Материалы ректорского совещания
О международной деятельности
Недавно были проведены следующие мероприятия.
Мероприятие в представительстве СПбГУ в Испании
В представительстве Санкт-Петербургского государственного университета в Барселоне (Королевство Испания) 5 марта состоялась онлайн-лекция доцента кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ Нины Феликсовны Щербак, посвященная поэзии Александра Блока.
Визит в СПбГУ временного поверенного в делах Федеративной Республики Сомали в Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет посетил временный поверенный в делах Федеративной Республики Сомали в Российской Федерации господин Варсаме Абдуллахи Хаджи Дауд. В рамках визита состоялась встреча с ректором СПбГУ, членом-корреспондентом РАН Николаем Михайловичем Кропачевым, в ходе которой стороны обсудили перспективы взаимодействия СПбГУ с организациями Федеративной Республики Сомали.
По результатам беседы Н. М. Кропачев принял решение об организации преподавания в Университете сомалийского языка. И с 2025 года сомалийский язык начнут изучать студенты, специализирующиеся на арабской филологии. Также в ходе визита временный поверенный в делах Федеративной Республики Сомали в Российской Федерации господин Варсаме Абдуллахи Хаджи Дауд посетил Геополитическую обсерваторию по ключевым проблемам России (G.O.R.K.I.), где встретился с ее руководителем — профессором СПбГУ Карин Кнайсль.
О деятельности форума «Диалог Россия — Республика Корея»
6 марта в формате видеоконференции состоялась встреча председателей координационных комитетов форума «Диалог Россия — Республика Корея» — ректора СПбГУ, члена-корреспондента РАН Н. М. Кропачева и господина Ли Кюхёна. В ходе встречи обсужден план мероприятий форума «Диалог Россия — Республика Корея» на 2024 год.
Об основных образовательных программах высшего образования с дополнительными квалификациями
С целью повышения востребованности выпускников СПбГУ на рынке труда, а также для увеличения конкурентоспособности основных образовательных программ высшего образования, которые реализуются Университетом, в 2024 году впервые для приема объявлены 35 образовательных программ бакалавриата и 39 образовательных программ магистратуры с дополнительными квалификациями. Студентам будет выдано два (или более) диплома СПбГУ: о высшем образовании и о профессиональной переподготовке.
Как рассказала и. о. проректора по учебно-методической работе Мария Александровна Соловьева, среди этих программ:
- программа бакалавриата «География (с дополнительной квалификацией "Учитель географии")» = бакалавр + учитель географии;
- программа бакалавриата «Туризм (с дополнительной квалификацией "Руководитель гостиничного комплекса и иных средств размещения")» = бакалавр + руководитель гостиничного комплекса и иных средств размещения;
- программа бакалавриата «Физическая культура и спорт (с дополнительной квалификацией "Специалист по фитнесу (фитнес-тренер)")» = бакалавр + специалист по фитнесу (фитнес-тренер);
- программа бакалавриата «Арабская филология (с дополнительной квалификацией "Специалист в области перевода")» = бакалавр + специалист в области перевода;
- программа бакалавриата «История Китая (с дополнительной квалификацией "Специалист в области перевода")» = бакалавр + специалист в области перевода;
- программа магистратуры «Литературное творчество (с дополнительной квалификацией "Педагог дополнительного образования")» = магистр + педагог дополнительного образования;
- программа магистратуры «Лингвистическое обеспечение государственной службы (с дополнительными квалификациями "Педагог дополнительного образования" / "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации")» = магистр + педагог дополнительного образования + переводчик в сфере профессиональной коммуникации;
- программа магистратуры «Правовая защита экономической конкуренции (с дополнительными квалификациями "Специалист в сфере закупок" / "Специалист по конкурентному праву")» = магистр + специалист в сфере закупок + специалист по конкурентному праву
- и другие.
Формирование дополнительных компетенций и получение дополнительной квалификации включено в учебный план основной образовательной программы без увеличения ее объема и сроков, а итоговая аттестация по программе профессиональной переподготовки является частью государственной итоговой аттестации.
