Материалы приема граждан

от 06.05.2011

По сложившейся традиции, в пятницу, 6 мая, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев провел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.

Первый шаг — и первые полсотни рукописей. Вопрос об издании славянских рукописей

На прием к ректору пришел профессор А. В. Майоров, заведующий кафедрой музеологии Исторического факультета СПбГУ. Он представил смету предполагаемых расходов и просил 10 млн рублей на проведение экспедиций историков и филологов СПбГУ в Германию для поиска славянских рукописей в немецких фондах и архивах и для последующего их издания. Александр Вячеславович подарил ректору недавно изданную книгу «Новгородская Первая летопись. Берлинский список» (этот список профессор А. В. Майоров обнаружил в Берлине в 2008 году, исследовал, прокомментировал и подготовил к изданию). Оказалось, что Н. М. Кропачев хорошо знает эту книгу и даже принимал активное участие в ее представлении общественности: по его инициативе презентация «Новгородской Первой летописи» недавно состоялась в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина. Ректор с удовольствием принял книгу с дарственной надписью составителя (автор летописи монах Нестор жил в XII веке).

Но Николай Михайлович сказал и о недостатке книги: было бы лучше, если бы профессор А. В. Майоров привлек коллег-юристов к написанию комментария. Н.М.Кропачев порекомендовал обратиться к А. В. Ильину и О. М. Карамышеву, специалистам-юристам, которые занимаются вопросами древнерусского права. Кроме того, книга была издана не в университетском издательстве, за счет средств фонда «Русский мир». Александр Вячеславович был заметно удивлен тем, что ректор в курсе деятельности историков. В ответ Николай Михайлович признался, что история государства и права была одним из его любимых предметов во время учебы на Юридическом факультете, она во многом определила его взгляды на право, на понимание недостатков и достоинств современного права. И что курсы теории и истории государства и права, по его мнению, являются базовыми для юристов — и он, когда был деканом, приложил массу усилий, чтобы их не сокращали в учебном плане факультета. Вдвоем они вспомнили многотомное издание «Русской Правды» 1950-х годов («красненькое», в серии «Памятники русского права»).

Рассматривая заявление профессора А. В. Майорова, ректор задавал ему точные вопросы и получал четкие ответы. Ведь для того, чтобы спонсор выделил деньги на издание рукописей, он должен понимать, сколько рукописей там находится (1–1,5 тыс, по самым скромным подсчетам), сколько из них нужно издать (хотя бы 5 %, то есть 50–70) и во что ему обойдется такая помощь. В данном случае задача ректора: убедить спонсора, что издание древних рукописей — дело очень важное. А тому необходимо видеть полную картину для того, чтобы принимать решение о выделении средств... И нельзя допускать таких грубых ошибок, которые присутствуют в представляемой смете. При сложении четырех цифр в пределах десятка допущена ошибка в 1 млн рублей.

Н. М. Кропачев предложил рассмотреть такой аспект организации экспедиции: может быть, лучше не посылать за рукописями одного-двух специалистов, а отправить сразу человек 10–20, чтобы они «накопали» материала больше и быстрее. Или создать совместную экспедицию СПбГУ и институтов РАН, и тогда лет за пять удастся выполнить большой объем работы, которая иначе растянется на полвека. Ректор поручил В. В. Лукьянову, проректору по обеспечению работы Медицинского факультета, Факультета стоматологии и медицинских технологий и Юридического факультета, изыскать средства для переиздания «Новгородской Первой летописи» в СПбГУ — сделать издание более презентабельным, чтобы направить экземпляры ее будущим спонсорам и первым лицам государства. Для этого издания необходимо написать комментарий с юридическим уклоном, который расширит понимание тематики летописи. Написать письмо будущим спонсорам, где указать, сколько рукописей будет исследовано в экспедициях, сколько будет издано, сколько потребуется средств. Составить список специалистов (не только российских, но и зарубежных), которые могли бы войти в организуемую группу исследователей. В течение трех недель проректор В. В. Лукьянов должен сообщить ректору о возможности издания книги в Университете. А письма будущим спонсорам уже можно рассылать — с упоминанием того, что рукопись готовим к печати.

Решение вопроса

В письме ректору от 04.06.2011 проректор В. В. Лукьянов сообщил, что книгу «Новгородская Первая летопись. Берлинский список» планируется переиздать к 1 октября 2011 года (Материалы приема граждан от 14.10.2011, п. 2).

