Материалы приема граждан

№ 135
от 05.08.2014

Во вторник, 5 августа, в здании Двенадцати коллегий прошел прием граждан. Обязанности ректора во время приема исполнял проректор — руководитель Аппарата ректора И. А. Дементьев. Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.

О программах профессиональной переподготовки

На прием пришел выпускник одной из дополнительных образовательных программ — программы профессиональной переподготовки, реализуемой в СПбГУ. У него возникли вопросы, касающиеся используемых образовательных стандартов. Так, со слов заявителя, на портале СПбГУ не опубликованы образовательные стандарты для дополнительных профессиональных образовательных программ, информация о принципах формирования учебного плана и определения преподавателей для проведения занятий, в связи с чем у заявителя возник, в частности, вопрос о назначении одного из преподавателей для чтения лекций по освоенной заявителем программе.

Прежде с этими вопросами выпускник обращался в учебный отдел по направлению «Психология», а также к декану факультета психологии А. В. Шаболтас. Однако, по словам посетителя, получить удовлетворяющие его ответы ему не удалось. Выпускник выразил пожелание разработать стандарт для дополнительных профессиональных программ, а также сделать процесс определения преподавателей прозрачным, с учетом мнения самих слушателей.

И. А. Дементьев пояснил, что вопросы выпускника не входят в компетенцию сотрудников учебных отделов или декана, поэтому получить полноценные и содержательные ответы от них он не мог. И. о. ректора отметил, что проректору по учебно-методической работе М. Ю. Лавриковой уже дано поручение проработать вопросы, обозначенные заявителем.

И. А. Дементьев поблагодарил выпускника за обратную связь, заметив, что она является эффективным инструментом для осуществления контроля качества работы Университета в области образовательной деятельности.

По итогам рассмотрения вопросов и пожеланий заявителя ему был подготовлен и направлен ответ, в котором проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова пояснила, что программы профессиональной переподготовки являются дополнительными, а не основными профессиональными программами. Для таких программ, согласно закону «Об образовании в РФ», образовательные стандарты не формируются. Для проведения проверки по остальным поставленным заявителем вопросам создана комиссия с участием руководителя дополнительной образовательной программы. По окончании ее работы заявителю будет направлен ответ с учетом анализа всех обстоятельств.

О сотрудничестве с СПбГУ

На прием пришел студент-международник СПбГУ. Он возглавляет созданную им молодежную организацию, объединяющую студентов Университета и других вузов Санкт-Петербурга. Ранее студент уже был на приеме граждан ректором и сейчас хотел рассказать о проектах, которые были презентованы членами созданной им организации на Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2014». Эти проекты касаются молодежного туризма, работы с абитуриентами, создания студенческой корпорации, а также работы молодежной площадки кандидатов в муниципальные депутаты.

Студент выразил желание скоординировать работу по этим проектам с руководством Университета. И. А. Дементьев отметил, что для того чтобы оценить и изучить проекты, они должны быть изложены и представлены на бумаге. Что касается возможной координации студенческих инициатив с руководством, то И. А. Дементьев повторил слова ректора, сказанные им ранее, на встрече со студентом-международником и его друзьями: в СПбГУ существует конкретный инструмент, при помощи которого организуется взаимодействие со студентами — Студенческий совет СПбГУ. Поэтому начинать следует с использования уже имеющихся и показавших свою эффективность форм взаимодействия студенческих коллективов и администрации СПбГУ.

Сопровождение грантодержателей

По поручению ректора на прием были приглашены, двое молодых ученых СПбГУ — представители Совета молодых ученых СПбГУ, которые обратились с интересным и актуальным вопросом в Виртуальную приемную СПбГУ. С их точки зрения необходимо унифицировать работу всех служб Университета с грантодержателями, а также разработать и ввести более удобную систему сопровождения деятельности сотрудников СПбГУ, выигравших гранты. Под последним молодые ученые понимают сбор, анализ и оперативное доведение до сведения молодых ученых информации обо всех изменениях в правилах и условиях работы по грантам путем публикации ее на сайте СПбГУ в разделе «Управление научных исследований» и электронных рассылок всем грандодержателям. По словам молодых ученых, ранее в Университете уже работала похожая схема. Сейчас она тоже реализуется, но не полностью, что приводит к тому, что молодые ученые, по словам посетителей, не получают вовремя либо вообще не получают сведений об изменении в правилах работы по грантам Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и других. В качестве примера они привели изменения в правилах организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований. Эти изменения, в частности, предусматривают возможность получения средств (частично или полностью) в распоряжение руководителя грантов. По мнению молодых ученых, сотрудники соответствующей службы СПбГУ должны были разослать эту информацию всем грантодержателям и сопроводить грамотным комментарием специалистов СПбГУ о том, что «это только возможность». Однако этого сделано не было. В итоге, по словам молодых ученых, большинство грантодержателей были полностью уверены, что они все обязаны получить деньги в распоряжение.

