Материалы ректорского совещания
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла незначительно: прирост составил 0,87 % (с 36,7 до 37,6 %).
Информация о вакцинации студентов по направлениям обучения:
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы |
||
---|---|---|---|
п/с на 17.12.2021 |
п/с на 24.12.2021 |
п/с на 06.01.2022 |
|
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
91,67 % |
91,67 % |
91,67 % |
Востоковедение и африканистика |
65,98 % |
66,46 % |
64,2 % |
Институт химии |
60,68 % |
62,69 % |
64,52 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
61,9 % |
61,9 % |
64,29 % |
Биология |
50,79 % |
52,24 % |
53,62 % |
Медицина |
49,89 % |
51,15 % |
51,48 % |
Физика |
48,58 % |
50,88 % |
52,17 % |
Математика и компьютерные науки |
46,53 % |
47,42 % |
48,58 % |
Институт когнитивных исследований |
47,06 % |
47,06 % |
44,44 % |
Филология |
42,6 % |
44,97 % |
46,45 % |
Институт педагогики |
42,45 % |
44,34 % |
45,54 % |
Институт наук о Земле |
42,14 % |
42,99 % |
43,73 % |
Свободные искусства и науки |
38,41 % |
40,7 % |
42,96 % |
Математика и механика |
38,18 % |
39,09 % |
40,08 % |
Психология |
37,59 % |
38,87 % |
40,21 % |
Институт истории |
36,72 % |
38,64 % |
39,41 % |
Институт философии |
37,09 % |
38,54 % |
39,93 % |
Медицинский колледж |
36,36 % |
38,18 % |
37,5 % |
Процессы управления |
36,32 % |
37,49 % |
38,43 % |
Международные отношения |
34,34 % |
35,43 % |
35,94 % |
Стоматология и медицинские технологии |
32,59 % |
34,39 % |
35,5 % |
Менеджмент |
29,63 % |
31,13 % |
32,23 % |
Социология |
29,08 % |
29,94 % |
30,56 % |
Политология |
27,02 % |
29,07 % |
30,52 % |
Юриспруденция |
26,62 % |
27,42 % |
27,31 % |
Экономика |
22,98 % |
24,22 % |
24,92 % |
Искусства |
20,2 % |
20,59 % |
21,19 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
17,93 % |
19,18 % |
20,56 % |
Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних) |
17,08 % |
17,95 % |
19,07 % |
Итого |
35,41 % |
36,73 % |
37,6 % |
Прирост |
1,83 % |
1,32 % |
0,87 % |
По данным на 10 января, почти во всех учебно-научных подразделениях доля вакцинированных преподавателей превысила 80 %, в большинстве коллективов — 90 %. В целом по Университету доля научно-педагогических работников, привитых от COVID-19, еще в декабре превысила 90 %.
Однако, как напомнила первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, для проведения очных занятий в новом семестре необходимо достичь достаточного уровня вакцинации как среди преподавателей, так и среди студентов. С началом нового семестра очные занятия будут разрешены только в тех коллективах, где доля вакцинированных преподавателей превысит 80 %, а студентов — 40 %. На данный момент таких показателей достигли только 15 коллективов.
