Материалы ректорского совещания
- О международной деятельности
- Академическая гимназии СПбГУ отметила 60-летие
- О Дне карьеры в СПбГУ
- Создано студенческое конструкторское бюро «Робототехника и БАС»
- Более 30 ученых СПбГУ вошли в рейтинг самых цитируемых ученых мира
- Об организации образовательного процесса
- О нарушении положений законодательства Российской Федерации, локальных актов СПбГУ, трудовых договоров и других документов работниками СПбГУ
- О культурных событиях в октябре
- О работе Церкви святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ
1. О международной деятельности
В СПбГУ недавно были проведены следующие мероприятия.
Визит в СПбГУ делегации Фонда исследований реформ и развития CITIC (КНР)
16 октября состоялась встреча ректора СПбГУ, члена-корреспондента РАН Николая Михайловича Кропачева с делегацией Фонда исследований реформ и развития CITIC (Китайская Народная Республика), возглавляемой председателем — товарищем Кун Данем. Фонд основан в августе 2014 года под управлением CITIC Group — одной из крупнейших государственных инвестиционных корпораций КНР, созданной в 1979 году при поддержке лидера КНР Дэн Сяопина.
В рамках встречи обсуждены перспективы взаимодействия сторон по вопросам образовательной и научной деятельности. Ректор СПбГУ высказал предложения, связанные с совместным проведением крупных мероприятий, подготовкой экспертно-аналитических материалов, и другие (СПбГУ планирует открыть первую в России общеобразовательную китайскую школу для российских школьников).
Указ президента Арабской Республики Египет об учреждении Санкт‑Петербургского государственного университета в Арабской Республике Египет
18 октября издан указ президента Арабской Республики Египет об учреждении Санкт-Петербургского государственного университета в Арабской Республике Египет, Каир. Организована работа по проведению торжественной церемонии его открытия.
О проведении пятого Фестиваля творчества Пак Кенни
20 октября в рамках деятельности форума «Диалог Россия — Республика Корея» состоялся пятый Фестиваль творчества Пак Кенни — «Пак Кенни и А. С. Пушкин: проза поэта, поэзия прозаика», приуроченный к 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина (Проза поэта, поэзия прозаика: на Фестивале Пак Кённи рассказали о творчестве корейской писательницы и «солнца русской поэзии»). На церемонии открытия выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Корея Андрей Борисович Кулик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Дохун, председатель корейского координационного комитета форума «Диалог Россия — Республика Корея», экс-посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Кюхен, первый проректор СПбГУ Елена Григорьевна Чернова, президент фонда «Земля» Ким Сехи, руководитель рабочей группы «Культура и искусство» форума «Диалог Россия — Республика Корея» с корейской стороны, профессор Университета Коре Сок Енчжун.
Начало учебного года в рамках проекта «Онлайн-школа СПбГУ»
С 2023 года проект «Онлайн-школа Санкт-Петербургского государственного университета» реализуется в двух форматах. Первый формат — это изучение отдельных учебных дисциплин, второй — полный цикл программы обучения с выдачей аттестата СПбГУ. Первый формат «Онлайн-школы СПбГУ» реализуется с 2018 года и предполагает предоставление иностранным гражданам и проживающим за рубежом соотечественникам школьного возраста возможностей дистанционного обучения на безвозмездной основе (за счет средств Университета) по отдельным дисциплинам программ российской школы. Первоначально, в 2018/19 учебном году, проект стал ответом на запрос родительской общественности Латвийской Республики: занятия проводились для 70 слушателей только по трем учебным дисциплинам 10–11 классов (истории России, литературе, русскому языку). В дальнейшем количество слушателей возросло до 2700 человек.
География онлайн-школы также существенно расширилась. Например, в 2022/23 учебном году, помимо слушателей из Латвийской Республики, в занятиях уже по 11 предметам (биологии, всемирной истории, географии, естествознанию, истории России, литературе, математике, обществознанию, русскому языку, физике, химии) принимали участие слушатели 1–11 классов из десяти государств: Арабской Республики Египет, Королевства Испания, Кыргызской Республики, Республики Армения, Республики Казахстан, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Французской Республики, Эстонской Республики. А осенью 2023 года начался шестой учебный год проекта «Онлайн-школа Санкт-Петербургского государственного университета» — онлайн-обучение по отдельным школьным учебным дисциплинам. К занятиям приступили более 3000 человек из 25 стран по 11 предметам.