По результатам успешного освоения образовательных программ высшего образования с дополнительными квалификациями выпускник получит два (или более) документа об образовании и о квалификации:
- диплом о высшем образовании, в котором указывается квалификация в соответствии с перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования — бакалавр или магистр,
- диплом(-ы) о профессиональной переподготовке.
Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает выпускнику право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством порядке определены обязательные требования к наличию квалификации.
Об организации изучения китайского языка
С весеннего семестра текущего учебного года всем студентам, обучающимся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, предоставлена возможность освоения китайского языка в формате онлайн-курсов. Как рассказала и. о. проректора по учебно-методической работе Мария Александровна Соловьева, линейка онлайн-курсов СПбГУ по изучению китайского языка (от 0 до В1) включена в учебные планы реализуемых образовательных программ в качестве факультативных дисциплин.
- Китайский язык для начинающих. Часть 1
- Китайский язык для начинающих. Часть 2
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 1
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 2
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 3
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 4
- Китайский язык: пять шагов к успеху. Часть 5
Онлайн-курсы СПбГУ используются в образовательном процессе в рамках всех уровней высшего образования. По сравнению с предыдущим учебным годом количество онлайн-курсов, включенных в образовательный процесс, увеличилось на 48 % — c 65 онлайн-курсов до 98.
Проректор по цифровой трансформации и информационной безопасности Владимир Андреевич Старостенко добавил: онлайн-курсы СПбГУ по изучению китайского языка являются одними из самых популярных онлайн-курсов, аудитория слушателей насчитывает более 150 000 человек по всему миру. В связи с развитием отношений между Российской Федерацией и КНР в 2023 году СПбГУ начал разработку онлайн-курсов по деловому китайскому языку. Серия включает в себя два курса: «Деловой китайский язык: базовый уровень» и «Деловой китайский язык: средний уровень». На курсах слушатели смогут познакомиться с особенностями этикета в китайской деловой среде, выучить полезную лексику, познакомиться со специальной грамматикой, а также научиться составлять резюме на китайском, вести официальную переписку с китайскими партнерами. Также подготовлены два онлайн-курса по китайской живописи гунби: «Китайская живопись: введение» и «Китайская живопись: мастер-класс».
О научно-практической конференции «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Философия»
В СПбГУ состоялась научно-практическая конференция «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Философия» для обсуждения разработанной и предложенной экспертами Санкт-Петербургского университета новой концепции дисциплины «Философия» в высшей школе. На открытии конференции выступили первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, руководитель опорного методического центра в СПбГУ Владимир Калиновский и директор Института философии СПбГУ Никита Кузнецов, также ставший модератором научно-практической конференции.
Все выступавшие единодушно отметили важность философии и социогуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения современных студентов. Для достижения поставленных целей необходимо создание единой концепции их преподавания в высшей школе. Работа по созданию такой единой концепции была возложена на организованные в крупнейших вузах России в рамках национального проекта «ДНК России» опорно-методические центры (ОМЦ).
Как рассказала первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, СПбГУ уже два года является одним из 20 таких ОМЦ. В его задачу на первом этапе входила организация схожей по целям работы по внедрению учебного модуля «Основы российской государственности», с чем эксперты и преподаватели справились успешно. В дальнейшем возникла задача нового осмысления преподавания дисциплины «Философия», как и преподавания других гуманитарных дисциплин, которые изучают все студенты в рамках программ высшего образования. Преподаватели должны найти меру необходимого и достаточного для того, чтобы донести до студентов основу философского знания и дать им дополнительную возможность освоить смежные темы из других учебных курсов. Научно-педагогические работники СПбГУ на конференции представили новый подход к преподаванию философии для нефилософских специальностей.
Директор Института философии СПбГУ Никита Кузнецов отметил, что шесть лет назад преподаватели-философы выпустили онлайн-курс по философии для непрофильных специальностей, в котором изменили сам принцип преподавания философии. В своей концепции актуализации курса «Философия», опираясь на опыт разработки онлайн-курса, эксперты СПбГУ отошли от привычного дисциплинарного подхода в преподавании философии и предложили обучающимся новую рубрикацию материала, разнесенную по тематическим разделам, в которых рассматриваются конкретные объекты философского вопрошания — мир, истина, благо, красота, культура, человек, общество, история. В ходе обучения студенты познакомятся с основными понятиями, проблемами и подходами в западной, восточной и русской философских традициях, поймут их концептуальный аппарат, узнают о их специфике и своеобразии, а также могут открыто обсудить волнующие их проблемы.