Декан факультета психологии Алла Вадимовна Шаболтас сообщила, что студенты-психологи интересуются форматом занятий во втором семестре. Если будут очные занятия, студентам нужно заранее взять билеты для приезда в Петербург. Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев подтвердил: если в коллективе факультета или института доля вакцинированных будет 80/40, то возможно проведение аудиторных занятий. Естественно, они будут разрешены с учетом действующих на тот момент ограничений Роспотребнадзора. Например, сейчас в Петербурге действует запрет на проведение публичных мероприятий с участием более 40 человек. Это значит, что на занятиях в аудитории не должно быть больше 40 человек.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу среди студентов о важности вакцинации.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За последнюю неделю 2021 года в Виртуальную приемную СПбГУ поступило два обращения в адрес первого проректора по учебной работе, еще девять зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Как сообщила на совещании первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, обращения были на разные темы: о формате проведения экзамена для обучающихся по направлению «История», о процедуре перевода и восстановления в СПбГУ, об использовании системы электронного контроля (прокторинга) «Экзамус» (ранее были размещены ответы на подобные вопросы: Почему СПбГУ использует систему прокторинга?; Будет ли совершенствоваться работа прокторинга?; Об эффективности использования системы прокторинга; О пересдаче с использованием системы прокторинга; Об использовании системы прокторинга при проведении зачетов и экзаменов; О прокторинге на промежуточной аттестации; Сколько студентов в действительности отчисляют из-за прокторинга?; Во всех ли университетах правила прохождения прокторинга одинаковые?; О не пройденном испытании в системе прокторинга; Об использовании системы электронного контроля прохождения экзаменов).
По информации, поступившей от руководителей большинства учебно-научных подразделений, зимняя промежуточная аттестация проводится по расписанию в установленном порядке.
К первому проректору по учебной работе поступило несколько обращений от обучающихся-историков об изменении смешанного формата промежуточной аттестации на удаленный. В связи с этим 29 декабря директор Института истории СПбГУ Абдулла Хамидович Даудов провел встречу со студентами. Директор института напомнил обучающимся, что в СПбГУ установлен смешанный формат обучения на весь 2021/22 учебный год. Кроме того, на основании предложения директора Института истории (в соответствии с приказом от 09.12.2021 № 11905/1 «О внесении изменений в приказ от 04.11.2021 № 10732/1 "О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году""») обучение по образовательным программам по направлению «История» до конца осеннего семестра проводилось в смешанном формате.
Директор института разъяснил, что расписание промежуточной аттестации (в период с декабря 2021 по январь 2022 года) составлено в соответствии с установленными правилами, с учетом особенностей учебного процесса образовательных программ по истории, а также с учетом графика работы и состояния здоровья преподавательского коллектива института. Оснований для изменения формата промежуточной аттестации нет. В целом обучающиеся с пониманием отнеслись к данным разъяснениям.
Как уже ранее обсуждалось, решение о формате зимней промежуточной аттестации 2021/22 учебного года обсуждалось первым проректором по учебной работе с руководителями учебно-научных подразделений. М. Ю. Лаврикова напомнила, что в соответствии с установленным порядком (приказы от 13.08.2021 № 7991/1 «О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году», от 04.11.2021 № 10732/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 08.11.2021», от 04.11.2021 № 10733/1 «О дополнении приказа от 04.11.2021 № 10732/1 "О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 08.11.2021"», от 04.11.2021 № 10734/1 «О внесении уточнений в приказ от 04.11.2021 № 10732/1 "О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 "О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году" в период с 08.11.2021"»), принятым в связи с эпидемией COVID-19, а также для соблюдения единых подходов при обучении и проведении аттестационных испытаний, зачеты и экзамены проводятся в том же формате, в котором проходили практические занятия в течение семестра. Таким образом, формат промежуточной аттестации в учебно-научных подразделениях может отличаться, и быть как удаленным, так и смешанным (включающим аудиторные экзамены или зачеты) — в зависимости от формата обучения, установленного в подразделении.
Такой подход был поддержан директорами институтов и деканами факультетов. Формат проведения аттестационных испытаний отражается в Электронном расписании.
При этом М. Ю. Лаврикова отметила, что в связи с Методическими рекомендациями Роспотребнадзора: если преподаватель в силу возраста или в связи с состоянием здоровья не сможет проводить экзамен или зачет в аудитории, формат аттестации будет удаленным. Могут быть и иные объективные причины, при наличии которых зачет или экзамен будет проводиться в удаленном формате. Например, в случае карантина в академической группе из-за контактов с заболевшими COVID-19 в период карантина зачет или экзамен будет организован с применением ИКТ; если в академической группе большинство студентов — иностранные граждане, которые пока из-за действующих ограничений не смогли приехать в Санкт-Петербург.