Проблема сложная: надо разобраться. Вопрос о несданном зачете и возможном отчислении

Студентка 4 курса дневного отделения Факультета журналистики обратилась к ректору за помощью. Ей грозит отчисление из-за того, что она в начале мая не сдала один из зачетов. Необходимое отступление. Формы обращения граждан к ректору разные. Самый быстрый и эффективный вариант: изложить свой вопрос, проблему или идею на бумаге и принести в канцелярию ректора (можно отправить письмо по электронной почте или по факсу). Тогда вам не надо ждать дня очередного приема граждан, а у соответствующих должностных лиц будет возможность разобраться в сути вопроса и дать ответ на основе выясненных фактов и их анализа. Но бывают и экстренные случаи: студентка принесла заявление в тот же день утром, и ректор анализировал его тут же, при ней.

Для того чтобы студентка понимала университетские правила, Н. М. Кропачев начал с обсуждение тех строк заявления, с которыми он не может согласиться. Первое: тот факт, что студентка всегда училась хорошо, не является аргументом в защиту позиции, что в данном случае она не могла получить «неуд». Иначе получается абсурд: если студент два или три семестра отучился на «отлично», неужели тогда и дальше ему должны ставить хорошие оценки автоматом? Второе: тот факт, что студентка учится по целевому назначению от Республики Саха (Якутия), а в случае отчисления не сможет восстановиться и для нее будут неприятные последствия, — тоже не аргументы. Если она получила двойку незаслуженно, значит, незаслуженно. И неважно, целевое у нее место или бюджетное. А если поступили по правилам, значит, все законно. Хотя по-человечески, заметил Николай Михайлович, он может пожалеть девушку: ведь если ее отчислят, ей придется по договору возместить все деньги за восемь семестров, потраченные Республикой Саха (Якутия) на ее обучение в СПбГУ. Но на основе жалости принимать решение ректор не может. И эти аргументы не будет принимать во внимание ни при каких условиях.

Далее ректор стал разбирать другие аргументы студентки, приведенные в ее заявлении. Например, пересдача зачета была назначена на следующий день после первой сдачи (надо проверить, соблюдены ли нормативные сроки). При проведении зачета преподаватели нарушили схему проведения зачета, опубликованную на сайте Факультета (следует выяснить, обязательная ли эта схема или рекомендательная и применяется как правило). Вопросы к зачету на сайте были одни, а спрашивали по другим вопросам, и студентке не было предоставлено ни одного из перечисленных на сайте заданий (тоже надо разбираться...). Ректор позвонил Е. Г. Бабелюк, проректору по учебной работе, и попытался решить некоторые вопросы на месте. Потом Н. М. Кропачев объяснил студентке, что для решения спорного вопроса нужно установить, как происходил зачет, была ли нарушена процедура. С преподавателей, членов комиссии будут брать объяснения, чтобы выяснить мнения противоположной стороны.

Ректор дал ряд поручений: Е. Г. Бабелюк, проректору по учебной работе, — разобраться в ситуации, до 17 мая подготовить проект ответа ректора и до 30 мая направить ответ; А. С. Пую, декану Факультета журналистики, — оказать помощь; И. А. Горлинскому, первому проректору по учебной и научной работе, — держать ситуацию на контроле; А. А. Соловьеву, начальнику управления — секретариата ректора, — доложить о результатах ректору 17 мая. А студентке Н. М. Кропачев объяснил, что если 17-го он будет понимать ситуацию, то примет решение, а если к тому времени вопрос еще не будет решен, ей сообщат.

Решение вопроса

В письме от 26.05.2011 проректора по учебной работе Е. Г. Бабелюк этой студентке — по поручению ректора СПбГУ — сообщается следующее:

«По результатам проведенной проверки установлено, что при пересдаче зачета по дисциплине "Теория и практика СМИ" Вам были заданы вопросы, отличные от указанных в перечне вопросов к зачету по данной дисциплине и заданий для студентов, пересдающих зачет аттестационной комиссии, размещенных на официальном сайте Университета в разделе "Факультет журналистики".

Соответственно, результаты аттестационной комиссии признаны недействительными, и Вам будет предоставлена возможность пересдавать зачет по указанной дисциплине аттестационной комиссии в установленном в Университете порядке». А уже 2 июня 2011 года студентке была предоставлена возможность пересдать зачет аттестационной комиссии.

