Педагогика

44.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Педагогика — конкурс документов (портфолио)
  • Иностранный язык — конкурс документов (портфолио)
Описание программы

Программа ориентирована на подготовку научно-педагогических кадров в области образования и педагогических наук, владеющих традиционными и инновационными методами исследования педагогических процессов, образовательных систем и закономерностей их функционирования и развития, разработки и использования педагогических технологий для решения актуальных задач образования, науки, культуры и социальной сферы.

Содержание программы предполагает:

  • исследование проблем методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, педагогической антропологии, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования (в соответствии с научной специальностью 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»);
  • исследование различных аспектов профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях образования и во всех видах образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учётом потребностей личности и рынка труда, общества и государства (в соответствии с научной специальностью 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»).

Программа ориентирована на создание условий для личностно-профессионального развития обучающихся, позволяющих как реализовать задачи формирования необходимых для успешной исследовательской и преподавательской деятельности академических и практических компетенций, так и для подготовки диссертационного исследования по тематике избранной научной специальности

Зачет онлайн-курсов
Основные учебные курсы
  • Методология научных исследований в педагогике и психологии
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Общая педагогика, история педагогики и образования
  • Теория и методика профессионального образования
  • Математические методы и информационно-цифровые технологии в психологических исследованиях
  • Иностранный язык
  • Научно-исследовательская работа
  • Педагогическая практика
  • Производственная практика (научно-педагогическая)
Известные преподаватели
  • Н. В. Бордовская — доктор педагогических наук, профессор, академик РАО; Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; эксперт РАН, РГНФ, РНФ, РФФИ; заместитель председателя экспертного совета по педагогике и психологии Министерства образования и науки РФ; автор более трех десятков монографий и учебных пособий, основные направления исследований: психология исследовательской деятельности студента, исследовательский потенциал студента, факторы его развития и методы изучения, педагогические методы и средства развития самостоятельности субъекта образовательного процесса, проблемы личностно-ориентированного образования и профессионально-личностного развития, проблемы и методы оценки качества образования и преподавания, современные образовательные технологии и интерактивные методы обучения.
  • Н. Ф. Голованова — доктор педагогических наук, профессор; Отличник просвещения Российской Федерации; эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; лауреат премии СПбГУ «За педагогическое мастерство»; основные направления исследований: философия образования, педагогические основы социализации ребёнка, антропологический дискурс теории воспитания, самоосуществление личности в подростково-юношеском возрасте
  • Л. А. Даринская — доктор педагогических наук, профессор; член федерального учебно-методического объединения по общему образованию РАО; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); член Экспертного совета по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития; эксперт издания International Journal of Virtual and Personal Learning Environments (IJVPLE), входящего в базу издательства IGI Global; основные направления исследований: педагогика творческого развития личности, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования, проблемы теории и практики обучения, педагогическая коммуникация, теория и методика профессионального образования
  • О. О. Жебровская — кандидат педагогических наук, доцент; Почётный работник общего образования Российской Федерации; эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; основные направления исследований: индивидуализация образования, современные образовательные технологии, активные и интерактивные методы обучения, нестандартные подходы к обучению, информационно-коммуникационные технологии в общем и высшем профессиональном образовании, оценка качества образования, инновационная деятельность в образовательных организациях
  • Г. И. Молодцова — кандидат педагогических наук, доцент; Отличник народного просвещения; основные направления исследований: современные образовательные технологии, организация и содержание самостоятельной работы обучающихся, тьюторская деятельность
  • Р.В. Демьянчук — руководитель программы подготовки научно-педагогических кадров аспирантуры «Педагогика», кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог высшей квалификационной категории; председатель Учебно-методической комиссии СПбГУ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»; член Экспертного совета по специальному образованию при Государственной Думе РФ; член Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга; член Экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки (Санкт-Петербург); основные направления исследований: закономерности и сопровождение личностно-профессионального развития педагогов, организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Ресурсные возможности для исследований
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Доступ к университетской сети баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций», EBSCO, Oxford University Press, Sage Publications, Springer/Kluwer, Tailor & Francis, Web of Science, ресурсы Института научной информации по общественным наукам РАН, Университетская информационная система «Россия» и др.
Проекты и гранты
В рамках программы
  • Нейрофизиологические и поведенческие показатели развития языка и речи у детей и подростков, проживающих в городской и сельской местности Архангельской области (РФФИ)
  • Имплицитные аспекты использования математических моделей в психологии (РФФИ)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Присваиваемая квалификация: Исследователь.
  • Преподаватель-исследователь; кандидат педагогических наук
Ключевые моменты
  • Структура и содержание программы включает подготовку современного педагога-исследователя, педагога-практика, с учетом современных достижений педагогической и психологической наук, мировых тенденций в изменении образовательного процесса. Программа обеспечивает углубленное изучение методологических и теоретических основ педагогики, освоение современных исследовательских методов и технологий по направленности образовательной программы, развитие и формирование навыков научно-педагогической деятельности, необходимых преподавателю, работающему в сфере современного образования.
  • Выпускники готовы к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению актуальных научных и научно-образовательных задач и использованию современных технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках
  • В период обучения предоставляется возможность участия в международных конференциях и разнообразных исследовательских проектах (включая исследования по грантам), часть которых осуществляется совместно с коллегами из ведущих мировых университетов
  • Выпускники готовы к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере образования и педагогики, генерированию и реализации новых идей при решении исследовательских и практических задач в ключевых отраслях педагогической науки, а также в междисциплинарных областях