Кроме того, все обучающиеся, находящиеся в период сессии на изоляции, могут направить заявление начальнику учебного отдела, и аттестация для них будет организована с применением информационно-коммуникационных технологий либо перенесена на другую дату (по индивидуальному графику). Порядок действий в таком случае ранее неоднократно разъяснялся обучающимся.
Те студенты, которые будут больны в дату экзамена или зачета, в соответствии с Правилами обучения (п. 4.3.4), должны направить начальнику учебного отдела справку о заболевании, на основании которой аттестация для них будет перенесена на другую дату. Справку необходимо направить не позднее трех рабочих дней после даты выдачи данного документа.
Важно отметить, что в настоящее время, в частности, объективной и уважительной причиной для предоставления студентам индивидуального графика или академического отпуска может быть сложная ситуация и пребывание студента на территории Казахстана (например, проблема отсутствия интернет-связи для удаленного обучения и другие проблемы). В таких случаях всем студентам, находящимся на территории Казахстана, независимо от того, направят они заявление или нет, экзамены будут перенесены (предоставлен индивидуальный график). Подробная информация размещена на сайте СПбГУ.
К сожалению, в некоторых сообществах в социальных сетях, в том числе в пабликах некоторых студенческих советов, появилась недостоверная информация по этой теме. В одном паблике утверждалось, что получение индивидуального графика сдачи сессии возможно только посредством обращения в Виртуальную приемную или направления письма в учебное управление, а в другом утверждалось, что для получения индивидуального графика надо дозвониться до учебного управления. В связи с этим было опубликовано дополнительное разъяснение о порядке организации сессии для студентов, находящихся на территории Казахстана, в котором еще раз подчеркивается, что находящимся в Казахстане студентам сессия будет перенесена, независимо от того, направят они соответствующее заявление или нет. В этом разъяснении студентам пришлось вновь напомнить, что паблики студенческих советов и отдельных студентов не являются официальными ресурсами Университета. И хотя 8 января в тексты некоторых сообщений по данной теме в студенческих сообществах в соцсетях были внесены изменения, многие паблики и отдельные студенты успели распространить недостоверную информацию, не всегда утруждаясь обновлением, исправлением и дополнением сведений. Среди них оказались и группы студенческих советов некоторых факультетов. Марина Юрьевна вновь призвала студентов и преподавателей внимательно относиться к поиску и ретрансляции информации об Университете в публичном пространстве.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за последнюю неделю 2021 года не проводили, однако многие руководители подразделений такие встречи провели.
На встрече со студенческим советом Института философии директор института Никита Всеволодович Кузнецов проинформировал присутствующих о технологии проведения зачетов с использованием системы прокторинга. Н. В. Кузнецов подчеркнул, что по итогам последней промежуточной аттестации оценку «не зачтено» по онлайн-курсам при сдаче аттестационной комиссии получили 0,13 % от общего количества студентов Университета, сдававших с первой попытки, также обратил внимание студентов на необходимость внимательно знакомиться с направляемыми инструкциями о прохождении испытаний и соблюдать установленные правила. Все ответы и разъяснения по поводу промежуточной аттестации с использованием системы электронного контроля регулярно публикуются на портале СПбГУ.
На встрече со студенческим советом юридического факультета декан юридического факультета Сергей Александрович Белов предложил студентам обсудить обращение от лица одного из студентов магистратуры по направлению «Юриспруденция». В письме утверждается, что для сдачи зачета по одному из онлайн-курсов нужно было проходить онлайн-тестирование: один из студентов сфотографировал вопросы и правильные ответы и опубликовал их в Интернете так, чтобы все студенты имели к ним доступ. В обращении студента содержалась следующая просьба: поскольку зачет сдавался нечестно, необходимо отменить результаты зачета в рамках онлайн-курса для всех тех, кто его сдавал. С. А. Белов связался со студентом, от имени которого было написано обращение, но, как оказалось, ему про данное письмо ничего не известно. Поскольку студент утверждает, что он не писал обращения, а само письмо было направлено не с корпоративного адреса, реального автора обращения установить невозможно. С. А. Белов подчеркнул, что для обращений студентов должны использоваться личные корпоративные адреса.