Полный цикл обучения по всем школьным дисциплинам был открыт в 2023 году на программы основного общего образования (5–9 классы) и среднего общего образования (10 класс) для иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан, проживающих за рубежом. Эти программы полного цикла с 1 сентября 2023 года реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. По результатам их успешного освоения выпускникам будет выдаваться российский аттестат. Заявления о приеме в СПбГУ на эти образовательные программы поступили почти от 300 человек из 44 стран (120 мест, конкурс — 2,5 человек на место), зачислены 120 человек из 30 стран. Таким образом, русскоязычные школьники, проживающие в государствах, где в том числе в связи с политическими ограничениями закрываются русскоязычные школы, смогли продолжить обучение на русском языке по отечественным образовательным стандартам, учитывающим национальные ценности и традиции отечественного образования.
Соглашение о сотрудничестве между СПбГУ и Сычуаньским университетом иностранных языков
Между СПбГУ и Сычуаньским университетом иностранных языков (Китайская Народная Республика) заключено соглашение о сотрудничестве (СПбГУ заключил соглашение о сотрудничестве с Сычуаньским университетом иностранных языков). Ознакомиться с текстом можно на портале СПбГУ в подразделе «Реестр международных соглашений» раздела «Международная деятельность».
2. Академическая гимназии СПбГУ отметила 60-летие
В середине октября Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ — один из лидеров среднего образования в нашей стране отмечает день рождения.
Начало гимназическому образованию в нашей стране положил император Петр I. Именно он в 1724 году подписал указ о создании в Санкт‑Петербурге (тогда столице империи) Академии наук, Университета и Академической гимназии (Спасибо, что конца урокам нет... Академическая гимназия: прошлое и настоящее).
Возрождение гимназии при Университете началось в 1960-е годы, когда стране требовались высококвалифицированные кадры, готовые претворять научные достижения в жизнь. Первой ступенью подготовки таких специалистов стали школы-интернаты при ведущих университетах. Они готовили воспитанников, которые способны были поступить в лучшие вузы СССР и в последующем развивали советскую науку. Так, в 1963 году при Ленинградском университете (сейчас — СПбГУ) появилась физико-математическая школа № 45. В 2015 году гимназии было присвоено имя Д. К. Фаддеева — математика, одного из основателей ФМШ № 45.
Сегодня Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ — один из десяти российских специализированных учебно-научных центров (СУНЦ). Сейчас в гимназии учатся 360 школьников, больше половины из которых приехали в Петербург из других регионов России. Ученики Академической гимназии, в зависимости от возраста, могут выбрать интересующий их профиль обучения — математика и физика, биология и химия, конвергенция и наукоемкие технологии, география и геоэкология, прикладные математические и информационные технологии. Сегодня важнейшая задача гимназии — помогать талантливым и способным ребятам находить себя и получать поддержку своих возможностей, способностей, талантов на уровне школьного образования (Академическая гимназия СПбГУ отметила 60‑летие).
В этом году рейтинговое агентство RAEX опубликовало рейтинг лучших школ Санкт-Петербурга по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. К сожалению, ввиду отсутствия в свободном доступе первичных расчетных данных из самого рейтинга невозможно провести анализ относительно того, какое количество и в каком процентном отношении от выпуска поступает на бюджетную основу обучения в вузы России.
Однако если мы возьмем рейтинг школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России (RAEX, 2023), и посмотрим его применительно к школам Санкт-Петербурга, то сможем увидеть следующее.
Безусловно, важнейшим показателем качества подготовки школьников является показатель поступления на бюджетные места. По этому показателю Академическая гимназия СПбГУ с результатом 44,6 % обходит и президентский физико-математический лицей № 239 (33,4 %), и академическую гимназию № 56 (36,5 %), уступая в Санкт-Петербурге только Санкт-Петербургскому губернаторскому физико-математическому лицею № 30 (52 %).
