Материалы ректорского совещания

№ 55
от 16.04.2012

Повестка совещания

    Совместное заседание российского и германского координационных комитетов форума «Петербургский диалог»

    Проректор К. К. Худолей, ответственный секретарь российского координационного комитета форума «Петербургский диалог», сообщил, что 11–13 апреля в г. Баден-Баден (Германия) состоялось совместное заседание российского и германского координационных комитетов форума «Петербургский диалог». Заседание проходило под председательством первого заместителя председателя Правительства РФ, председателя российского координационного комитета В. А. Зубкова и председателя германского координационного комитета Л. де Мезьера. Санкт-Петербургский университет представляли ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, заместитель председателя российского координационного комитета форума, проректоры И. А. Горлинский и К. К. Худолей (подробнее см. на сайте СПбГУ, на странице «Петербургский диалог»).

    На заседании был рассмотрен ход подготовки к XII форуму «Петербургский диалог», который состоится в России в этом году, видимо, осенью. Была согласована центральная тема предстоящего форума — «Россия и Германия: информационное общество перед вызовами XXI века». Утвердили планы деятельности рабочих групп на период подготовки XII форума, темы круглых столов. Состав делегаций согласован в прежнем масштабе — чуть более 100 человек с каждой стороны.

    Н. М. Кропачев добавил, что есть возможность реализовать различные проекты ученых и преподавателей СПбГУ в рамках форума «Петербургский диалог» (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответы 1, 3, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 2).

    Итоги проверки Университета Счетной палатой

    Проректор И. А. Дементьев сообщил, что закончилась очередная проверка Университета инспекторами Счетной палаты. Акт проверки подписан 16 апреля. В 2011 году показатели Университета были либо равны, либо близки к 100 % — в части соблюдения правил бюджетного законодательства и норм федерального бюджета. Особое внимание проверяющие обращали на показатели выполнения Программы развития СПбГУ, ими была подтверждена стопроцентная эффективность и законность расходования средств. Также проводилось сопоставление между Программой развития СПбГУ и стратегией социально-экономического развития страны до 2020 года (проектом «Стратегия — 2020»).

    В ходе проверки были отмечены и проблемы, которые целиком связаны с тем, как велась работа в СПбГУ до 2011 года и в предыдущие периоды. Например, дебиторская задолженность Университета существует до сих пор, хотя она и сокращается постоянно. Также есть проблема регистрации прав собственности СПбГУ на объекты недвижимости. По документам видно, что мы эффективно движемся в правильном направлении, но не все вопросы решены, и это отмечено в акте проверки. Но это должно нам помочь в работе по устранению существующих проблем.

    Н. М. Кропачев подчеркнул, что дебиторская задолженность СПбГУ была раз в семь больше (сейчас, по сведениям И. П. Бойко, она составляет 38 млн. рублей, а по состоянию на 1 января 2010 года была более 300 млн рублей). То, что она резко снизилась, — это результат кропотливой работы бухгалтерских служб Университета. Кроме того, инспекторы Счетной палаты обратили внимание, что полномочия по распоряжению имуществом Университета нечетко прописаны на уровне министерств и Правительства РФ. Это заключение Счетной палаты должно ускорить разработку соответствующих законодательных актов (Материалы ректорского совещания от 27.04.2012, п. 5).

    Подведены итоги Олимпиады школьников СПбГУ

    Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что 10 апреля подведены итоги Олимпиады школьников СПбГУ. Данные о победителях и призерах переданы в Российский совет олимпиад школьников. Олимпиада школьников СПбГУ проводилась в этом году по 15 предметам и комплексам предметов. В отборочном туре приняло участие больше 52 500 человек из всех субъектов Российской Федерации, а также из стран ближнего зарубежья (о предварительных итогах олимпиады шла речь на ректорском совещании 13 февраля).

    Победителями олимпиады стали 216 школьников России и ближнего зарубежья, а призерами — 931. При этом половина победителей (124 школьника) и две трети призеров олимпиады (665 школьников) проживают в других регионах. Распределение количества участников и призеров по регионам позволит в дальнейшем ориентироваться при профориентационной работе.

    Наибольшее число победителей и призеров Олимпиады в текущем учебном году представляют такие регионы, как Республика Башкортостан, Краснодарский край, Ленинградская область, Нижегородская область, Красноярский край, Удмуртская Республика, Кировская область, Челябинская область.

