Материалы ректорского совещания
Повестка дня
- Позиции СПбГУ в предметном рейтинге ARWU-2018
- Онлайн-курсы в рамках договора о сотрудничестве между СПбГУ и МГУ
- Учебные дисциплины в электронной форме
- Как получить согласие Университета на стажировку или научное исследование во внешней организации?
- Материальная помощь обучающимся
- О подготовке и проведении междисциплинарной научной конференции
- Итоги молодежных конкурсов РНФ
1. Позиции СПбГУ в предметном рейтинге ARWU-2018
Академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities, ARWU) считается старейшим и одним из наиболее уважаемых глобальных рейтингов университетов. Он публикуется с 2003 года, а предметный рейтинг ARWU выходит, начиная с 2017 года. В нем оцениваются достижения лучших университетов мира по 52 предметам (направлениям научно-образовательной деятельности). СПбГУ вошел в рейтинг Global Ranking of Academic Subjects — 2018 по девяти предметным областям (второе место среди российских вузов): Atmospheric Science, Automation & Control, Chemistry, Earth Sciences, Management, Mathematics, Nanoscience & Nanotechnology, Physics, Political Sciences.
Лучший результат у МГУ — 17 предметных областей (Agricultural Sciences, Atmospheric Science, Biological Sciences, Biotechnology, Chemical Engineering, Chemistry, Computer Science & Engineering, Earth Sciences, Ecology, Energy Science & Engineering, Instruments, Materials Science & Engineering, Mathematics, Metallurgical Engineering, Nanoscience & Nanotechnology, Pharmacy & Pharmaceutical Sci, Physics). ИТМО и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого вошли в рейтинг только по трем (Electrical & Electronic, Materials Science & Engineering, Nanoscience & Nanotechnology) и одной (Physics) предметным областям соответственно.
По предмету «Автоматизация и управление», впервые включенному в рейтинг в 2018 году, наш Университет сразу попал в группу топ-100, заняв 32 позицию. По математике у СПбГУ в этом году, как и в прошлом — группа 101–150; в топ-100 вошел МГУ, заняв позицию в группе 51–75 (в 2017 году у него была 43 позиция). В науках о Земле мы соседствуем с МГУ в группе 201–300, опережая Новосибирский (301–400) и Томский (401–500) государственные университеты. По химии мы в группе 401–500 (вместе с НГУ; лучше только МГУ), а по физике у нас четвертое место в России и группа 301–400 в мире.
В 2018 году СПбГУ впервые представлен в рейтинге по предмету «Менеджмент» в группе 401–500 вместе с Высшей школой экономики. Также впервые СПбГУ вошел в рейтинг по предмету «Нанонауки и нанотехнологии» (301–400), потеснив МГУ и ИТМО, по предмету «Науки об атмосфере» (лучший показатель только у МГУ) и по предмету «Политология» (301–304; здесь лидирует ВШЭ, перешедшая в 2018 году в группу 151–200 из группы 101–150 в 2017) (ARWU-2018: СПбГУ — лучший в России в области автоматизации и управления).
2. Онлайн-курсы в рамках договора о сотрудничестве между СПбГУ и МГУ
Проведен анализ реализации соглашения, заключенного в 2009 году между СПбГУ и МГУ, о взаимодействии в области дистанционного обучения. Каждое полугодие обучающимся вузов предоставляется возможность освоения онлайн-курсов университета-партнера без дополнительной оплаты. В результате успешного прохождения обучающимися аттестации по онлайн-курсам студенты получают сертификат об успешном освоении онлайн-курса в электронном и в бумажном (при необходимости) формате. При этом в СПбГУ обучающимся предоставляется возможность включения информации о любом пройденном онлайн-курсе МГУ в диплом и / или возможность зачета за дисциплину основного учебного плана.
В весеннем семестре 2018 года обучающиеся МГУ проявили интерес к 18 онлайн-курсам СПбГУ. Самыми популярными стали курсы «Английский язык. Подготовка к кандидатскому экзамену», «Психология сознания», «Китайский язык для начинающих», «Психолингвистика».
Обучающиеся СПбГУ в этом семестре проявили интерес к 21 онлайн-курсу МГУ.
Самые популярные курсы
- Юридическая поддержка стартапов (20 обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика», «Математика и механика», «Политология»)
- Физиология центральной нервной системы (13 обучающихся по направлениям «Психология», «Биология», «Прикладная математика — процессы управления», «История», «Стоматология», «Философия»)
- Язык, культура и межкультурная коммуникация (13 обучающихся по направлениям «Психология», «Филология», «Международные отношения», «Менеджмент», «Физика», «Философия», «Юриспруденция»)
- Управление сотрудниками в инновационной экономике (восемь обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Международные отношения», «Юриспруденция», «Геология», «География»)
Растет интерес обучающихся обоих вузов к возможности прохождения онлайн-курсов в рамках сетевого договора между СПбГУ и МГУ: в весеннем семестре количество обучающихся на курсах вуза-партнера выросло до 104 обучающихся СПбГУ и 101 обучающегося МГУ.
Директорам и деканам дано поручение: проанализировать опыт освоения студентами Университета онлайн-курсов других вузов и учесть при разработке новых онлайн-курсов СПбГУ.