Кроме учебных вопросов, на встрече декана со студенческим советом юридического факультета были обсуждены вопросы об использовании системы «Криптовече» при проведении новых выборов в студенческий совет, о культурно-массовых мероприятиях, об инициативе о создании сообщества академической честности и прочие.
На встрече исполняющего обязанности директора ИНоЗ Владислава Владимировича Гуржия со студенческим советом Института наук о Земле от 28.12.2021 обсуждался вопрос о формате проведения промежуточной аттестации. На предыдущей встрече от 21.12.2021 директор Института наук о Земле Кирилл Валентинович Чистяков сообщал, что формат проведения зимней аттестации, как правило, будет таким же, как и формат практических занятий в течение семестра. Однако в ряде случаев по различным причинам проведение аттестации в аудиторном формате может быть организовано вне зависимости от формата проведения занятий.
На встрече со студенческим советом филологического факультета был поднят вопрос о публикации в СМИ и социальных сетях информации об Университете. Первый заместитель декана филологического факультета Михаил Витальевич Корышев на ряде примеров коснулся вопроса о необходимости повышения уровня медиакомпетентности обучающихся в том, что касается публикации недостоверной информации об Университете.
На встречах со студенческими советами факультета международных отношений, факультета свободных искусств и наук, факультета прикладной математики и процессов управления, математико-механического факультета руководители соответствующих УНП призвали обучающихся к прохождению полного цикла вакцинации, а также к своевременному представлению информации об этом в личных кабинетах обучающихся.
В Виртуальную приемную поступил вопрос студента-востоковеда, обучающегося по образовательной программе «Японская филология», который получил оценку «не зачтено» по предмету «Общее языкознание» (зачет проводился с использованием ИКТ). Студент жаловался на то, что зачет длился больше семи часов, как он пишет, «без возможности поесть, попить, отойти».
В ответе, подготовленном первым заместителем декана восточного факультета А. А. Родионовым, разъяснялось, что зачет по дисциплине «Общее языкознание» 29 декабря 2021 года был разбит на три потока: с началом в 11:00, 13:00 и 14:40. Начало зачета в учебной группе заявителя было назначено на 13:00. С помощью протокола сессии MS Teams был установлен график участия этого студента в зачете. Общая длительность его пребывания на зачете составила 3 часа 40 минут. При этом зафиксированы два перерыва, когда студент выключал камеру и удалялся в неизвестном направлении. Между тем «Правила обучения...» устанавливают: «При возникновении обстоятельств, требующих кратковременного выхода из аудитории / сеанса связи, обучающийся должен получить разрешение у преподавателя» (п. 2.4.9). Отмечено, что выключение экрана и выход из сессии этого студента не были согласованы с преподавателем и могут указывать на несамостоятельность в подготовке к ответу. Это и стало основанием для удаления его с зачета и выставления оценки «не зачтено».
На совещании Алексей Анатольевич Родионов заметил, что некоторые студенты при сдаче зачетов и экзаменов в дистанционном формате порой ведут себя чрезмерно вольно (так, как они не стали бы вести себя в аудитории). Например, студент может позволить себе выключить камеру и выйти из сеанса связи — без разрешения экзаменатора, хотя не стал бы так делать в аудитории. А кроме того, в своем вопросе в ВП этот студент исказил информацию. Протокол сессии MS Teams позволяет восстановить подлинную картину событий. А. А. Родионов выразил надежду, что возвращение занятий в аудиториях поможет улучшить моральный климат в студенческой среде.
