Материалы ректорского совещания

№ 360
от 01.10.2018

Повестка совещания

    Качество приема в вузы РФ

    Опубликованы результаты мониторинга качества приема в высшие учебные заведения Российской Федерации. В нем участвуют все российские вузы, прием в которые ведется по результатам ЕГЭ (в 2018 году это 420 вузов и их филиалов). Начиная с 2014 года, первые места в номинации «классические университеты» занимает СПбГУ. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в 2018 году у нас составил 91,8 (рост на 1,1 балла по сравнению с приемом 2017 года). В тройку лидеров также входят МГУ и Новосибирский государственный университет — 89,3 и 86,4 балла соответственно. Кроме них в топ-5 вошли также РУДН (81,4) и Казанский (Приволжский) федеральный университет (78,7). Разница между первой и пятой позицией составляет 13,1 балла.

    Если сравнить показатели среднего балла ЕГЭ среди всех вузов, вне зависимости от их специализации, группа лидеров оказывается очень плотной. Между первой и пятой позицией здесь менее шести баллов. Кроме СПбГУ, в пятерку лидеров входят МФТИ, МГИМО, ВШЭ (Москва).

    Аналогичная ситуация и в оценке качества платного приема. Среди классических университетов лидирует СПбГУ — 79,7 балла ЕГЭ, далее идут МГУ (76,2), НГУ (74,1), ЮФУ (70,7) и Томский государственный университет (69,3). Можно отметить, что средний балл ЕГЭ зачисленных в СПбГУ на договорные места выше, чем средний балл бюджетного приема, например, в Казанском (Приволжском) федеральном университете, который вошел в пятерку лидеров по бюджетному приему! Если брать все вузы, вне зависимости от их специализации, то, кроме СПбГУ, в пятерке лучших — МФТИ, МГИМО, ВШЭ (Москва) и Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина.

    Как готовить учителей?

    Месяц назад обсуждались вопросы повышения качества общего образования (Материалы ректорского совещания от 03.09.2018). На ректорском совещании были обобщены предложения директоров и деканов по разработке образовательных программ для подготовки педагогов общего образования и предложения по дополнительным способам оценки уровня знаний и готовности абитуриентов к освоению образовательных программ Университета.

    Были предложены: междисциплинарная программа магистратуры «Цифровые технологии в педагогике общего образования», программа «Организация и осуществление профориентационной деятельности» и др. Две образовательные программы в магистратуре уже разработаны: «Genius: педагог для талантливых школьников» и «Педагог для школы высоких технологий». Прием на них будет открыт в 2019 году, в том числе и в очно-заочной форме для действующих учителей.

    Учтен высокий спрос педагогов на повышение квалификации. Поэтому расширяется пакет соответствующих дополнительных образовательных программ: предложены программы для педагогов по тематике цифровой экономики и цифрового общества, английский язык для преподавателей специальных дисциплин, дополнительные образовательные программы для руководителей и педагогов образовательных организаций, обеспечивающих решение задач олимпиадного движения и иных форм работы с талантливыми и одаренными детьми, а также обеспечивающих решение задач работы с детьми групп риска и др.

    Детальный анализ предложений директоров и деканов будет проведен приемной комиссией СПбГУ в ближайшее время.

    О национальном проекте «Наука»

    В ближайшем будущем будут происходить изменения в политике и деятельности Университета в связи с подготовкой и реализацией в Российской Федерации системы национальных проектов, в том числе национального проекта «Наука». Предполагается, что национальный проект будет сформирован из трех больших федеральных проектов: развитие научной и научно-производственной кооперации, развитие инфраструктурной базы исследований и разработок, развитие кадрового потенциала и привлечение молодежи в науку. В связи с новыми целями и задачами, новыми мероприятиями будет перестраиваться и деятельность исследовательских коллективов Университета. Изучение новых подходов в государственной политике, новых целей и показателей эффективности, которые государство ставит перед научными и научно-образовательными организациями, должно помочь научно-педагогическим работникам сориентироваться в происходящем в Университете, в изменении университетских подходов и правил и в требованиях к показателям эффективности работы, как каждого сотрудника, так и коллективов в целом.