Для формирования у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формирования духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторических путей развития российской культуры, необходимо дать представление о концептах, идеях и методах работы с фундаментальными проблемами в философии с учетом возможно более полного представления особенностей различных философских традиций Востока, Запада и России.
Профессор Н. В. Кузнецов подчеркнул: такой подход позволяет сформировать у обучающихся нефилософских специальностей живой интерес к философии как к личному вопрошанию о наиболее важных понятиях и проблемах, с которыми каждый из них имеет дело в жизни. Это в свою очередь способствует решению задачи по формированию целостного мировоззрения у обучающихся, соответствующего современному состоянию философии в мире.
Этот подход также дает возможность содержательного осмысления традиционных духовно-нравственных ценностей, изложенных в Указе президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а следовательно, решает задачу формирования у обучающихся общероссийской гражданской идентичности, осознания единого культурного пространства страны, представления о самобытном проявлении в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
На конференции после завершения пленарного заседания состоялось заседание рабочей группы, на котором обсуждались конкретные блоки представленной концепции.
Обсуждение этой задачи продолжилось на других конференциях, проводимых в рамках проекта «ДНК России», на различных площадках. Идет этап широкой общественной дискуссии.
Об организации образовательного процесса
За прошедшую неделю первому проректору по учебной работе поступило десять обращений. Большинство обращений касается получения различных документов, а также перевода в СПбГУ. Проведен анализ информации об организации образовательного процесса, представленной руководителями учебно-научных подразделений. Занятия проходят в установленном порядке в соответствии с расписанием.
За прошедшую неделю встречи, посвященные организации образовательного процесса, со студенческим активом: старостами групп, представителями студенческих советов (советов обучающихся), студенческих научных обществ и др. состоялись в институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Институте истории, Медицинском институте, Институте философии, на биологическом факультете, факультете иностранных языков, факультете международных отношений, факультете прикладной математики — процессов управления, факультете социологии, физическом факультете, филологическом факультете, в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии.
О трудоустройстве выпускников
Распоряжением первого проректора по учебной работе от 07.09.2023 № 3069/1р утвержден Комплексный план по содействию трудоустройству обучающихся. Ответственность за выполнение значительной части мероприятий в том числе возложена на руководителей учебно-научных подразделений и (или) на научных руководителей образовательных программ. Одним из направлений работы, которое включено в план, является мониторинг трудоустройства выпускников СПбГУ.
Как рассказала первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, в целях оценки показателей трудоустройства выпускников 2023 года организован опрос выпускников. В октябре 2023 года он был начат по направлению «Искусства»; с ноября по декабрь — по направлениям «Востоковедение», «Международные отношения», «Философия», «Химия»; с января 2024 года опрос проводится по всем направлениям подготовки.
Силами сотрудников Центра карьеры, а также социологов СПбГУ разработана специальная анкета. На 1 марта получено всего 1095 ответов. Более половины ответов от численности выпуска получены по направлениям: «Искусства» (93 %), «Менеджмент» (67 %), «Физика» (66 %), «Иностранные языки» (56 %), «Когнитивные исследования» (50 %). Наименьшее количество ответов получено по направлениям: «Прикладная математика и процессы управления» (2 %), «Стоматология» (2 %), «Свободные искусства и науки» (1 %). Отсутствует информация по направлениям «Политология», «Сестринское дело», «Физическая культура и спорт», «Юриспруденция». Данные по состоянию на 1 марта 2024 года в разрезе учебно-научных коллективов содержатся в таблице.