Открытие образовательной программы магистратуры Master of Science in Research Administration
В 2022 году в Университете стартует набор на новую программу магистратуры «Искусство управления научными проектами» (Master of Science in Research Administration). Как рассказала проректор по учебно-методической работе Эльвира Анваровна Зелетдинова, создание основной образовательной программы магистратуры Master of Science in Research Administration (MRA) стало закономерным отражением усилий, предпринятых в ответ на задачи, поставленные в рамках Года науки и технологий. Основная идея программы заключается в эффективном формировании и развитии компетенций по руководству научными проектами. В результате обучения слушатели приобретут знания и навыки не только в области менеджмента научных проектов, управления персоналом, защиты интеллектуальной собственности, но и патентоведения, экспертного и финансового сопровождения научно-исследовательских работ, эффективной профессиональной коммуникации.
Э. А. Зелетдинова отметила, что программа в формате MRA запускается в России впервые, что делает ее уникальной на рынке образовательных услуг. Важным преимуществом программы является то, что в ее реализации участвуют практикующие специалисты по руководству научными проектами, в том числе ведущие ученые мирового уровня с широким спектром профессиональных интересов, а также представители ведущих бизнес-структур. Нельзя не отметить и междисциплинарный характер программы, и широкие возможности сетевого формата ее реализации. На стадии подписания — соглашение с МГИМО. Ведутся аналогичные переговоры с ДВФУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МИСиС и СПбГЭУ.
В целях эффективной поддержки фундаментального образования в сфере научной деятельности в регионах предполагается заключение сетевых договоров с рядом региональных вузов, в том числе вошедших в НОК «Менделеев».
Более подробная информация о программе представлена в интервью об итогах Года науки и технологий с первым заместителем декана экономического факультета Виктором Олеговичем Титовым.
Результаты конкурсов грантов и стипендии президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов
По результатам конкурса Минобрнауки России на право получения грантов президента Российской Федерации всего грантовую поддержку получили 400 проектов молодых российских ученых — кандидатов наук, 60 проектов молодых российских ученых — докторов наук и 50 проектов ведущих научных школ.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, от СПбГУ на конкурс было подано 30 заявок от молодых ученых — кандидатов наук, одна заявка от доктора наук и две заявки на получение проектов ведущих научных школ. СПбГУ занял второе место среди всех научных организаций по количеству поддержанных президентских грантов для кандидатов наук (12 грантов), пропустив вперед лишь МГУ, который получил 17 грантов. На третьем месте — Южный федеральный университет с 11 грантами.
Наибольшее количество полученных молодыми кандидатами наук СПбГУ президентских грантов в области социальных и гуманитарных наук — пять грантов. По два гранта поддержано в области физических, химических и биологических наук, один — в области математики и механики.
В очередной раз продемонстрировали высокую конкурентоспособность и оказались в списке победителей грантов президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ две ведущие научные школы СПбГУ: коллектив кафедры прикладной кибернетики под руководством профессора Николая Владимировича Кузнецова, а также коллектив кафедры кристаллографии под руководством профессора Сергея Владимировича Кривовичева.
С. В. Микушев отдельно отметил низкую активность участия молодых докторов наук СПбГУ в конкурсе грантов президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — докторов наук. На этот конкурс была подана всего одна заявка, которая по результатам конкурса получила поддержку. Также отмечается очень низкая активность коллективов СПбГУ по участию в конкурсе грантов президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ (на конкурс 2022 года было представлено всего две заявки от СПбГУ). Ректор высказал предположение, что низкая активность коллективов в конкурсе на поддержку ведущих научных школ связана с недостаточным пониманием требований к участникам конкурса.
На ректорском совещании обсуждались условия этого конкурса. Директор Института когнитивных исследований Татьяна Владимировна Черниговская и директор Института химии Ирина Анатольевна Балова поинтересовались обязательствами коллективов ведущих научных школ, выигравших в конкурсе. Проректор С. В. Микушев объяснил, что в отчет о научных публикациях школы, индексированных в WoS и Scopus, можно включать статьи, опубликованные в рамках исследований за счет других фондов и включенные в отчеты по другим грантам. Т. В. Черниговская отметила, что при таких условиях коллектив института сможет подать заявку на грант президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ.