    Об организации защит диссертаций

    Проведен анализ некоторых результатов защит диссертаций, проведенных по собственным правилам Университета в 2017–2018 годах. За это время состоялось 70 защит, в том числе в 12 случаях состоялись защиты, которые не могли быть организованы в Университете по ваковским правилам: не было соответствующих диссертационных советов, или они расформированы. В работе университетских диссертационных советов приняли участие ученые из 25 иностранных государств, среди них Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Молдова, Великобритания, Германия, США, Франция, Италия, Швеция, Израиль, Япония. Члены диссоветов были из 37 зарубежных университетов и 53 российских вузов. Но среди них всего шесть университетов, которые входят в глобальные мировые рейтинги (национальные исследовательские университеты и вузы, входящие в группу «5 в 100»).

    В связи с этим обсуждался вопрос планирования деятельности (в том числе директоров и деканов) при заключении международных договоров о сотрудничестве с иностранными партнерами и необходимости включать в договоры участие зарубежных ученых в диссертационных советах СПбГУ. С учетом новых защит следует заранее формировать предложения для расширения списка научных специальностей для формирования диссоветов. Стоит учесть и то, что уровень требований ВАК растет, поэтому в России число диссертационных советов, работающих по правилам ВАК, будет постепенно уменьшаться.

    Для советов образовательных программ

    В Университете продолжается активная работа по созданию советов образовательных программ. Для председателей советов разработаны дополнения к Методическим рекомендациям по подготовке и проведению заседаний советов образовательных программ (приказ «О внесении дополнений в Распоряжение от 29.12.2016 № 657 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке и проведению заседаний советов образовательных программ»). В них перечислены рекомендации по формированию повесток дня заседаний советов, указана тематика вопросов, по которой совет формирует свои рекомендации, а также периодичность рассмотрения вопросов.

    О дополнительной образовательной программе «Санкт-Петербургская школа лингвистических, когнитивных и культурологических исследований»

    Летняя школа лингвистических, когнитивных и культурологических исследований, в течение нескольких лет проводившаяся в Санкт-Петербурге Государственным университетом штата Нью-Йорк (США) с использованием помещений и иных материальных ресурсов СПбГУ, закрыта. Теперь иностранные и российские студенты будут учиться с соблюдением всех правил российского законодательства по дополнительной образовательной программе СПбГУ «Санкт-Петербургская школа лингвистических, когнитивных и культурологических исследований». Иностранные преподаватели теперь будут на законных основаниях (на основании трудовой визы) участвовать в реализации нашей университетской образовательной программы.

    Итоги конкурса для молодых ученых и молодых кандидатов наук

    Проведен анализ результатов конкурса комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга на выделение субсидий молодым ученым, молодым кандидатам наук вузов, отраслевых и академических институтов за 2018 год. СПбГУ занял первое место: было подано 48 заявок, выиграли 28 субсидий (семь — молодые ученые, 21 — молодые кандидаты наук). Для сравнения: Политех выиграл 20 субсидий, ИТМО — 16. Для молодых ученых в этом году субсидия выдается в размере 100 тысяч рублей, для молодых кандидатов наук — 150 тысяч рублей.

    Впервые в этом конкурсе приняли участие (и выиграли) наши философы, психологи, международники, востоковеды. По отраслям знаний результаты таковы: химия (подали семь заявок, выиграли — пять), физика (подали — четыре, выиграли — четыре), философия (подали — две, выиграли — две), экономика и экономические науки (подали — две, выиграли — две), биология (подали — три, выиграли — две), математика (подали — шесть, выиграли — одна), общественные науки (подали — три, выиграли — одна), все остальные — по одной субсидии.

    Но этот конкурс был объявлен по 46 областям знаний, а молодые ученые СПбГУ участвовали менее чем в половине из них (только по 21 направлению). В том числе не было подано заявок в тех научных областях, где они имеют соответствующие компетенции: медицина и здравоохранение, организация и управление, социология, политические науки, экономика, юридические науки, геодезия и картография, геофизика. Среди участников конкурса практически нет представителей исследовательских коллективов, созданных в рамках проектов мегагрантов Правительства РФ и крупных грантов СПбГУ. Единственное исключение: сотрудник лаборатории «Эффективность экономики и окружающая среда» подал заявку и выиграл субсидию. А ведь именно сотрудники таких лабораторий имеют наибольшие шансы не только составить славу Университета, но и получить за это дополнительные средства. Директорам и деканам предложено учитывать участие и выигрыш в подобных конкурсах при проведении конкурсных процедур выборов на должности научно-педагогических работников, а также при выделении премий.