3. Учебные дисциплины в электронной форме
В «Правила обучения по основным образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете» внесена глава 15 (приказ от 04.07.2018 № 6652/1). В новом учебном году дисциплины «История России», «БЖД», «Философия» применительно к основным образовательным программам (всего 74 программы бакалавриата и 10 программ специалитета) будут реализовываться в онлайн-формате, за исключением курса истории в рамках образовательной программы «История» и курса философии в рамках образовательной программы «Философия».
Зачеты и экзамены по этим дисциплинам будут проходить в аудитории в прежней форме, но по материалам онлайн-курса, либо удаленно с использованием проктеринга (специализированного программного обеспечения, позволяющего осуществить идентификацию личности студента). На совещании обращалось внимание на то, что и некоторые дисциплины по выбору в СПбГУ теперь будут доступны студентам и в форме онлайн-курсов. Уже сегодня, например, учебно-методические комиссии рекомендуют студентам, осваивающим образовательные программы с китайским компонентом (например, «Юриспруденция с углубленным изучением китайского права и изучением китайского языка»), пройти соответствующий онлайн-курс «Китайский язык для начинающих».
4. Как получить согласие Университета на стажировку или научное исследование во внешней организации?
В связи с обращениями научно-педагогических работников СПбГУ разработан проект Правил получения согласия от Санкт-Петербургского государственного университета на участие в стажировке или реализации проекта научного исследования во внешней организации. Для получения согласия обучающемуся необходимо обратиться к заместителю начальника учебного управления по соответствующему направлению, а научно-педагогическим работникам — к начальнику отдела научных исследований по соответствующему направлению.
Разработаны критерии, которые учитываются при принятии решения о даче согласия от СПбГУ:
- статус организации — получателя гранта, в которой будет проходить стажировка или реализовываться проект, на участие в которых запрашивается согласие СПбГУ
- наличие (отсутствие) у СПбГУ грантов на выполнение научных исследований по соответствующей тематике
Кроме того, в отношении обучающихся дополнительно учитывается:
- академическая успеваемость
- наличие (отсутствие) научных работ по соответствующей тематике проекта
В отношении научно-педагогических работников дополнительно учитывается:
- публикационная активность по научной тематике, которая относится к той области, по которой заявлена тема исследования в рамках проекта или стажировки
- опыт участия в научных мероприятиях по соответствующей тематике в качестве представителя СПбГУ
- опыт участия в получении грантов соответствующей тематики
5. Материальная помощь обучающимся
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством и с учетом мнения обучающихся утверждено новое Положение о предоставлении материальной помощи обучающимся в СПбГУ.
6. О подготовке и проведении междисциплинарной научной конференции
Декан юридического факультета С. А. Белов поделился опытом подготовки и проведения междисциплинарной научной конференции «Проблемы методологии юридических исследований», которая состоялась 14 июня 2018 года. В конференции, помимо правоведов, приняли участие философы, социологи, психологи, лингвисты, историки. Однако привлечение коллег этих специальностей вызвало серьезные организационные трудности, связанные с эффективностью передачи информации в Университете и непривычностью подобных междисциплинарных дискуссий. И. о. ректора Е. Г. Чернова призвала универсантов активнее взаимодействовать с представителями других специальностей, поскольку именно в этом состоит одно из важнейших преимуществ Университета перед другими научными и образовательными организациями. Междисциплинарные коллективы имеют высокие шансы на получение грантов на финансирование научных исследований, и эти возможности странно было бы не использовать.
7. Итоги молодежных конкурсов РНФ
Проанализированы итоги участия молодых ученых СПбГУ в молодежных конкурсах Президентской программы исследовательских проектов, которые организовал Российский научный фонд в 2017 и 2018 годах.
По мероприятию «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» поддержано 28 проектов молодых ученых СПбГУ (в прошлом году было 23). По правилам этого конкурса желающим переехать для реализации своего проекта в другой регион сумма гранта увеличивалась на 0,5 млн рублей — с 1,5 до 2 соответственно. Однако в этом году только 17 из более чем 1,5 тысяч заявителей воспользовались предоставленной возможностью. Двое из этих 17 победителей конкурса приехали в СПбГУ (химик и историк).
По мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» в этом году поддержано девять проектов научных групп СПбГУ (в прошлом году было шесть).
Растет доля успешно поданных заявок. У молодых ученых СПбГУ процент поддержанных заявок существенно выше (39 и 30 %), чем средний по аналогичным конкурсам РНФ 2017 года (20 и 11 %). Отмечены успехи у молодых лидеров научных групп в гуманитарно-социальной (историк и социолог) и инженерной (материаловед, медик и химик) областях. Однако второй год отсутствуют выигранные проекты по прорывным направлениям Стратегии НТР — «Фундаментальные исследования для медицины» и «Сельскохозяйственные науки». В СПбГУ отсутствуют молодые лидеры по пяти из девяти предметных областей конкурса лидеров научных групп — будущего кадрового резерва. Получается, что таких лидеров больше в Институте прикладной физики РАН и МФТИ, численность которых гораздо меньше СПбГУ. Число поданных молодыми учеными СПбГУ заявок также снизилось по обоим конкурсам по сравнению с прошлым годом.
Причина — ограниченное число молодых ученых СПбГУ, потенциально способных участвовать в подобных конкурсах (имеющих соответствующие квалификационные показатели). В среднем по СПбГУ молодых кандидатов наук, соответствующих требованиям молодежных конкурсов РНФ, — всего 54 % (инициативные исследования) и 44 % (научные группы).