С. В. Микушев также сообщил, что по результатам конкурса
Лидером по количеству победителей стал Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (22 стипендиата). Второе место разделили Казанский (Приволжский) федеральный университет и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» (13 стипендиатов). По девять стипендиатов у представителей Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина, Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.
От СПбГУ в конкурсе на право получения стипендий президента РФ молодым ученым и аспирантам участвовало 32 претендента (из них 18 аспирантов). В аспирантуре СПбГУ учится 2421 человек, а среди научно-педагогических работников СПбГУ 744 относятся к группе молодых ученых (не старше 35 лет). Таким образом, участвовали в конкурсе только каждый 134 аспирант и только каждый 53 преподаватель — молодой ученый. В этом году из 32 заявок пять стали победителями конкурса (для сравнения: по результатам конкурса 2020 года было поддержано семь из 38 заявок).
Поддержаны проекты по двум направлениям: «Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива» (три стипендиата); «Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства» (два стипендиата).
Участники совещания поздравили победителей конкурсов и пожелали им успехов и научных открытий.
Директорам и деканам поручено обеспечить подачу заявок членами коллективов УНП на получение грантов и стипендий президента Российской Федерации в каждой из номинаций. Проректору по организации работы с персоналом поручено считать одним из критериев эффективности руководителей УНП получение подчиненными им работниками грантов и стипендий президента РФ. Этот критерий будет влиять в том числе и на назначение соответствующих стимулирующих выплат руководителям подразделений.
Создание Научного центра социологии и психологии чрезвычайных ситуаций и катастроф при президиуме Российской академии наук
Директор Института психологии РАН, академик РАН, профессор Дмитрий Викторович Ушаков предложил ректору СПбГУ поддержать его инициативу по созданию Научного центра социологии и психологии чрезвычайных ситуаций и катастроф при президиуме РАН. По поручению ректора в Университете была создана рабочая группа, в которую вошли проректор по стратегическому развитию и партнерству Анастасия Сергеевна Ярмош, декан факультета социологии Николай Генрихович Скворцов и декан факультета психологии Алла Вадимовна Шаболтас. Рабочая группа персонализировала проект концепции научного центра и отметила: социология катастроф является отраслью социологического знания, изучающей социальные аспекты катастроф, то есть крупных бедствий, имеющих трагические последствия для людей и окружающей среды. Социологическими исследованиями катастроф начали активно заниматься, начиная с
Между тем тематика социологии и психологии катастроф и чрезвычайных ситуаций пока не получила существенного развития в российских социогуманитарных науках. Это относится как к теоретическому уровню разработок, так и (что, быть может, еще более важно) — к прикладному. В этой связи идея создания Научного центра социологии и психологии чрезвычайных ситуаций и катастроф при президиуме РАН выглядит актуальной и заслуживает внимания. Задачи центра: «анализ, прогнозирование и определение планов действий при решении социальных и гуманитарных проблем, возникающих в чрезвычайных ситуациях, охватывающих большие группы населения в значительном числе регионов или в целом в стране». Центр будет представлять собой распределенную (сетевую) структуру с координирующим органом — проектным офисом. Его принадлежность к Академии наук, по мнению разработчиков проекта, позволит объединять усилия различных научных направлений при исследовании катастрофических потрясений и их социальных и психологических последствий, обеспечив при этом высокий уровень междисциплинарного анализа, а также обоснованность прогнозов и рекомендаций.