И. А. Дементьев заметил, что руководитель гранта РФФИ находится во взаимоотношениях в первую очередь не с СПбГУ, а с самим фондом, и на руководителе гранта, а не на СПбГУ лежит обязанность знакомиться с изменениями в правилах работы фонда. При этом и. о. ректора отметил, что работа по совершенствованию сопровождения научных исследований и в том числе работа по грантам активно ведется (см. Материалы ректорского совещания от 04.08.2014, п. 2). Однако многое зависит от того, готовы ли молодые ученые, понимающие, что требуется изменить и усовершенствовать в системе сопровождения научных исследований, прийти в руководство Университета и заняться этой работой. И. о. ректора передал посетителям предложение ректора занять соответствующую должность и наладить систему сопровождения грантодержателей, работающих в СПбГУ.

По результатам обсуждения на приеме граждан и после собеседования с начальником Главного управления по работе с персоналом В. В. Еремеевым один из посетителей — А. М. Железнов — написал заявление о переводе с 21 августа 2014 года на должность начальника отдела сопровождения грантов Управления научных исследований СПбГУ.

Привести лабораторию в рабочее состояние

На прием пришел Р. Гайнетдинов, профессор СПбГУ и руководитель лаборатории трансляционной неврологии и молекулярной фармакологии. Эта лаборатория имеет все шансы стать пионером в области внедрения трансгенных технологий в российскую фармакологию. Ученый обратился с просьбой способствовать скорейшему приведению лаборатории в рабочее состояние. Для проведения на ее базе исследований уже получены три гранта (один по результатам конкурса грантов СПбГУ и два — по результатам конкурсов Российского научного фонда (см. также Материалы ректорского совещания от 26.05.2014, п. 5) — на общую сумму 28 млн рублей. Однако чтобы выполнять работу по выигранным грантам, необходима функционирующая лаборатория.

Для работы коллектива, возглавляемого Р. Гайнетдиновым, выделены помещения. Однако изначально в них не предполагалось проведение научных исследований. Для работы лаборатории необходимы другие мебель и оборудование с иным размещением. Ученый сообщил, что какие-то сотрудники хозяйственных служб ему сказали (фамилии и должности он назвать не смог), что в связи с финансовыми трудностями осуществить ремонт и закупку оборудования и мебели можно будет только в следующем году. Тем временем уже 15 декабря ученый, как руководитель гранта РНФ, должен отчитаться перед фондом по грантам.

На основании отчета будет решаться вопрос о продлении ученому гранта на второй и третий год. Волнует ученого и вопрос с созданием в СПбГУ вивария для обеспечения работы с животными. Без современного вивария профессор не сможет перевести в СПбГУ трансгенных животных. Хотя одним из условий (которое было определено в его договоре с РНФ) финансирования гранта является как раз проведение исследования на трансгенных животных. Научно-педагогические работники СПбГУ, коллеги ученого, сказали ему, что перспектива покупки современного вивария — модульной конструкции, не требующей капитального строительства и способной удовлетворить потребности работы с животными коллективов СПбГУ на ближайшие несколько лет, внесена в заявку РНФ, и закупка будет проведена в 2015 году.

И. о. ректора И. А. Дементьев поблагодарил профессора Р. Гайнетдинова за его активность и результативность в привлечении серьезных средств на научные исследования в Университет и пообещал разобраться в поставленных ученым вопросах в ближайшие дни.

В ходе рассмотрения поставленных профессором проблем приняты следующие решения:

  1. И. А. Дементьевым принято решение о выделении для работы коллектива, возглавляемого профессором Р. Гайнетдиновым, трех помещений, которые полностью приспособлены для лабораторной работы. Приказ о соответствующем использовании конкретных помещений в здании по адресу: Университетская наб., д. 7–9–11, лит. Р готовят подчиненные проректора по научной работе С. П. Туника
  2. От Р. Р. Гайнетдинова получен список запрашиваемого оборудования. После 8 сентября 2014 года планируется составить список приоритетов, который будет направлен проректору по экономике Е. Г. Черновой
  3. Закупка модульного вивария включена проректором по научной работе С. П. Туником в состав оборудования в заявку на конкурс институциональных программ развития научных организаций Российского научного фонда и при условии финансирования этого проекта будет произведена уже в начале следующего года

Статистика

5 августа 2014 года на прием пришли шесть человек: студенты (1), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (3), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (2). Рассматривались пять вопросов, в том числе по темам: образование (1), наука (2), общежития (0), работники и коллективы (0), социальные вопросы (0), Университет и мир (0), прочие (2). Прием начался в 16:42, закончился в 19:07