистики, психолингвистики, социолингвистики
- навыки полевой работы и обработки полевых материалов
- А. В. Андронов — кандидат филологических наук, доцент, иностранный член Латвийской академии наук
- О. В. Блинова — кандидат филологических наук, доцент, лауреат конкурса премий СПбГУ за научные труды 2017 года
- Е. Л. Вилинбахова — кандидат филологических наук, доцент, лауреат Международной премии Европейской Академии для молодых ученых Academia Europaea Prize 2016 года
- Н.Н. Казанский — академик РАН, доктор филологических наук, профессор, член Indogermanische Gesellschaft, научный руководитель ИЛИ РАН
- Ю. А. Клейнер — доктор филологических наук, профессор, член Фонетической комиссии РАН, член следующих обществ: International Society of Anglo-Saxonists, International Association for Comparative Mythology, George Borrow Society (Great Britain)
- Е. И. Риехакайнен — кандидат филологических наук, доцент, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области гуманитарных и общественных наук 2018 года
- А. Ю. Русаков — доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Отдела сравнительно-исторического изучения индоевропейских языков и ареальных исследований Института лингвистических исследований РАН
- С. С. Сай — кандидат филологических наук, доцент, заведующий Лабораторией типологического изучения языков Института лингвистических исследований РАН, член Комиссии по изучению грамматической структуры славянских языков Международного комитета славистов
- В. С. Томеллери — доктор филологических наук, профессор Университета Мачераты (Италия)
- Т. В. Черниговская — доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ
- Арктический университет Норвегии (Тромсё)
- Гамбургский университет (Германия)
- Потсдамский университет (Германия)
- Тбилисский университет (Грузия)
- Университет Рейкьявика (Исландия)
- Университет Южной Дании (Дания)
- Национальный университет дистанционного образования (Мадрид)
- Утрехтский университет (Нидерланды)
- Университетский колледж Лондона (Великобритания)
- Университет штата Нью-Йорк (США)
- Мэрилендский университет (США)
- Иллинойсский университет (США)
- Университет Помпеу Фабра (Испания)
- Университет МакМастера (Канада)
Места прохождения практики
- Гимназия №30 гор. Санкт-Петербурга
Перечень ключевых профессий
- научный сотрудник
- преподаватель вуза
- преподаватель в средней школе
- переводчик
Известные организации, в которых работают выпускники
- Институт лингвистических исследований РАН
- Институт языкознания РАН
- Арктический университет Норвегии (Тромсё)
- Хельсинкский университет
Для успешного освоения образовательной программы поступившему необходимо владеть английским языком (уровень — не ниже В1+ CEFR).