При этом вторым важным параметром является количество победителей олимпиад школьников, поступивших в ведущие вузы, а по этому показателю Академическая гимназия СПбГУ с результатом 33,7 % опережает Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30 (19 %).
Таким образом, если основываться на таких показателях, как доля выпускников, поступивших в ведущие вузы России на бюджетную основу обучения, и доля выпускников — победителей олимпиад школьников, поступивших в ведущие вузы России, то Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ занимает первое место среди более 800 школ города Санкт-Петербурга.
3. О Дне карьеры в СПбГУ
В Санкт-Петербургском университете состоялся осенний День карьеры — 2023, в рамках которого были организованы экспертные лекции, мастер‑классы и викторины от известных компаний. Представители более 35 ведущих российских и зарубежных организаций, в числе которых Газпромбанк, Nexign, «Геоскан», Schlumberger, Selectel и другие, рассказали студентам о возможностях трудоустройства после окончания вуза.
Традиционно в рамках мероприятия были открыты стендовые сессии компаний-работодателей, где специалисты делились не только информацией о доступных стажировках и свободных направлениях для практики, но и активно взаимодействовали с универсантами, знакомя перспективных обучающихся с преимуществами их предприятий через тематические игры и интеллектуальные задачи.
День карьеры в СПбГУ привлек самых инициативных студентов, которые готовы создавать свое будущее. Стратегический партнер Высшей школы менеджмента СПбГУ — банк «ВТБ» представил универсантам программы поддержки начинающих специалистов в виде возможностей пройти дополнительное обучение или спроектировать перспективную карьерную траекторию.
Также в ходе мероприятия прошли тематические лекции и семинары, где универсантам рассказали об актуальных задачах различных отраслей: от экономических и торговых отношений до инновационных технологий. В рамках Дня карьеры СПбГУ прошли выступления экспертов, посвященные другим аспектам карьерного развития, в их числе — поиск профессиональных возможностей в консалтинге, в сфере высоких технологий и в менеджменте. Кроме того, состоялись мастер-классы по оценке инвестиционных проектов, анализу перспектив работы в международных компаниях, успешному прохождению собеседования и другие (Выбрать профессиональное направление и найти работодателя: в СПбГУ прошел День карьеры).
4. Создано студенческое конструкторское бюро «Робототехника и БАС»
В целях вовлечения обучающихся в научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, практическую профессиональную деятельность в СПбГУ, создания условий для дополнительного освоения современных технологических процессов и повышения качества образования в СПбГУ создано студенческое конструкторское бюро «Робототехника и БАС» (БАС — беспилотные авиационные системы) СПбГУ (Приказ № 11745/1 от 14.09.2023).
Руководителем проекта «Студенческое конструкторское бюро "Робототехника и БАС"» назначен директор научно-образовательного центра «Математическая робототехника и искусственный интеллект» Константин Сергеевич Амелин. Ему поручено организовать взаимодействие при организации работы по проекту СКБ «Робототехника и БАС» с ООО «Геоскан» и другими организациями-партнерами, заинтересованными в тематике работы СКБ «Робототехника и БАС».
5. Более 30 ученых СПбГУ вошли в рейтинг самых цитируемых ученых мира
Исследователи Санкт-Петербургского государственного университета вошли в ежегодный список цитируемых ученых мира, по версии Scopus. Как отмечают авторы рейтинга, в этот список попадает лишь 2 % исследователей. СПбГУ занял второе место в первой десятке образовательных и научных организаций Российской Федерации, работники которых вошли в этот рейтинг.
Как рассказал проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, оценка цитируемости ученых проводилась с использованием всех профилей авторов Scopus по состоянию на 1 октября 2023 года. Рейтинг Scopus составляется на основе данных за всю карьеру ученого без учета самоцитирований на основе нормированных показателей для каждой области науки. В этом году в список вошли около 200 тысяч человек. Оценка цитируемости производится по 22 научным направлениям и 174 разделам в соответствии со стандартной классификацией Science-Metrix. В списке этого года представлено 906 цитируемых ученых из 256 организаций России, в том числе из 82 вузов.
