Общая и прикладная фонетика

45.03.02На английском и русском языках

Уровень обучения Бакалавриат

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 4 года

Основные учебные курсы
  • Общая фонетика

  • Русский язык

  • Орфография и орфоэпия

  • Теория интонации

  • Фонетические системы

  • Методы описания и исследования интонационных явлений

  • Английский и французский языки (включая идеальное произношение и интонацию)

  • Теоретическая фонетика английского языка

  • Теоретическая фонетика французского языка

  • Английская интонация

  • Французская интонация

  • Высшая математика

  • Теория вероятностей и математическая статистика

  • Цифровая обработка речевого сигнала

  • Акустический анализ речевого сигнала

  • Социолингвистика

  • Основы программирования

  • Программирование лингвистических задач

  • Разработка и реализация алгоритмов, с использованием языка Python

  • Цифровая обработка речевого сигнала

  • Компьютерная фонетика

  • Фонетические аспекты речевых технологий

  • Автоматическая транскрипция

  • Профилактика речевых расстройств

Преимущества образования
  • Знания общей фонетики, механизмов производства и восприятия речи, умение использовать эти знания в преподавании фонетики иностранного языка, в исследованиях звукового строя различных языков
  • Хорошее владение английским (не ниже уровня С1 в соответствии с общеевропейскими языковыми компетенциями) и французским языками (не ниже уровня B2 в соответствии с общеевропейскими языковыми компетенциями)
  • Возможность стажировки в стране изучаемого языка и в ведущих научных центрах Европы и мира
  • Уникальные классы синхронного и письменного перевода, экспериментальные лаборатории
  • Хорошее знание Международного фонетического алфавита, навыки его использования при транскрипции звукового материала как на русском, так и на других языках
  • Знание современных средств и методов акустического, перцептивного и статистического анализа речевого материала
  • Хорошее владение современной вычислительной техникой
  • Уровень подготовки выпускников программы позволяет им поступать в магистратуры по значительному перечню специальностей
Известные преподаватели
  • П. А. Скрелин — профессор, заведующий кафедрой фонетики и методики преподавания иностранных языков
  • С. О.Тананайко — доцент, специалист по фонетике русского языка, языковой интерференции
  • К. В. Евграфова — доцент, специалист по фонетике английского языка, фонетике и речевым технологиям
  • Д. А. Кочаров — доцент, специалист по фонетике, речевым технологиям, автоматической обработке речевых сигналов
  • В. В. Евдокимова — доцент, специалист по фонетике, речевым технологиям, автоматической фонетической транскрипции
  • Т. В. Качковская — доцент, специалист по фонетике, речевым технологиям, международному фонетическому алфавиту, английской фонетике
  • У. Е. Кочеткова — старший преподаватель, специалист по фонетике французского языка
  • О. В. Камрыш — доцент, специалист по фонетике французского языка
Основные направления исследований
  • Фонетические особенности разных языков
  • Процесс речеобразования
  • Восприятие фонетических свойств речи
  • Акустический анализ речевого сигнала
  • Речевые технологии и искусственный интеллект
  • Синтез речи, распознавание речи
  • Идентификация и верификация человека по голосу
  • Отражение усталости на речи человека
  • Вокальная речь
  • Фонетические особенности детской речи
Международные связи

За все время существования программы обучения по фонетике и речевым технологиям были подготовлены более 60 специалистов. Из них по полученной специальности 12 человек работают за границей, а 24 — в частных и государственных организациях Санкт-Петербурга. Таким образом, 65 % наших выпускников занимаются профессиональной деятельностью с использованием полученной квалификации.

В процессе обучения многие из них стажировались в различных учебных и научных центрах Франции, Германии, Испании, Голландии, Финляндии, Греции, Чехии, США и других.

Практика и будущая карьера
  • Важнейшим направлением деятельности кафедры является подготовка квалифицированных специалистов в области исследования звуковой формы существования языка, преподавателей фонетики иностранных языков и русского языка как иностранного, повышение квалификации специалистов разных профилей в аспекте изучения новых методов анализа речевого сигнала, артикуляции и восприятия речи человеком
  • Научное направление кафедры обращено к исследованию речевой деятельности человека с целью построения объясняющей теории развития языка. Сотрудники кафедры и тесно связанной с ней Лаборатории экспериментальной фонетики ведут фундаментальные и прикладные исследования самых актуальных на сегодняшний день аспектов речевой деятельности человека
  • Образовательная программа выполняется преподавателями кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков и сотрудников Лаборатории экспериментальной фонетики
  • Отделение готовит специалистов в перспективной области — анализа и автоматической обработки устной речи. Это одно из немногих научных и прикладных направлений, в котором наши специалисты не только соответствуют мировому уровню, но часто его опережают