Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
- Новая образовательная программа бакалавриата
- Новая образовательная программа магистратуры
- Новый сервис в «Личном кабинете обучающегося»
- Сформирована рабочая группа
- Книги, возвращенные в Университет в 2018 году
- Еще раз о диспетчерской службе
1. Новая образовательная программа бакалавриата
Обсуждались конкурентные преимущества новой основной образовательной программы бакалавриата СПбГУ по направлению «Физическая культура и спорт». Ее уникальность — в междисциплинарном подходе к изучению особенностей тренерской, педагогической и формирующей здоровье деятельности, а также в привлечении к преподаванию дисциплин практической направленности известных спортсменов, тренеров, представителей спортивных федераций.
Выпускники программы получат практические навыки и знания в области спортивного отбора талантливых детей и подростков, применения спортивно-педагогических технологий для активного формирования здоровья индивида, пропаганды принципов здорового образа жизни и ценностей физической культуры, антидопингового обеспечения; они будут ориентироваться в смежных сферах деятельности и готовы к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Обобщенное мнение работодателей (руководителей спортивных школ, физкультурно-спортивных общественных организаций, министерств образования и науки субъектов Российской Федерации): выпускники этой программы будут способны эффективно трудиться в полном соответствии с требованиями профессиональных стандартов. В учебный план этой программы включена дисциплина «Основы антидопингового обеспечения» (The Basics of Anti-Doping Suppot).
10 февраля в День абитуриента СПбГУ основная образовательная программа бакалавриата «Физическая культура и спорт» вызывала большой интерес и пользовалась спросом у учащихся школ и их родителей, пришедших на мероприятие.
2. Новая образовательная программа магистратуры
Основная образовательная программа магистратуры СПбГУ «Поиск, разведка и освоение трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья» объявлена для приема в 2019 году. Отмечалось, что она нехарактерна для классического университета, но междисциплинарность и участие крупных индустриальных партнеров в ее реализации делают эту программу привлекательной для абитуриентов. Программа разработана совместно с Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых, установлены контрольные цифры приема: десять бюджетных мест.
Эта междисциплинарная образовательная программа ориентирована на подготовку специалистов нефтегазовой геологии, которые будут обладать компетенциями не только в поиске запасов углеводородного сырья, но и в способах их обработки. Директор Института наук о Земле К. В. Чистяков пригласил директоров других институтов и деканов факультетов к сотрудничеству — участвовать в наполнении этой программы новыми учебными дисциплинами разных областей знания.
3. Новый сервис в «Личном кабинете обучающегося»
Университет активно движется по пути открытости и удобства предоставления информации. Очередной шаг в этом направлении: в «Личном кабинете обучающегося» создан прототип сервиса для формирования выписки об успеваемости с QR-кодом. При предъявлении такой справки проверяющий может сканировать код и получить для проверки pdf-копию справки на сайте СПбГУ.
Еще в 2017 году Санкт-Петербургский университет запустил пилотный проект по созданию системы электронных зачетных книжек. Первокурсники приема 2017 года стали первыми в Университете, кто смог отслеживать сведения о своей успеваемости в «Личном кабинете обучающегося» без использования традиционных бумажных зачетных книжек. Для внедрения в университетскую жизнь этого нового для страны электронного сервиса было необходимо в первую очередь решить целый ряд чисто правовых проблем. Сначала было получено разъяснение Министерства образования и науки РФ (12.07.2018) о праве СПбГУ самостоятельно определять вид зачетной книжки (бумажный или электронный) для выдачи обучающимся. Далее были разработаны и приняты локальные нормативные акты СПбГУ, регламентирующие статус электронной зачетной книжки, порядок ее создания, ведения, хранения.
Так, был разработан и 31.08.2018 издан приказ первого проректора «Об электронной зачетной книжке обучающегося Санкт-Петербургского государственного университета». Этим приказом в частности установлено, что под электронной зачетной книжкой понимается персональный сервис, предоставляющий сводный отчет о результатах промежуточной аттестации, формируемый на основании данных, внесенных в информационную систему «Обучающиеся» уполномоченным сотрудником СПбГУ из зачетных и экзаменационных ведомостей.
В целях исполнения указанного приказа разработана новая редакция:
- Положения о порядке формирования и хранения личных дел поступающих и обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования Санкт-Петербургского государственного университета, согласно которому личное дело отчисленного обучающегося комплектуется закрытой и заверенной зачетной книжкой обучающегося или печатной формой электронной зачетной книжки, заверенной уполномоченным должностным лицом (приказ от 14.09.2018 № 8899/1 «О внесении изменений в приказ от 10.05.2016 № 3429/1 «Об утверждении новой редакции...»). Зачетная книжка — это документ строгой отчетности и должен храниться в архиве в течение 75 лет.