Доля высокоцитируемых ученых СПбГУ в общем числе российских ученых, вошедших в указанный список цитируемых ученых мира, составляет 3,4 %. Ниже представлена информация по организациям, у которых в рейтинге — более шести ученых.
№ | Наименование вуза | Количество наиболее цитируемых ученых вуза, чел. | Количество наиболее цитируемых ученых вуза, % от общего числа российских ученых (906 чел.) | Место в рейтинге среди организаций РФ |
---|---|---|---|---|
1 | Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова | 87 | 9,6 | 1 |
2 | Санкт-Петербургский государственный университет | 31 | 3,4 | 2 |
3 | МИСИС | 19 | 2,1 | 6 |
4 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 16 | 1,8 | 7 |
5 | Московский физико-технический институт | 15 | 1,7 | 8–12 |
6 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого | 14 | 1,5 | 13 |
7 | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет | 10 | 1,1 | 18–20 |
8 | Сколковский институт науки и технологий | 10 | 1,1 | 18–20 |
9 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 9 | 1 | 21 |
10 | Самарский национальный исследовательский университет | 8 | 0,9 | 22–26 |
11 | Национальный исследовательский университет ИТМО | 7 | 0,8 | 27–33 |
12 | Российский университет дружбы народов | 6 | 0,7 | 34–39 |
13 | Томский государственный университет | 6 | 0,7 | 34–39 |
14 | Уральский федеральный университет | 6 | 0,7 | 34–39 |
В топ-100 высокоцитируемых ученых вошел руководитель лаборатории биологической психиатрии Института трансляционной биомедицины СПбГУ Алан Калуев, который впервые в мире применил искусственный интеллект для анализа реакции рыб зебраданио на психотропные препараты. Кроме того, самыми цитируемыми стали профессора Геннадий Леонов и Сергей Кривовичев, а также доцент Николай Цыганенко.
Среди 500 наиболее цитируемых российских ученых по версии Scopus: профессора СПбГУ Николай Кузнецов, Владимир Шабаев, Вадим Кукушкин, Виктор Сергеев, Владимир Харитонов, Владимир Дубровский, Иосиф Хриплович, Анатолий Вершик, Александр Андрианов, Юрий Власов, Анатолий Русанов, Роберт Эварестов, Борис Носков, Алексей Матвеев, а также ведущий научный сотрудник лаборатории оптики спина имени И. Н. Уральцева Кирилл Кавокин.
Среди самых цитируемых ученых СПбГУ, также вошедших в ранжированный список Scopus: профессора СПбГУ Валентин Островский, Алексей Тимошкин, Михаил Красавин, Борис Андриевский, Станислав Филатов, Игорь Зенкевич, Вадим Боярский, Елена Кустова, Валерий Толстой, Александр Александров, Алексей Смирнов и доцент СПбГУ Андрей Легин (Более 30 ученых СПбГУ вошли в рейтинг самых цитируемых ученых мира).
6. Об организации образовательного процесса
За прошедшую неделю первому проректору по учебной работе поступило 33 обращения. Большинство обращений касается получения различных документов. Проведен анализ информации об организации образовательного процесса, представленной руководителями учебно-научных подразделений. Занятия проходят в установленном порядке в соответствии с расписанием. По состоянию на 19 октября сведения не направили декан факультета психологии Алла Вадимовна Шаболтас, первый заместитель декана экономического факультета Виктор Олегович Титов, декан юридического факультета Сергей Александрович Белов.
За прошедшую неделю встречи, посвященные организации образовательного процесса, со студенческим активом: старостами групп, представителями студенческих советов (советов обучающихся), студенческих научных обществ и др. состоялись в институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Институте философии, Институте химии, на факультете иностранных языков, математико-механическом факультете, медицинском факультете, факультете международных отношений, физическом факультете, филологическом факультете, в колледже физической культуры и спорта, экономики и технологии, медицинском колледже.
