Материалы ректорского совещания
Повестка дня
- Новый образовательный стандарт СПбГУ
- О рейтинге QS Employability
- О создании условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Защита интеллектуальной собственности Университета
- Меры по стимулированию активности молодых ученых
- Об эффективности работы системы открытости защит диссертаций
1. Новый образовательный стандарт СПбГУ
Утвержден новый образовательный стандарт высшего образования Санкт-Петербургского государственного университета (приказ от 09.08.2018 № 7828/1). Новый стандарт вводится в действие: для реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и ординатуры — с 01.09.2018, а для реализации образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре — с 01.09.2019. В настоящее время происходит постепенный ввод в действие федеральных образовательных стандартов нового поколения 3++. Пока далеко не по всем направлениям подготовки и специальностям введены ФГОС 3++. Поэтому установлен переходный период (от прежнего образовательного стандарта СПбГУ к новому) — с 01.09.2018 по 31.08.2019 и (или) до утверждения ФГОС 3++ по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Новым образовательным стандартом СПбГУ установлены единые общеуниверситетские универсальные компетенции для выпускников всех реализуемых в Университете образовательных программ по уровням образования и требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации образовательных программ СПбГУ. С учетом того усовершенствования, которое претерпели ФГОС 3++, новый образовательный стандарт СПбГУ предусматривает по каждой университетской образовательной программе включение в него в полном объеме всех компетенций и требований к условиям реализации соответствующего ФГОС 3++.
В стандарте перечислены обязательные условия по учету требований рынка труда и взаимодействия с работодателями, по обеспечению и подтверждению качества образовательной деятельности и подготовке обучающихся по образовательной программе. По каждой образовательной программе будут учитываться дополнительные профессиональные компетенции и из профессиональных стандартов, и разработанных специалистами, учебно-методическими комиссиями и советами образовательных программ Университета.
В связи с введением в действие нового образовательного стандарта Университета вопросы о создании и реализации нескольких образовательных программ по одному направлению подготовки / специальности будут рассматриваться в СПбГУ при условии формирования у выпускника нового набора дополнительных профессиональных компетенций, и если эти компетенции будут иметь выраженные различия.
2. О рейтинге QS Employability
Обсуждались позиции СПбГУ в международном рейтинге лучших вузов мира по трудоустройству выпускников QS Graduate Employability Rankings 2019 в сравнении с позициями других российских вузов по каждому из пяти индикаторов рейтинга (СПбГУ вошел в рейтинг лучших вузов мира по трудоустройству выпускников).
СПбГУ и МГУ в рейтинговом списке расположились выше 170 места. Позиции остальных российских вузов, которых в рейтинге уже около дюжины, начинаются с третьей сотни. По четырем показателям позиции СПбГУ выше, чем в среднем у вошедших в рейтинг российских вузов, причем по двум — значительно выше. Так, по индикатору «достижения выпускников», характеризующему трудоустройство и успешную карьеру (удельный вес в рейтинге — 25%), у СПбГУ значение выше почти вчетверо, а по «взаимоотношениям студентов и работодателей» — почти втрое.
На совещании были отмечены формы взаимодействия Университета с работодателями: совершенствование образовательных программ, организация учебного процесса, расширение базы практик в организациях-партнерах и др. В связи с этим обсуждались и вопросы организации сотрудничества СПбГУ с работодателями:
- организация совместных научных публикаций ученых Университета и специалистов компаний из списка Forbs
- обязательная публикация на портале СПбГУ в разделе «Партнерам» информации о мероприятиях с участием представителей организаций-работодателей (о работе учебно-методических и научных комиссий, методических советов, советов образовательных программ СПбГУ, государственных экзаменационных комиссий и др.)
- готовится расширенный план работы с работодателями
Декану факультета международных отношений И. Н. Новиковой поручено подготовить доклад об организации работы коллектива факультета с представителями организаций-работодателей для выступления на ректорском совещании.
3. О создании условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Утверждено Положение об организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербургском государственном университете (приказ от 31.08.2018 № 8607/1). В нем установлен порядок действий должностных лиц Университета в случае поступления в СПбГУ лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для них создаются специальные условия обучения, которые включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания Университета и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание уделено развитию специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий. Университет делает это не для формального выполнения закона, а дает лицам с ограниченными возможностями здоровья реальную возможность учиться, мы рады им помочь.
4. Защита интеллектуальной собственности Университета
В целях защиты прав Университета на результаты интеллектуальной деятельности обсуждались меры по обеспечению приоритета и доказательства собственности СПбГУ на первичные и финальные результаты исследований научно-педагогических работников и обучающихся СПбГУ. Например, для участия в конкурсе на присуждение премий за научные труды за 2018 год уже будет необходимо представлять информацию о соблюдении прав Университета на результаты интеллектуальной деятельности (изданные монографии и учебники).