Деятельность центра должна обеспечить решение ряда взаимосвязанных задач, в том числе:
- комплексный сбор информации о состоянии общества и его динамики в реальном времени посредством регулярных социологических опросов на всероссийской выборке в режиме мониторинга
- проведение мониторинга психологического здоровья общества на основе взаимодействия с сетью психологических и психиатрических служб во всех регионах РФ
- создание на основе искусственного интеллекта системы автоматического цифрового мониторинга психологического состояния общества с использованием материала социальных сетей в Интернете и других больших данных
- синтез получаемой информации и создание на ее основе моделей психологического состояния и социального поведения общественных групп
- информирование органов государственной власти о состоянии населения, возможных сценариях развития событий и программе с оценкой их эффектов
- экспертиза управленческих решений органов федеральной и региональной власти на предмет их социальных и психологических последствий
- информирование и экспертная поддержка органов образования и здравоохранения
- создание математических моделей распространения информационных эпидемий и прогноза динамики психологического состояния общества при разных сценариях развития природных и антропогенных катастроф (эпидемий, экстремальных погодных явлений и природных бедствий, терактов, экономических кризисов и т. д.) на материале социальных сетей в Интернете
- разработка прогнозных характеристик развития массовых умонастроений, сочетающих пессимистические (катастрофические), уравновешенные и оптимистические оценки выхода страны из острого мирового эпидемиологического кризиса
В случае принятия решения о создании Научного центра социологии и психологии чрезвычайных ситуаций и катастроф при президиуме РАН эксперты СПбГУ будут готовы к взаимовыгодному сотрудничеству и взаимодействию по решению конкретных задач деятельности этого центра. Кадровый и ресурсный потенциал СПбГУ как ведущего научно-образовательного центра РФ может быть применен на всех этапах создания и деятельности центра: как на этапе разработки планов и методологии исследований, так и на стадии реализации исследовательских проектов и анализа полученных данных.
Создание Высшей школы безопасности труда
30 декабря 2021 года ученый совет юридического факультета принял решение о выдвижении инициативы по созданию в СПбГУ научно-образовательного подразделения — Высшей школы безопасности труда (в партнерстве с объединением профсоюзов «Соцпроф») для комплексного междисциплинарного осуществления научных и экспертных исследований и реализации образовательных программ в области безопасности труда.
Как рассказал декан юридического факультета Сергей Александрович Белов, тема безопасности профессиональной трудовой деятельности в нашей стране в настоящее время оказалась в числе актуальных вопросов жизни страны. В обществе вопросы безопасности труда во многом по традиции прошлых лет воспринимаются как инструментально-технические правила охраны труда, за которые формально отвечают специалисты, не имеющие доступа к управлению предприятиями и организациями, особенно крупными, и чья роль сводится к ознакомлению вновь принимаемых на работу сотрудников с давно устаревшими инструкциями и регламентами, имеющими малое отношение к реальной работе. Как показывает практика последних лет, подобная ситуация чревата крупными неприятностями: от масштабных катастроф и аварий до полного паралича хозяйственной деятельности иногда в масштабах отдельных предприятий, а иногда — целых городов и даже регионов.
Современные вызовы экономического и технологического развития требуют качественно нового подхода к вопросам обеспечения безопасности труда. Этот подход должен быть отражен в концепциях стратегии развития страны, совершенствования законодательного регулирования и практики государственного управления, что требует деятельного и активного участия экспертов разных направлений и специальностей. Необходимо повышение квалификации менеджмента высшего уровня в рамках комплексных образовательных программ, включающих экономические, социологические, психологические, правовые, управленческие, информационные, технологические и другие компоненты. В настоящее время на образовательном рынке Российской Федерации такие программы отсутствуют. Прежде эта нехватка восполнялась возможностью прохождения требуемой подготовки за рубежом, однако эта возможность из-за противоэпидемических ограничений оказалась закрыта.
С. А. Белов подчеркнул, что в СПбГУ есть значительный кадровый, экспертный и методический потенциал для создания и реализации этого направления экспертной и образовательной деятельности. В частности, в составе факультета психологии есть кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности, среди направлений работы коллектива социологов фигурируют социология труда и социология безопасности, на кафедре трудового права юридического факультета традиционно значительное внимание уделяется вопросам безопасности труда, подобные вопросы входят в предмет профессионального внимания экономистов и специалистов по менеджменту.