Уровень требований в Университете чрезвычайно высок. Вопрос о переводе московского студента в СПбГУ

За советом к ректору пришла мать студента МГИМО — их семья переезжает из Москвы в Петербург, и сын хочет перевестись в Санкт-Петербургский университет, который он считает лучшим вузом. Основных вопросов у посетительницы было два. Первый: как сыну перевестись на Юридический факультет СПбГУ без потери года (он занимается международным правом и заканчивает первый курс МГИМО)? Второй: как ему изучать китайский язык параллельно с учебой на юрфаке?

Н. М. Кропачев ответил сначала на второй вопрос. Николай Михайлович объяснил, что в нашем Университете для студентов, обучающихся по образовательной программе «Юриспруденция», иностранный язык не входит в число обязательных предметов. Такая практика общепринята — не найдется, например, ни одного вуза в США, где бы студенты-юристы изучали иностранные языки. Студенты СПбГУ могут углублять свои знания иностранного языка, но за пределами обязательной образовательной программы. В Университете преподают больше сотни языков мира — есть из чего выбрать. А на Юридический факультет СПбГУ приходят абитуриенты, достаточно хорошо владеющие иностранным языком (тесты показывают, что у 30% первокурсников уровень знаний выше того, какой по нормативам должен быть у выпускников). Точно так же занятия физкультурой на юрфаке вынесены за пределы сетки учебного плана. Университет смог установить такие правила, потому что СПбГУ и МГУ дано право обучать по собственным образовательным стандартам. И в результате выиграно больше семестра учебных часов, которые можно потратить на изучение профессиональных дисциплин. Потому что будущие юристы прежде всего должны изучать право. А те, кто хочет, кроме права, изучать еще что-то, могут выбрать другой вуз — там есть ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), КСЕ (концепции современного естествознания) и прочие любопытные дисциплины... Посетительница согласилась со справедливостью такого подхода к выбору изучаемых предметов. Тем более, что ей сообщили о дополнительных образовательных программах «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», которые ориентированы на студентов неязыковых специальностей. Эту программу студенты СПбГУ могут осваивать в свободное время.

Отвечая на первый вопрос, ректор сообщил, что среди поступающих на программу «Юриспруденция» высокий конкурс на бюджетные места и есть конкурс даже при поступлении на коммерческое отделение (в единственном вузе России). Дважды в год, после зимней и летней сессии, работает комиссия по переводу, которая переводит студентов на вакантные бюджетные места: с платных мест СПбГУ, а также из других вузов. Вакантные места возникают регулярно, хотя в Университет поступают медалисты, сильнейшие абитуриенты. Но уровень требований здесь очень высок. Достаточно сказать, что на недавних экзаменах в магистратуре с первого раза положительную оценку на одном из экзаменов получили всего 8 человек из двухсот, со второго раза — еще 30, но и с третьего раза тоже многие не смогли сдать... Первый вариант: если студент МГИМО учится на одни «пятерки» и демонстрирует высокие результаты в учебе, то у него есть шанс попасть на бюджетное место. Хотя в первую очередь, естественно, комиссия будет переводить студентов СПбГУ — отличников, обучающихся на коммерческой основе. Есть и второй вариант: вакантные платные места. Шансы попасть туда гораздо выше — поскольку МГИМО относится к хорошим вузам.

А вот переведут данного студента с потерей года или без потери — этот вопрос будет решаться в процессе перевода. Все зависит от разницы в учебных планах СПбГУ и МГИМО. Видимо, большая часть экзаменов и зачетов будет перезачтена. Но при переводе из любого вуза России на юрфак СПбГУ (таковы нормативы) студент обязан пересдать базовые предметы по нашим правилам. Все экзамены у студентов, обучающихся по образовательной программе «Юриспруденция» в СПбГУ (в отличие от других вузов), принимаются только в письменном виде. Если такого навыка нет, то сдавать экзамены новоиспеченному студенту будет трудно, и к этому надо готовиться заранее.

