Материалы ректорского совещания

№ 423
от 06.05.2020

Повестка дня

    Государственная итоговая аттестация — дистанционно

    Дорабатывается регламент проведения государственной итоговой аттестации с применением исключительно дистанционных образовательных технологий (приказ от 04.05.2020 № 3832/1 «О формах дистанционных образовательных технологий проведения ГИА»). Члены рабочей группы по доработке регламента (директор Института химии И. А. Балова, декан юридического факультета С. А. Белов, начальник УСИТ С. Ю. Севрюков) ответили на вопросы участников совещания (Материалы ректорского совещания от 02.05.2020). И в частности, объяснили причину проведения защит ВКР не в формате общей для всех участников защиты видеоконференции. Как известно, в Университете уже несколько лет успешно проводятся защиты диссертаций по собственным правилам (Собственные ученые степени СПбГУ: прошлое и настоящее, СПбГУ первым в России вручил дипломы ученым, защитившимся по новым правилам ). Некоторые члены диссертационного совета участвуют в защите дистантно. При этом в связи с ужесточением противоэпидемических мер защиты диссертаций по собственным правилам СПбГУ полностью перешли в дистантную форму (Ученые степени по самостоятельно установленным СПбГУ правилам — теперь в дистанционном формате, От древних рунических памятников до «Приключений Али-бея»: Аполлинария Аврутина успешно защитила докторскую диссертацию в онлайн-формате). С 23 марта 2020 года по состоянию на дату публикации данного материала в дистантном формате уже состоялось 15 защит (приказ № 2304/1 от 23.03.2020 «О внесении изменений в Порядок присуждения в СПбГУ ученой степени кандидата наук, ученой степени доктора наук»). В рамках организации каждой защиты проводится масштабная подготовка с использованием специализированного оборудования и средств под руководством опытных инженеров. Простота наблюдаемого результата не характеризует затраты на его организацию и минимизацию рисков срыва. Так в ходе каждой защиты необходимо обеспечить непрерывную связь, возможность работы в среднем для 12 пользователей. При защите более пяти тысяч ВКР менее чем за месяц число пользователей, задействованных в процессе, будет исчисляться тысячами. При этом чем больше участников, тем выше риск возникновения технических сбоев у отдельных пользователей (сбой видеосвязи, голосовой связи, разрыв соединения и пр.). При этом каждый сбой может в перспективе привести к оспариванию результатов защиты всех ВКР, проведенных в течение сессии, в ходе которой имел место сбой.

    Члены рабочей группы сообщили, что при разработке регламента были учтены многие предложения директоров и деканов. Отмечалось, что процедура проведения ГИА должна быть контролируема и независима. Поэтому она проводится в системе информационной поддержки образовательного процесса Blackboard СПбГУ. Начальник УСИТ С. Ю. Севрюков подчеркнул, что Blackboard — это комплекс программных и аппаратных средств, и та его часть, которая используется для проведения ГИА, не обладает излишними деталями в интерфейсе и адаптируется под участника в зависимости от его роли и эксплуатируемого им устройства. Эта часть системы уже не первый год используется для сбора материалов к защите ВКР и предоставления доступа к ним для членов ГЭК, что уменьшает вероятность возможных сбоев в ходе защиты. Еще раз было подчеркнуто, что в дистанционном формате ГИА будет растянута по времени, будет проходить поэтапно. Участники совещания предлагали подробно описать действия студентов при проведении прокторинга и процедуру составления и утверждения протоколов членами ГЭК. Также обсуждались особенности проведения ГИА у студентов разных образовательных программ.

    Индивидуальный подход

    В связи с вопросами в Виртуальной приемной студентов о проведении промежуточной и итоговой аттестаций первый проректор по учебной и методической работе М. Ю. Лаврикова прокомментировала ответы и описала возможные варианты действий. По личному заявлению студенту может быть предоставлен индивидуальный график проведения аттестации, индивидуальный план обучения или академический отпуск (Предоставление академического отпуска или индивидуального графика обучения).

    Показатели, характеризующие участие обучающихся в образовательном процессе

    В связи с переходом на реализацию образовательных программ СПбГУ с применением дистанционных образовательных технологий существенно выросли показатели, характеризующие участие обучающихся в образовательном процессе (посещаемость занятий, использование ресурсов Научной библиотеки имени М. Горького, количество обучающихся, у которых онлайн-курсы включены в образовательный процесс, и освоение обучающимися онлайн-курсов, не включенных в образовательный процесс и др.). Повсеместно возросло число обращений студентов к различным электронным библиотечным базам — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На некоторых направлениях данный показатель вырос в 40 раз.

    На основе предложений руководителей учебно-научных подразделений более чем 9800 студентов Университета получили бесплатный доступ к онлайн-курсам на национальной платформе «Открытое образование» и Coursera в рамках дистанционного обучения и освоения их образовательных программ. На онлайн-курсы записались 6400 студентов Университета (в том числе 4033 — на платформе «Открытое образование» и 2007 — на платформе Coursera). В учебном процессе используется большинство (более 100) онлайн-курсов, созданных в СПбГУ, в том числе за последнее время. Если бы студенты платили за сертификаты по итогам онлайн-обучения, то доход составил бы свыше 15 млн рублей (экономисты называют это упущенной выгодой).

    На совещании отмечалось, что посещаемость занятий в дистанционном формате по всем образовательным программам в этом семестре значительно выросла (до 80–90 %). Раньше такие показатели были только у первокурсников. А к старшим курсам, по словам директоров и деканов, на отдельных факультетах она падала до 10 % на лекциях и до 50 % на семинарах. В целом по Университету средняя посещаемость прежде не превышала 50 %.

    В апреле и мае статистика использования пользователями СПбГУ электронных ресурсов, прежде всего электронно-библиотечных систем, выросла в четыре раза по сравнению с тем же периодом 2019 года. Растет число запросов на электронные версии изданий, необходимых для написания курсовых и дипломных работ. Сотрудники библиотеки на основании запросов пользователей стараются предоставить доступ к электронным лицензионным изданиям, отсутствующим ранее в подписке СПбГУ. Правообладатели (издательства и ЭБС), которые в этот период идут навстречу запросам СПбГУ, открывают доступ к необходимым материалам для пользователей университета.Актуальная информация о постоянном расширении доступа к электронным ресурсам в период самоизоляции и удаленного обучения в разделе «Главные новости библиотеки».

    О взаимодействии с председателями и членами президиумов студсоветов

    Обсуждалась организация регулярного взаимодействия директоров институтов и деканов факультетов с председателями студенческих советов учебно-научных подразделений. Участники совещания говорили о необходимости публикации материалов о результатах подобного взаимодействия, а также информации об обсуждаемых вопросах.

    СПбГУ на Московском международном салоне образования

    Виртуальный стенд СПбГУ на Московском международном салоне образования посетили более десяти тысяч человек. Кроме того, в мероприятиях ММСО-2020, которые проводили эксперты СПбГУ (от социологии и психологии до географии и робототехники), приняли участие более 8,5 тысяч человек (Виртуальный стенд СПбГУ на ММСО-2020 посетили более 10 тысяч человек).

    О праздновании 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне

    Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев поздравил универсантов с юбилеем Победы и выразил уверенность в том, что после отмены противоэпидемических мер в Университете пройдут все ранее запланированные торжественные мероприятия.