Фиксация приоритета Университета на результаты интеллектуальной деятельности является одной из приоритетных задач Университета. Только за последние полгода СПбГУ дважды разбирался с претензиями к нашему Университету двух научных институтов именно по вопросу об установлении приоритета на полученные результаты интеллектуальной деятельности сотрудников нашего Университета и сотрудников этих институтов. Оба случая напрямую были связаны с тем, когда и как были зафиксированы первичные результаты (Raw Data) исследований. В ходе этих разбирательств выяснилось, что в этих институтах не ведется документальная фиксация собственности на собранные образцы, коллекции, первичные результаты исследований научно-педагогических работников. В связи с проведенным анализом этих случаев на ректорском совещании обсуждался аналогичный вопрос: как в СПбГУ документируется сбор научных образцов, коллекций и других первичных результатов исследований.
На совещании также рассматривался вопрос связи учета прав Университета на результаты интеллектуальной деятельности с оценкой квалификации и компетенций научно-педагогических работников при участии в конкурсах доплат за публикационную активность, участие в конкурсах на финансирование создания учебников / научных монографий или, например, в конкурсах на финансирование научных грантов или создание научных лабораторий, а также в конкурсах на замещение должностей СПбГУ. Стоит отметить, что до последнего времени уровень требований к кандидатам на замещение должностей научно-педагогических работников является предельно низким (минимально возможным). Однако с 2017 года в адрес проректора по организации работы с персоналом постоянно поступают обращения директоров институтов и деканов факультетов о повышении этих требований.
5. Меры по стимулированию активности молодых ученых
По итогам ректорского совещания от 23.07.2018, на котором обсуждалась результативность участия молодых ученых СПбГУ в конкурсах РНФ (Материалы ректорского совещания от 23.07.2018 , п. 7), директорами институтов и деканами факультетов были представлены предложения по стимулированию соответствующей активности молодых ученых (среди них — и уже реализуемые на практике):
- включение в трудовые договоры научно-педагогических работников в возрасте до 35 лет обязательств по подаче заявок на конкурсы для молодых ученых, проводимых РНФ, РФФИ
- широкое информирование научно-педагогических работников об объявленных конкурсах
- повышение эффективности сопровождения заявок отделами управления научных исследований (особенно заявок молодых ученых) и соответствующей просветительской активности)
- организационные мероприятия (специальные коллективные встречи по передаче опыта в заполнении заявок вместо сбора индивидуальных мнений, совместные заседания научных комиссий и Совета молодых ученых, рабочие встречи по анализу причин отказов)
- использование целевых стимулирующих выплат
- повышение минимальных требований к кандидатам на участие в конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников СПбГУ — в части наличия у кандидатов опыта руководства грантом или участия в его исполнении
Директорами и деканами предложены и дополнительные меры:
- усиление квалификационных требований к кандидатам на должности доцентов, установив обязательность наличия опыта исполнения не менее одного научного исследования, подтвержденного финансированием из фондов, в том числе с указанием минимального объема привлеченного финансирования
- учет при определении размера стимулирующих выплат руководителям коллективов динамики изменения доли молодых ученых в коллективе, а также их результативности в части получения ими финансирования на проведение научных исследований по поданным заявкам
- стимулирование руководителей молодых ученых за факт получения молодыми учеными гранта РНФ и грантов других фондов
- установление квалификационных требований к кандидатам на должности ассистентов и старших преподавателей (в части требований к научной результативности) до уровня, позволяющего в среднесрочной перспективе претендовать на замещение должности доцента
- молодым ученым, получившим внешние гранты объемом не менее 500 тысяч рублей в год, выделять на следующий календарный год по их просьбе тревел-гранты СПбГУ в размере до 100 тысяч рублей в пределах общеуниверситетского фонда на командировки (Мероприятие 5)
6. Об эффективности работы системы открытости защит диссертаций
Отменена запланированная защита диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук СПбГУ (Аврутина Аполлинария Сергеевна). Председатель диссертационного совета Л. А. Вербицкая обнаружила в приказе о проведении защиты диссертации ошибку в наименовании научной специальности (отсутствовало название исследуемого в научной работе диссертанта языка / языковой семьи, необходимое по данной научной специальности согласно нормативным требованиям: Письмо Ученому секретарю СПбГУ Гнетову А. В.) и воспользовалась установленным в Университете правилом, когда любой желающий может направить свои (аргументированные) предложения и замечания по тексту любого приказа по указанному в самом приказе адресу электронной почты. Именно проведенный Л. А. Вербицкой анализ и ее письмо в адрес ученого секретаря СПбГУ о допущенной при организации защиты ошибке позволили вовремя организовать работу в полном соответствии с установленными правилами и избежать рисков для соискателя.
Эта ситуация еще раз подтвердила: открытость Университета позволяет вовремя увидеть ошибку и устранить ее, позволяет отслеживать всю процедуру защит, ведь все материалы оперативно публикуются на портале СПбГУ.