- Порядка внесения результатов освоения обучающимися образовательных программ в ИС «Обучение», которым утвержден порядок внесения сведений об успеваемости обучающихся в ИС «Обучение» для формирования электронной зачетной книжки, и утверждены формы представления сведений об успеваемости: выписки из электронной зачетной книжки, формируемой студентом самостоятельно, и выписки из электронной зачетной книжки, формируемой сотрудником учебного управления. Форма выписки из электронной зачетной книжки, формируемой студентом самостоятельно, предусматривает использование графического идентификатора (QR-кода), что позволит, например, родителям обучающегося проверить достоверность сведений об успеваемости (приказ от 30.10.2018 № 10444/1 «О порядке внесения результатов освоения обучающимися образовательных программ в ИС «Обучение»).
4. Сформирована рабочая группа
С целью формирования заявки СПбГУ для участия в конкурсе на создание научно-образовательного центра мирового уровня сформирована рабочая группа по подготовке заявки на создание международного математического научно-образовательного центра. В состав группы включено восемь сотрудников, в том числе: руководитель — С. В. Микушев, проректор по научной работе; соруководители — профессор С. К. Смирнов, научный руководитель исследовательской лаборатории имени П. Л. Чебышёва СПбГУ, лауреат Филдсовской премии, и академик РАН С. В. Кисляков, профессор кафедры математического анализа СПбГУ, директор Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В. А. Стеклова.
В связи с этим вопросом на совещании обсуждался также вопрос деятельности рабочей группы по подготовке заявки на создание международного геномного научно-образовательного центра (Материалы ректорского совещания от 04.03.2019), а также вопросы активного участия университетских специалистов разных научных направлений в работе этих рабочих групп и вопросы привлечения индустриальных партнеров. Поскольку деятельность математического научно-образовательного центра и геномного научно-образовательного центра — междисциплинарная, участники совещания предлагали разные направления для расширения сферы исследований: нарушения высших мозговых функций, биоэтика и нейроэтика (Т. В. Черниговская), онкологические программы и нейроисследования (Ю. А. Щербук), правовые и этические основы геномных исследований (А. В. Шаболтас) и др. Ректор подчеркнул: важно определить, какие компетенции есть у научно-педагогических работников СПбГУ в каждой из этих и в других прорывных областях исследований, каких индустриальных партнеров мы можем привлечь к сотрудничеству. Тогда эти направления можно включать в заявку СПбГУ на создание международного геномного научно-образовательного центра.
Вспоминали также — по контрасту с современными задачами — и примеры других «исследований», которые вели сотрудники Университета прежде: например, «изобретение» специального аппарата для сцеживания грудного молока сразу у нескольких кормящих женщин. Авторы этого «изобретения» несколько лет настойчиво требовали от ректора лоббировать внедрение этого прекрасного «изобретения» — для начала в родильных домах Санкт-Петербурга.
Директорам и деканам дано поручение: представить предложения по содержанию наших заявок по созданию научно-образовательных центров мирового уровня в области математики и геномики.
5. Книги, возвращенные в Университет в 2018 году
Продолжается работа по возращению книг в Научную библиотеку СПбГУ. В результате деятельности членов коллектива Научной библиотеки и сотрудников хозяйственных служб в 2018 году стали доступными для всех универсантов еще 15913 изданий, в том числе 8676 изданий по тематике «Филология» и 7237 изданий по естественнонаучной тематике (Перезагрузка: Нам удалось остановить беспредел, Злой умысел или преступная халатность?). Снижение в 2018 году общего числа изданий, возвращенных в библиотеку (по сравнению с другими периодами), обусловлено тем, что наиболее крупные книжные собрания были возвращены в предыдущие годы.
К настоящему моменту читателям возвращены издания на молдавском, румынском, каталанском и галисийском языках. Интерес представляет выявленное книжное собрание, включающее подборку художественных произведений, учебных и научных изданий на шведском и русском языках, опубликованных в период с середины XX и до начала XXI вв. Завершена работа с книжным собранием «Межкафедральный словарный кабинет». В результате широкому кругу читателей теперь будет доступно, например, профессионально сформированное собрание справочной литературы по различным аспектам изучения русского языка и его диалектов.