    Лидерство по числу (и доле от общего количества по стране) победителей и призеров по отдельным предметам удерживают различные регионы. Так, по биологии, например, в числе лидеров — школьники Москвы, Нижегородской и Свердловской областей; по географии — Ленинградской области и Республики Башкортостан; по информатике — Краснодарского края, Республики Карелия и Удмуртской Республики; по медицине — Кировской области, Красноярского края, Ленинградской области; по обществознанию — Краснодарского края, Москвы, Республики Башкортостан; по экономике — Удмуртской Республики, Липецкой области, Новосибирской области.

    Олимпиадное движение перестает быть только способом обеспечения приема, оно играет важную роль в распространении информации об Университете и об уровне наших требований. И при этом высокий уровень заданий на олимпиадах СПбГУ не отпугивает потенциальных абитуриентов, число участников растет:

    Предметы
    Число участников
    Число участников
    Число
    призеров/ победителей
    Итог 2011
    Число
    призеров/ победителей
    Итог 2012
     
    2011
    2012
    2011
     
    2012
     
    Биология
    1701
    2446
    98
    37
    135
    161
    38
    199
    География
    3518
    2885
    123
    50
    173
    82
    26
    108
    Дорога
    в медицину
    1990
    3317
    28
    6
    34
    159
    24
    183
    Иностранные
    языки
    1008
    1679
    28
    4
    32
    25
    5
    30
    Информатика
    218
    1290
    4
    1
    5
    43
    5
    48
    История
    3268
    3023
    37
    35
    72
    15
    6
    21
    Математика
    8102
    9393
    74
    54
    128
    155
    49
    204
    Обществознание
    8348
    10490
    78
    1
    79
    65
    4
    69
    Право
    2623
    2801
    47
    13
    60
    41
    14
    55
    Социологическая
    олимпиада
    1241
    3661
    8
    1
    9
    32
    1
    33
    Физика
    1614
    2020
    51
    6
    57
    33
    8
    41
    Филологическая
    олимпиада
    581
    1273
    18
    1
    19
    16
    4
    20
    Химия
    1975
    4210
    52
    8
    60
    67
    20
    87
    Экология и
    природопользование
    1508
    1573
    24
    3
    27
    34
    9
    43
    Экономика
    1233
    2466
    7
    2
    9
    3
    3
    6
    Итого
    39012
    52527
    676
    222
    898
    931
    216
    1147
    Итого
    39012
    52527
    898
    898
    1147
    1147

    В конце мая — начале июня в здании Двенадцати коллегий состоится торжественная церемония награждения победителей и призеров Олимпиады школьников СПбГУ. Они смогут претендовать на льготы при приеме в вузы, в том числе и в СПбГУ (Построить страну «одних уст», ответ 7, Сделать из хорошего – отличный, ответ 1).

    Проекты Института Северного измерения

    Проректор В. С. Катькало, представитель СПбГУ в Институте Северного измерения, сообщил, что 27 марта по поручению ректора он принял участие в заседании руководящей группы этого проекта. Институт Северного измерения (Northern Dimension Institute) — это открытая сетевая структура, которая объединяет около 50 университетов и научных институтов стран Северной Европы, Балтии и России.

    Одним из первых прикладных научных исследований, выполненных экспертами, привлеченными Институтом Северного измерения, стало исследование работы региональных организаций сотрудничества в Северной Европе: Совета министров Северных стран, Совета государств Балтийского моря, Совета Баренцева Евроарктического региона, а также Арктического совета. В стартовой стадии находятся еще три проекта: по исследованию вопросов укрепления здоровья, транспорта и логистики, энергоэффективности экономики Ленинградской области.

    Институт Северного измерения — проект важный и стратегический для Университета. Сегодня можно ставить вопрос, чтобы СПбГУ взял на себя роль сокоординатора проекта от России. Это было бы полезно в репутационном плане. В. С. Катькало наметил несколько направлений, на которых активность Университета надо максимально наращивать. В проекте из области здравоохранения могли бы участвовать не только медики, но также юристы и психологи, в проекте по исследованию геологии Северной Европы — географы, геологи, международники. А в разработке вебсайта проекта могли бы участвовать специалисты факультетов журналистики и прикладных коммуникаций, а также Управления по связям с общественностью СПбГУ.

    В. С. Катькало рассказал о двух предложениях, которые он сформулировал на заседании. Первое: развивать научные проекты в контакте с Деловым советом стран Северного измерения. Второе: научно-исследовательские проекты осуществлять в связке с образовательными программами вузов Северной Европы (магистерскими и Ph. D.). Ректор попросил деканов их предложения по участию в проектах Института Северного измерения направлять проректору В. С. Катькало.

