Клиническая психология
37.06.01На русском языке
Уровень обучения Аспирантура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 3 года
Вступительные испытания
- Клиническая психология — конкурс документов (портфолио)
- Иностранный язык — конкурс документов (портфолио)
Описание программы
- Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Клиническая психология» направлена на фундаментальную комплексную и высококачественную подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации в клинической психологии, в соответствии с выбранной индивидуальной траекторией обучения по психофизиологии и медицинской психологии
- В программу входит глубокое освоение знаний и навыков профессиональной деятельности в различных областях клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни), овладение методами исследования в клинической психологии, а также теорией и практикой психологического вмешательства при работе с различными контингентами больных (детей и взрослых), лицами с пограничными психическими расстройствами, а также со здоровым населением
Зачет онлайн-курсов
Наличие сертификата об окончании следующих онлайн-курсов дает пять дополнительных баллов при поступлении:
Основные учебные курсы
- История и философия науки
- Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, русский язык как иностранный)
- Методология научных исследований в клинической психологии
- Дизайн психологического исследования (по научным специальностям/направленности)
- Математические методы и информационно-цифровые технологии в психологических исследованиях
- Педагогика и психология высшей школы
- Медицинская психология
- Психофизиология
- Научно-исследовательская работа
- Педагогическая практика
- Производственная практика. Научно-педагогическая
Известные преподаватели
- В. А. Абабков — доктор медицинских наук, профессор; область научного руководства — невротические и стрессовые расстройства, методология психотерапии
- В. Д. Балин — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психофизиология, психогенез, теоретическая психология
- В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психосоматика, психология телесности
- Н. Л. Васильева — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психологическое консультирование
- Л. И. Вассерман — доктор медицинских наук, профессор; область научного руководства — нейропсихология, клиническая психодиагностика
- Т. А. Караваева — доктор медицинских наук; область научного руководства — невротические и психосоматические расстройства
- И. И. Мамайчук — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — детская клиническая психология и психокоррекция, психологическая экспертиза
- Р. Ж. Мухамедрахимов — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
- Н. С. Хрусталева — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психология кризисных и экстремальных состояний
- О. Ю. Щелкова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психологическая диагностика в психиатрической и соматической клиниках
- С. Т. Посохова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — современные технологии психологической коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика дезадаптации детей и подростков в структуре психологического сопровождения
- А. В. Трусова — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологические аспекты наркологии, методология исследований в клинической психологии, краткосрочное мотивационное вмешательство
- Г. Л. Исурина — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологические аспекты неврозов, теория и практика психотерапии
- Ю. М. Миланич — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — клиническая психология детского возраста, психологическая диагностика и коррекция детей и подростков с нарушениями развития
- И. А. Горбунов — кандидат психологических наук; область научного руководства — психофизиология, естественно-научные основы психогенеза
- В. М. Сорокин — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — особенности познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии
- С. В. Горбатов — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психология отклоняющегося поведения
- Р. В. Скочилов — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья, социальные аспекты психологии здоровья
- Н. В. Ходырева — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психология гендера, гендерные аспекты профилактики и психологической помощи в сфере здоровья
- А. В. Шаболтас — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья
Ресурсные возможности для исследований
- Лаборатория психофизиологии (электроэнцефалографы, ай-трекеры, телеметрическая кардиоритмография)
- Лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства
- Лаборатория поведенческой нейродинамики
- Психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, наркологические диспансеры, реабилитационные центры, многопрофильные больницы, НМИЦ имени В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, НМИЦ онкологии имени Н. Н. Петрова, НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, НИИ детской ортопедии имени Г. И. Турнера, а также восстановительный центр детской ортопедии и травматологии, диагностико-реабилитационный центр для детей-аутистов, районные медико-психолого-педагогические центры Санкт-Петербурга
- Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
- Университетская сеть баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
- Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций», EBSCO и другим
Проекты и гранты
- Общие закономерности развития коры головного мозга и их специфика при расстройствах аутистического спектра (РФФИ) • Психологические и социальные аспекты хирургического лечения и реабилитации больных с опухолями позвоночника и костей таза (РФФИ)
- Системная (биопсихосоциальная) модель прогноза при сердечно-сосудистых заболеваниях (РФФИ)
- Распознание и прогнозирование индивидом когнитивных ошибок другого человека в условиях мониторинга его деятельности (РФФИ)
- Эффективность рациональной эмоционально-поведенческой терапии в снижении симптомов психологического неблагополучия у матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы (РФФИ)
- Клинико-психологические и социальные аспекты высокотехнологичного хирургического лечения и реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (Грант Президента РФ) • Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет (РФФИ)
- Изучение нейрогуморальных показателей развития у детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в замещающих семьях (РФФИ)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
Присваиваемая квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь
Кандидат психологических наук по специальностям:
— 19.00.04 Медицинская психология
— 19.00.02 Психофизиология
Ключевые моменты
- Содержание программы обеспечивает развитие способностей к научному поиску и выполнению исследовательских проектов (самостоятельная постановка задач научного психологического исследования, планирование, проведение и презентация его результатов), освоение современных исследовательских методов и технологий по научной специальности, формирование навыков научно-педагогической деятельности
- Выпускники программы являются профессионально компетентными специалистами, способными к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере клинической психологии, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических психологических задач в области клинической и профилактической медицины и здравоохранения (в том числе, при решении задач психологической диагностики в клинике, психологического сопровождения лечебного процесса, оптимизации качества жизни и социальной реабилитации больных, а также первичной, вторичной и третичной психопрофилактики, мобилизации психологических ресурсов личности для преодоления и предупреждения психических, психосоматических расстройств, девиантных форм поведения в разных возрастных группах — детей и взрослых)