Учебно-научный коллектив | Выпуск (чел. — граждан Российской Федерации) | Количество ответов по состоянию на 01.03.2024 | % |
Факультет искусств | 73 | 68 | 93 % |
Институт «Высшая школа менеджмента» | 246 | 165 | 67 % |
Физический факультет | 138 | 91 | 66 % |
Факультет иностранных языков | 41 | 23 | 56 % |
Институт когнитивных исследований | 8 | 4 | 50 % |
Институт химии | 110 | 54 | 49 % |
Восточный факультет | 108 | 43 | 40 % |
Экономический факультет | 368 | 129 | 35 % |
Факультет психологии | 202 | 69 | 34 % |
Институт философии | 128 | 42 | 33 % |
Институт наук о Земле | 286 | 87 | 30 % |
Факультет международных отношений | 310 | 74 | 24 % |
Факультет социологии | 126 | 30 | 24 % |
Институт развития конкуренции | 6 | 1 | 17 % |
Математико-механический факультет | 198 | 33 | 17 % |
Биологический факультет | 177 | 29 | 16 % |
Факультет математики и компьютерных наук | 94 | 13 | 14 % |
Основной сложностью является личная незаинтересованность выпускников в том, чтобы оставаться на связи с Университетом, их невовлеченность в отношения с СПбГУ после окончания обучения.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено активизировать работу не только с выпускниками, но и со студентами. М. Ю. Лаврикова подчеркнула: важно понимать, что залогом успешного решения задач трудоустройства выпускников является развитие устойчивых связей с работодателями — партнерами СПбГУ.
Участники ректорского совещания отметили, что вопрос личной заинтересованности выпускников в том, чтобы оставаться на связи с Университетом, требует дополнительного исследования. Видимо, он связан с организацией образовательного процесса и зависит от взаимоотношений студентов выпускных курсов с конкретными научными руководителями, заведующими кафедрами, директорами или деканами. Мониторинг оценивания студентами качества обучения в Университете — это постоянный процесс накапливания информации, которая помогает руководителям учебно-научных подразделений принимать управленческие решения.
О победе студентов СПбГУ в финале конкурсного отбора проекта администрации губернатора Санкт-Петербурга
Студенты СПбГУ Владислав Максимов, Полина Федорова и Юлия Евдакова одержали победу в финале конкурсного отбора проекта администрации губернатора Санкт-Петербурга. Универсанты будут заниматься продвижением государственной службы среди студентов и молодых специалистов, а также проводить тематические мероприятия с участием администрации Северной столицы.
За право войти в команду амбассадоров соревновались студенты из четырех вузов Санкт-Петербурга. Конкурс состоял из двух этапов. На первом этапе студентам надо было подготовить видеопрезентацию с рассказом о себе и своих достижениях, а на втором участников пригласили в Корпоративный университет администрации Санкт-Петербурга, где каждый должен был представить проект на тему, определенную заранее в ходе жеребьевки. Выступления финалистов оценивало жюри конкурса, в которое вошли эксперты, представители районных администраций и комитетов Петербурга.
В ходе обучения победители конкурса посетят мастер-класс по организации мероприятий, изучат основы создания и продвижения полезного контента в социальных сетях, а также на практике познакомятся с работой Смольного (Трое студентов СПбГУ стали амбассадорами администрации Санкт‑Петербурга).
Об участии СПбГУ в пятьдесят восьмой Московской международной выставке «Образование и карьера»
9–10 марта Санкт-Петербургский государственный университет принял участие в пятьдесят восьмой Московской международной выставке «Образование и карьера». Выставка «Образование и карьера» проводилась при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Правительства города Москвы. В ней приняли участие около 100 российских вузов. Старейший университет России в год своего 300-летия представил стенд «Университет — пространство возможностей: образование, наука, карьера». Его посетили больше 15 000 человек.
Посетители выставки смогли получить консультации по основным и дополнительным образовательным программам и онлайн-курсам СПбГУ, правилам поступления в Университет, а также узнали о клиническом подходе в образовании и взаимодействии студентов с работодателями. Так, в дни работы стенда представители Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, Конфликтологической клиники СПбГУ и Клиники коммуникационных проектов СПбГУ провели интерактивные и профориентационные мероприятия. Сотрудники Музея истории СПбГУ провели традиционную викторину, посвященную 300-летию Университета.