    Вручение грантов победителям конкурсов на заседании Российского географического общества

    Проректор по научной работе Н. Г. Скворцов сообщил, что 10 апреля состоялось заседание Российского географического общества с участием председателя попечительского совета РГО, премьер-министра РФ В. В. Путина и президента РГО С. К. Шойгу. Одним из вопросов было вручение грантов победителям конкурсов. Всего в 2012 году в РГО поступило 357 заявок на гранты в восьми номинациях. Среди 14 победителей, получивших грант, были профессор К. В. Чистяков и доцент Е. Г. Капралов, члены коллектива Факультета географии и геоэкологии СПбГУ. За проект «Научно-справочный геопортал Невского края» в номинации «Использование новейших технологий в географических исследованиях» они получили грант (3,5 млн рублей на год, с возможностью продления). Авторы проекта будут также премированы и от Университета.

    Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский добавил, что работа над этим проектом будет вестись с использованием уникальных комплексов оборудования, вводимых в эксплуатацию в одном из создаваемых ресурсных центров СПбГУ — в Центре дистанционного зондирования Земли и прикладной геоинформатики. Этот ресурсный центр формально еще не открыт, но его возможности уже востребованы. Это хороший пример, когда новое оборудование и новые методы используются учеными Университета, чтобы получать новые престижные гранты.

    Конференция талантливых студентов и ведущих российских компаний «Менеджмент будущего'12»

    И. о. декана ВШМ С. П. Кущ рассказал о том, что 6–7 апреля состоялась конференция талантливых студентов и ведущих российских компаний «Менеджмент будущего'12». Организатором конференции выступил студенческий совет ВШМ СПбГУ при поддержке Попечительского совета ВШМ СПбГУ, Ассоциации ведущих университетов России, комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями администрации Санкт-Петербурга.

    Конференция необычная: ее организовали сами студенты ВШМ, а участие в ней приняли больше 100 студентов из 11 городов России и 12 стран мира, представители 18 ведущих российских вузов и 20 международных школ бизнеса. Заявок на участие было подано больше 1700, студенты прошли строгий конкурсный отбор (17 человек на место), который включал скрининг-резюме и решение мини-кейсов, логическое и личностное тестирование, проведенные независимым провайдером оценки персонала… Рабочая группа была создана студсоветом ВШМ год назад, и благодаря усилиям студентов-организаторов работодатели — шесть крупных российских компаний (Сбербанк России, РЖД, АФК «Система», Банк ВТБ, Банк БФА, компания «СОГАЗ») поддержали идею и приняли активное участие в конференции.

    Основные цели конференции достигнуты: начался прямой диалог между талантливыми студентами и ведущими российскими компаниями с целью формирования резерва управленческих кадров этих компаний. А также было привлечено внимание компаний к необходимости внедрения корпоративных программ развития молодых талантов. За два дня работы конференции были видеообращения, презентации проектов, мастер-классы, круглые столы по управлению человеческими ресурсами, выступления, посвященные анализу стратегий лидерства, управлению талантами и другие интерактивные мероприятия. А потом прошла ярмарка вакансий, где руководители компаний встречались с потенциальными работниками.

    В. С. Катькало, проректор СПбГУ по направлениям геология и менеджмент, отметил, что конференция «Менеджмент будущего'12» является инновационным проектом, не только в России, но и за рубежом. Создана уникальная площадка для встречи талантливых российских студентов со всего мира и ведущих российских компаний, заложен фундамент для их взаимодействия в будущем. Руководство ВШМ СПбГУ поддержало инициативу студентов и помогло воплотить их мечту в жизнь.

    Бизнес-модель конференции была такова, что компании соглашались оплатить свое участие в конференции. Эти средства шли только на оплату транспортных расходов студентов-участников конференции и их проживание. И этими деньгами управляли сами студенты, что стало важным примером их самоуправления. Но компании давали обязательство не только финансировать проект, но и принести контент в аудиторию. К концу конференции имелись многочисленные подтверждения того, что многие студенты из тех, кто учится за границей, теперь всерьез рассматривают для себя вариант трудоустройства в российских компаниях.

    Н. М. Кропачев добавил, что к организации подобных конференций надо активнее привлекать студенческие советы и других факультетов. Например. студенты-юристы могли бы использовать опыт студсовета ВШМ при организации Молодежного форума юристов России, который скоро будет проходить в Санкт-Петербурге (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4-6, 8).