7. О нарушении положений законодательства Российской Федерации, локальных актов СПбГУ, трудовых договоров и других документов работниками СПбГУ
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, за три последних месяца зафиксировано 19 нарушений положений законодательства Российской Федерации, локальных актов СПбГУ, трудовых договоров, других документов, допущенных работниками СПбГУ. Среди них: курение на территории Университета; нарушение трудовой дисциплины, выразившееся в отсутствии сотрудника на рабочем месте без уважительной причины; нарушение контрольно-пропускного и внутриобъектового режима; несоблюдение научно-педагогическими работниками расписания занятий. По каждому эпизоду проведена проверка, приняты меры реагирования.
Один из приоритетов кадровой политики СПбГУ — создание условий для совершенствования профессиональных компетенций сотрудников. Важным направлением работы является повышение квалификации членов коллектива СПбГУ. Руководство Университета направляет на обучение сотрудников, ориентируясь на задачи, входящие в круг их обязанностей. При этом ряд образовательных программ является обязательным к освоению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Для улучшения качества научной и педагогической деятельности в СПбГУ также организовано повышение квалификации в области информационных технологий, по вопросам современных методов преподавания в высшей школе, по английскому языку.
К сожалению, не все сотрудники с должным вниманием относятся к направлению их на повышение квалификации. Например, в июне 2023 года по заявке декана медицинского факультета на повышение квалификации по английскому языку был направлен 21 научно-педагогический работник. Из них по состоянию на 20 сентября не приступили к занятиям семь человек. В объяснениях сотрудники указывали следующее: тематика повышения квалификации не соответствовала тематике предстоящих занятий (это стало понятно после того, как началось обучение); работником самостоятельно принято решение о переходе на индивидуальные очные занятия с преподавателем; время занятий не было согласовано с работником; в указанное в расписании время он не смог подключиться к занятиям, организованным в дистанционной форме; работник не смог участвовать в дистанционных занятиях, так как был занят исследованиями, но ознакомился с учебными материалами после онлайн-уроков; работник редко проверяет корпоративную почту и не знал о начале занятий и т. п.
По результатам проведения сотрудниками Управления по работе с персоналом СПбГУ дополнительной разъяснительной работы с коллегами все направленные на обучение лица приступили к занятиям.
В. В. Еремеев отметил, что в СПбГУ действует система контроля качества и своевременности исполнения принятых управленческих решений. Ректор Университета дал поручение провести плановый анализ состояния системы контроля и представить предложения по повышению ее эффективности. В. В. Еремеев попросил проректоров, начальников структурных подразделений, подчиненных ректору непосредственно, а также руководителей учебно-научных коллективов организовать анализ состояния исполнительской дисциплины по вопросам, относящимся к их компетенции.
8. О культурных событиях в октябре
Начальник Главного управления по экспозиционно-музейной, библиотечной и издательской деятельности Елена Викторовна Лебёдкина представила дайджест культурных событий Университета в конце октября.
Виртуальная выставка «Образ Индии в русской поэзии первой половины XX века»
23 октября в Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ в рамках перекрестного года России и Индии открылась виртуальная выставка «Образ Индии в русской поэзии первой половины XX века». В Серебряный век русской литературы практически каждый поэт-символист обратился к индийской теме.
Открытие выставки «Образ и форма. Избранное»
28 октября в Музее В. В. Набокова СПбГУ открывается выставка «Образ и форма. Избранное», где будут представлены лучшие произведения художников-ювелиров — победителей Международного конкурса дизайнеров ювелирных украшений 1996–2021 годов.
Открытая лекция «Уникальная астроблема Жаманшин»
С 24 на 31 октября перенесено проведение открытой лекции «Уникальная астроблема Жаманшин» в мемориальной аудитории В. И. Вернадского Минералогического музея СПбГУ. Астроблема Жаманшин — уникальный кратер на поверхности Земли, внутри которого встречаются все виды импактных (метеоритных) пород.
9. О работе Церкви святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ
Решением митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия настоятелем Церкви святых апостолов Петра и Павла при СПбГУ назначен протоиерей Петр Мухин, который является благочинным храмов в вузах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время в церкви продолжаются ремонтные работы.