В рамках направления «Наука» Университет показал первый сделанный в России 3D-слепок черепной коробки анкилозавра — травоядного динозавра, внешне напоминающего современного броненосца. Как отмечают палеонтологи СПбГУ, анкилозавры обладали рядом интересных способностей, например, слышали низкочастотные звуки и умели охлаждать свой мозг. При этом мозг динозавра был в полтора раза меньше, чем у современных животных такого же размера. Ученые СПбГУ рассказали о палеонтологических исследованиях, проводимых в Университете, и поделились исследованиями строения мозга и сосудов головы анкилозавра, основанными на изучении остатков с уникальной сохранностью (СПбГУ представит свой стенд на Московской международной выставке «Образование и карьера»).
О мероприятии, посвященном 300-летию СПбГУ в Государственном Эрмитаже
Первый проректор Елена Григорьевна Чернова объявила, что на корпоративные адреса сотрудников и студентов СПбГУ будут приходить приглашения (бесплатные электронные билеты) для посещения Эрмитажа. Это подарок директора Государственного Эрмитажа, декана восточного факультета СПбГУ Михаила Борисовича Пиотровского к юбилею Университета. Получившие такие билеты универсанты получат возможность в один из трех ближайших дней посетить все залы Эрмитажа. Приглашения будут приходить не всем сразу, а частями — по 3000 человек.
Об обустройстве к 300-летию СПбГУ нового общественного пространства — площади с фонтанным комплексом
В СПбГУ подвели итоги архитектурно-художественного конкурса дизайн-проектов комплексного благоустройства территории Василеостровского кампуса СПбГУ. Работа по созданию фонтанной композиции была инициирована Правительством Санкт-Петербурга и приурочена к трехсотлетнему юбилею Университета.
В создании проектов принимали участие универсанты, а также представители профессионального сообщества — архитекторы, художники, дизайнеры. Конкурсным заданием предусматривалась разработка фонтанной композиции с учетом схемы инженерных сетей, исторической справки и архитектурно-реставрационного задания.
В финал вышли пять команд. Представители четырех из них — преподаватели творческих специальностей и магистранты-дизайнеры СПбГУ.
Первый коллектив предложил проект «Путь развития». «Вода в арках символизирует поток знаний каждого факультета, который выливается в бассейн фонтана — общий массив знаний», — объяснили свой замысел участники.
Вторая команда сравнила Университет с «Лентой Мебиуса» как бесконечным источником знания, в котором образовательный процесс строится на взаимном диалоге студента и преподавателя.
Авторы третьего дизайн-проекта представили «Древо познания», которое представляет собой семантические древа, символизирующие первые три «класса» Академического университета, а ветвление деревьев обозначает процесс возникновения множества направлений, выросших из трех исходных «стволов».
«Лабиринт» — четвертая конкурсная разработка. «Она предполагает собой пути из живой изгороди, которые ведут к фонтану, что подчеркивает важность поиска знания, а фонтан выступает в роли их источника», — прокомментировали авторы.
Первое место в конкурсе заняла работа «Три века Санкт-Петербургского университета». Ее авторами стали доцент СПбГУ Татьяна Ласка (кафедра изобразительного искусства), научный сотрудник СПбГУ Сергей Голубков и архитектор Мария Гусинская.
Авторы решили оформить фонтан мозаичными композициями, которые символизируют Науку, Образование, Искусство и Традиции. В стилистике декора присутствуют элементы барокко, связанные со зданием Двенадцати коллегий. Фонтан имеет круглую ступенчатую форму и выполнен из натурального камня. По всей длине его внешнего круга располагается мозаичная надпись на латинском языке — строки песни Gaudeamus, гимна университетского сообщества. Также возможна подсветка фонтана в темное время суток и музыкальное сопровождение произведениями композиторов — выпускников Университета.
Фонтанная композиция будет размещена по адресу: Университетская набережная, дом 13б, рядом со зданием информационного центра приемной комиссии.
Решение о сооружении фонтана принял губернатор Санкт-Петербурга, член попечительского совета СПбГУ Александр Беглов — как подарок города Университету к 300-летию. За счет средств города будет оформлен двор и прилегающая территория (здесь появится площадь Универсантов), фонтанный комплекс будет сооружен за счет средств ПАО «Интер РАО». Завершение работ по благоустройству двора и устройству фонтанного комплекса запланировано на II полугодие 2024 года.