Клиническая психология

37.06.01На русском языке

Уровень обучения Аспирантура

Форма обучения Очная

Продолжительность обучения 3 года

Вступительные испытания
  • Клиническая психология — конкурс документов (портфолио)
  • Иностранный язык — письменно
Зачет онлайн-курсов
Основные учебные курсы
  • Актуальные проблемы психосоматики и психологии телесности
  • Актуальные проблемы экспериментальной психофизиологии
  • Иностранный язык
  • История и философия науки
  • Математические методы в научных исследованиях
  • Медицинская психология
  • Методология и дизайн научных исследований в клинической психологии
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Психофизиология
Известные преподаватели
  • В. А. Абабков — доктор медицинских наук, профессор; область научного руководства — невротические и стрессовые расстройства; методология психотерапии
  • В. Д. Балин — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психофизиология, психогенез, теоретическая психология
  • В. М. Бызова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психосоматика, психология телесности
  • Н. Л. Васильева — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психологическое консультирование
  • Л. И. Вассерман — доктор медицинских наук, профессор; область научного руководства — нейропсихология, клиническая психодиагностика
  • М. В. Зотов — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — патопсихология, использование методов ай-трекинга в диагностике психических расстройств
  • Т. А. Караваева — доктор медицинских наук; область научного руководства — невротические и психосоматические расстройства
  • И. И. Мамайчук — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — детская клиническая психология и психокоррекция, психологическая экспертиза
  • Р. Ж. Мухамедрахимов — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психическое здоровье и раннее сопровождение детей и родителей
  • Н. С. Хрусталева — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психология кризисных и экстремальных состояний
  • О. Ю. Щелкова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — психологическая диагностика в психиатрической и соматической клиниках
  • С. Н. Посохова — доктор психологических наук, профессор; область научного руководства — современные технологии психологической коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактика дезадаптации детей и подростков в структуре психологического сопровождения
  • А. В. Трусова — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологические аспекты наркологии, методология исследований в клинической психологии, краткосрочное мотивационное вмешательство
  • Г. Л. Исурина — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологические аспекты неврозов, теория и практика психотерапии
  • Ю. М. Миланич — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — клиническая психология детского возраста, психологическая диагностика и коррекция детей и подростков с нарушениями развития
  • И. А. Горбунов — кандидат психологических наук; область научного руководства — психофизиология, естественно-научные основы психогенеза
  • В. М. Сорокин — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — особенности познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии
  • Н. Л. Коновалова — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психологическое консультирование в системе специального образования
  • С. В. Горбатов — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психология отклоняющегося поведения
  • Р. В. Скочилов — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья, социальные аспекты психологии здоровья
  • Н. В. Ходырева — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — психология гендера, гендерные аспекты профилактики и психологической помощи в сфере здоровья
  • А. В. Шаболтас — кандидат психологических наук, доцент; область научного руководства — разработка и оценка эффективности профилактических программ в сфере здоровья
Ресурсные возможности для исследований
  • Лаборатория психофизиологии (электроэнцефалографы, ай-трекеры, телеметрическая кардиоритмография)
  • Лаборатория междисциплинарных исследований раннего детства
  • Лаборатория поведенческой нейродинамики
  • Психиатрические больницы, психоневрологические диспансеры, наркологические диспансеры, реабилитационные центры, многопрофильные больницы Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, НИИ онкологии имени Н. Н. Петрова, НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, НИИ детской ортопедии имени Г. И. Турнера, а также восстановительный центр детской ортопедии и травматологии, диагностико-реабилитационный центр для детей-аутистов, районные медико-психолого-педагогические центры Санкт-Петербурга
  • Научная библиотека имени М. Горького СПбГУ
  • Университетская сеть баз данных академических журналов (в том числе зарубежных) по теме научной специальности
  • Доступ к мировым информационным ресурсам: «Эльзевир» (платформа Science Direct), «Электронная библиотека диссертаций», EBSCO и другим
Проекты и гранты
В рамках программы
  • Общие закономерности развития коры головного мозга и их специфика при расстройствах аутистического спектра (РФФИ)
  • Психологические ресурсы совладания с трудной жизненной ситуацией подростков с тяжелыми деформациями позвоночника (РФФИ)
  • Психологические и социальные аспекты хирургического лечения и реабилитации больных с опухолями позвоночника и костей таза (РФФИ)
  • Системная (биопсихосоциальная) модель прогноза при сердечно-сосудистых заболеваниях (РФФИ)
  • Распознание и прогнозирование индивидом когнитивных ошибок другого человека в условиях мониторинга его деятельности (РФФИ)
  • Эффективность рациональной эмоционально-поведенческой терапии в снижении симптомов психологического неблагополучия у матерей новорожденных с патологией центральной нервной системы (РФФИ)
  • Клинико-психологические и социальные аспекты высокотехнологичного хирургического лечения и реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (Грант Президента РФ)
Квалификация выпускников и перспективы защиты
  • Присваиваемая квалификация: исследователь, преподаватель-исследователь.
  • Кандидат психологических наук по специальностям:

— Медицинская психология 19.00.04

— Психофизиология 19.00.02

Ключевые моменты
  • Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Клиническая психология» направлена на фундаментальную комплексную и высококачественную подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации в клинической психологии, в соответствии с выбранной индивидуальной траекторией обучения по психофизиологии и медицинской психологии.
  • В программу входит глубокое освоение знаний и навыков профессиональной деятельности в различных областях клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни), овладение методами исследования в клинической психологии, а также теорией и практикой психологического вмешательства при работе с различными контингентами больных (детей и взрослых), лицами с пограничными психическими расстройствами, а также со здоровым населением.
  • Содержание программы обеспечивает развитие способностей к научному поиску и выполнению исследовательских проектов (самостоятельная постановка задач научного психологического исследования, планирование, проведение и презентация его результатов), освоение современных исследовательских методов и технологий по научной специальности, формирование навыков научно-педагогической деятельности.
  • Выпускники программы являются профессионально компетентными специалистами, способными к критическому анализу и оценке современных научных достижений в сфере клинической психологии, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических психологических задач в области клинической и профилактической медицины и здравоохранения (в том числе, при решении задач психологической диагностики в клинике, психологического сопровождения лечебного процесса, оптимизации качества жизни и социальной реабилитации больных, а также первичной, вторичной и третичной психопрофилактики, мобилизации психологических ресурсов личности для преодоления и предупреждения психических, психосоматических расстройств, девиантных форм поведения в разных возрастных группах – детей и взрослых).