Также в 2018 году были выявлены и возвращены в Научную библиотеку СПбГУ уникальные издания:
- Sandfeld Kr. Linguistique balcanique. Problemes et resultats. Рaris, 1930 (один из основополагающих трудов по лингвистической балканистике). К. Сандфельд осуществил первое систематическое описание балканизмов и постулировал понятие «балканское языковое единство».
- Dow Alexander. Abhandlungen zur Erläuterung der Geschichte, Religion und Staatsverfassung von Hindostan: aus dem Englischen übersetzt; nebst einem Kupfer. — Th. 1. — Leipzig: J. F. Junius, 1773 (Сочинение, излагающее сведения об истории, религии и государственном устройстве Индустана: переведено с английского; содержит одну гравюру).
- Die Geschichte von Hindostan: aus dem Persischen von Alexander Dow, Esq.; nach der zweiten verbesserten englischen Ausgabe ins Deutsche übersetzt. — Th. 2. — Leipzig: J. F. Junius, 1773 (История Индустана: переложена с персидского Александром Доу; переведена на немецкий со второго, улучшенного английского издания). Части 1 и 2 в одном переплете. Издание содержит немецкий перевод книги Александра Доу (1735–1779), английского драматурга и офицера, служившего в Британской Ост-Индской компании. Работа Доу основана на сочинении средневекового индийского историка Мухаммеда Феришты (около 1560 — около 1620), посвященном мусульманскому периоду индийской истории. Историческому изложению предшествует подробный очерк, сообщающий о религии, философии, обычаях и языке индийцев (включая гравюру с образцом «санскритского письма», в то время еще мало знакомого европейским ученым), а также о современном политическом и правовом устройстве и экономике Бенгалии.
- Zárate Agustín de. Histoire de la découverte et de la conqueste du Perou: traduite de l’Espagnol d’Augustin de Zarate, par S. D. C. — T. I. — 2nde édition revûë et corrigée. — Amsterdam: J. L. De Lorme, 1717 (История открытия и завоевания Перу: переведена с испанского). Книга представляет собой амстердамское (второе французское) издание хроники открытия и завоевания Перу, написанной испанским историком Агустином де Сарате, в 1543–1545 годах занимавшим разные должности в Перу и Тьерра-Фирме, а по возвращении из Америки создавшим свою «Историю». Книга Агустина де Сарате впервые издана по-испански в Антверпене в 1555 году, а на французском вышла в 1700 году в переводе Самюэля де Броэ.
Два последних издания переданы в отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки СПбГУ.
На совещании директор Института истории А. Х. Даудов вспомнил о том, что коллеги-историки после его обращения к ним вернули в библиотеку более 200 университетских книг (среди которых были и редкие). Ректор в свою очередь напомнил о следующих случаях: сотрудники Университета сообщили в правоохранительные органы о кражах (в одной ситуации — в квартире, в другой — на даче) и называли в числе похищенных вещей якобы принадлежавшие им, в том числе редкие, книги. Когда сотрудники правоохранительных органов нашли книги, они проинформировали об этом факте руководство Университета, потому что на книгах стоял штамп Музея древностей Санкт-Петербургского императорского университета (Злой умысел или преступная халатность?, глава «Детективное начало — 2»). Судя по всему, за период 1990-х и до середины нулевых годов Университет лишился многих тысяч книг, в том числе и тех, которые сотрудники Университета забрали себе.
В 2019 году работа по возвращению книг широкому кругу читателей и инвентаризация книжных собраний СПбГУ продолжается.
6. Еще раз о диспетчерской службе
В связи с вопросами сотрудников СПбГУ в Виртуальной приемной СПбГУ сообщалось, что единая диспетчерская служба в Университете работает с 2011 года. Заявки от любого универсанта (студента или сотрудника) о любых хозяйственных неполадках в любом здании СПбГУ принимаются в круглосуточном режиме по электронному адресу: 911@spbu.ru, через сайт СПбГУ или по телефонам: +7 (812) 428–47–47; +7 (812) 428–48–48; +7 (905) 257–80–00.
Дополнительно на вахтах большинства зданий есть журнал недостатков (приема заявок), в котором каждый сотрудник или обучающийся может оставить заявку на выполнение определенного вида работ. Этот журнал ежедневно с утра просматривают начальник отдела эксплуатации и комендант здания для уточнения задач на текущий день техническим специалистам отдела эксплуатации.
Всего за 2018 год принято 7177 заявок (в том числе 1039 аварийных), за январь 2019 года — 602 (87), за февраль — 578 (53).
Аварийные заявки, как правило, выполняются в течение двух—трех часов, другие — в течение одного—трех календарных дней. Заявки текущего ремонта направляются на рассмотрение в Управление главного инженера для принятия решения.