Сотрудники Университета регулярно принимают активное участие в формировании и реализации программы Международного форума труда, который ежегодно проходит в нашем городе. Среди направлений работы форума — обеспечение безопасности трудовой и профессиональной деятельности.
Подобный потенциал наряду с возможностями привлечения экспертов-практиков с помощью одного из крупнейших в стране объединений профсоюзных организаций — союза «Соцпроф» позволяет открыть в СПбГУ новое направление образовательной, экспертной и научной деятельности: обеспечение безопасности труда.
Для реализации этой инициативы потребуется также участие (наряду с перечисленными выше) специалистов в области массовых коммуникаций, медицины и биологии, а также в других смежных областях.
Участники совещания поддержали предложение ученого совета юридического факультета. Директорам институтов и деканам факультетов поручено собрать предложения членов коллективов по реализации данной инициативы и представить кандидатуры для формирования рабочей группы по созданию школы.
Возвращенные книги: работа с книжными собраниями СПбГУ в 2021 году
В результате работы в 2021 году обнаружено и возвращено читателям 8240 единиц хранения библиотечного фонда Университета. Издания возвращены в библиотеку, поставлены на библиотечный и бухгалтерский учет.
Как рассказала первый проректор Елена Григорьевна Чернова, в фонд отраслевого отдела филологии возвращены издания по тематике «Фонетика и методика преподавания иностранных языков»: 192 журнала и 945 книг, по году издания охватывающие период с конца
В отдельную группу выделены издания, посвященные исследованию фонетического строя языков народов России: Н. П. Петров «Развитие фонетики и норм произношения чувашского языка в советскую эпоху» (Чебоксары, 1982); Д. А. Павлов «Фонетика современного калмыцкого языка / Под ред. Л. В. Бондарко», второе изд., доп. (Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983); Б. Х. Балкаров «Фонетика адыгских языков: синхронно-диахронное исследование» (Нальчик, 1970); Н. Д. Дьячковский «Звуковой строй якутского языка» (Якутск: Якуткнигоиздат, 1971).
Сотрудники Научной библиотеки имени М. Горького продолжают работу по созданию электронного каталога изданий книжного собрания Императорского Санкт-Петербургского императорского общества естествоиспытателей, которое после незаконной передачи в частные руки в начале
Тематика статей — научные исследования в области зоологии, орнитологии, энтомологии, ихтиологии, паразитологии и других разделов биологии. Оттиски включают текст и иллюстрации оригинала: вкладные листы, фотографии, рисунки, карты. Они могут представлять издания в несколько десятков страниц или один лист с текстом одной короткой статьи. На титульных листах нередко имеются автографы авторов или дарителей. Например, на одном из оттисков 1902 года издания есть рукописный текст от автора о передаче данного экземпляра в дар библиотеке Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. Это статья Бенедикта Ивановича Дыбовского (Die Cycladidae des Baikalsees) — выдающегося ученого, географа и зоолога, много сделавшего для познания Сибири и Дальнего Востока. Эта работа посвящена моллюскам семейства Cycladidae, живущим в озере Байкал. Автор много занимался изучением его природных условий и охарактеризовал огромное видовое богатство фауны озера.
Работа по возвращению университетских книг продолжается.
Утвержден регламент заключения соглашений с зарубежными организациями
В связи с неоднократными обращениями директоров, деканов и научно-педагогических работников о порядке организации работы по заключению соглашений с зарубежными партнерами в СПбГУ был разработан и утвержден соответствующий регламент. Этот документ регламентирует процедуру инициации заключения соглашений и все стадии прохождения документов, а также процедуры продления, расторжения соглашений и внесения изменений в соглашения с зарубежными организациями. Регламент будет полезен и зарубежным партнерам, которые периодически обращаются к должностным лицам и даже к ученым с вопросами о том, как заключить договор с СПбГУ.
Директорам и деканам поручено представить замечания и дополнения к документу.