Перевод происходит в августе (точные даты подачи заявлений нужно уточнить на сайте СПбГУ в разделе «Юридический факультет»). Н. М. Кропачев посоветовал заранее написать заявление в комиссию по переводу. И попросить перечислить, какие предметы придется досдавать, а какие пересдавать. Если разница очень большая, то студент не может быть переведен ни при каких условиях. А если разница небольшая, то перевод происходит на основе конкурса — в зависимости от успешной учебы студентов. Когда вопрос о переводе будет решен, с 1 сентября студент приступает к учебе в СПбГУ. И ему назначаются сроки сессии (как правило, в сентябре) для того, чтобы он ликвидировал разницу в учебных планах. Если экзамены он сдает успешно, то радостно продолжает учиться. А если нет, то, извините, отчисляется. С платного отделения СПбГУ студенты «вылетают» точно так же, как и с бюджетного, — ведь уровень требований к студентам одинаковый. Мать московского студента спросила, не порекомендует ли ректор, с кем из преподавателей юрфака позаниматься сыну для подготовки к пересдаче. Н. М. Кропачев ответил, что на Юридическом факультете Санкт-Петербургского университета подобная деятельность считается аморальной. Никакого репетиторства. Озадаченная женщина поинтересовалась, как же готовиться самостоятельно к таким высоким требованиям? Н. М. Кропачев ответил, что на сайте Университета в разделе «Юридический факультет» размещена полная информация о том, какие экзамены сдают, какие требования предъявляют, как оцениваются различные части экзамена. Выставлен также архив ответов на вопросы, которые задают абитуриенты и студенты других вузов.

Идеи интересные. Спасибо, уже реализованы. Вопросы о новых зданиях, видеозаписи лекций и командировке в Японию

Аспирант Математико-механического факультета пришел к ректору с предложениями. Во-первых, он долго объяснял необходимость передать Академии тыла и транспорта петергофские здания факультетов СПбГУ — для того, чтобы получить взамен здания Академии на Васильевском острове. Военные, по его мнению, должны легко согласиться на такой обмен, потому что эту академию собираются переводить в Вольск Саратовской области (а Петергоф-то гораздо ближе). В ответ на это предложение ректор сообщил аспиранту, что уже давно занимается этим вопросом, и надеется, что здания Академии тыла и транспорта передадут Университету. Давно было ясно, что переезд факультетов в Петергоф — это потеря конкурентных преимуществ СПбГУ перед другими вузами. Поэтому вопросом новых помещений в Петербурге ректор занимается уже полгода и надеется на успех.

Во-вторых, аспирант рассказал о лекциях в Санкт-Петербургском планетарии, которые по стоимости сравнимы с фильмами в кинотеатре. И предложил записывать лекции лучших преподавателей Университета, а затем зарабатывать на этом деньги, продавая их в Интернете. Ректор согласился, что идея интересная (ее уже не раз высказывали и другие сотрудники СПбГУ), но сырая. Н. М. Кропачев напомнил о проблеме защиты интеллектуального продукта. Если распространение пиратского видео продолжается, меры противодействия контрафактной продукции неэффективны, тогда и наши лучшие лекции тоже может использовать кто угодно, как угодно, и притом совершенно бесплатно. Поэтому самый простой выход — «накрыть» Университет локальной сетью, установить записывающее оборудование во многих аудиториях и открыть доступ универсантам. И тогда лекцию, к примеру, нобелевского лауреата, которая проходит на одном из факультетов, смогут увидеть и услышать все желающие студенты и преподаватели Университета — на своих компьютерах. И яркую речь аспиранта и даже студента тоже услышат многие. Работа в этом направлении в СПбГУ активно ведется.

В-третьих, аспирант напомнил, что на один из предыдущих приемов к ректору приходила студентка Экономического факультета: она планировала отправиться на стажировку в Японию, а ей отказывали, потому что там была опасная радиационная обстановка. Аспирант увидел в этом несправедливость, поскольку к нему в руки попала копия приказа проректора по научной работе Н. Г. Скворцова, где написано, что в командировку в Осаку направляется преподаватель Математико-механического факультета. И аспирант недоумевал: почему преподавателю можно ехать, а студентке нельзя?

Н. М. Кропачев объяснил, что при решении вопросов принимают во внимание разные факторы, в данном случае — степень социальной ответственности заявителя... Вопрос со студенткой, кстати, тоже решен положительно. Ректор, позвонив проректору по учебной работе СПбГУ Е. Г. Бабелюк, уточнил дату: 29 апреля был подписан приказ, и студентка отправилась в Японию. Она направлена в командировку до 31 августа 2011 года — до окончания срока ее обучения по образовательной программе (а не на полгода или год, как она хотела вначале). Направлять в командировку после окончания вуза бывшего студента (то есть выпускника) закон не разрешает. Этому решению предшествовал ряд действий руководства Университета: Е. Г. Бабелюк несколько раз запрашивала сведения об изменении радиационной обстановки на Японских островах и выяснила, что ситуация улучшается. Ректор встречался с консулом Японии в Санкт-Петербурге, и тот обещал принять необходимые меры для обеспечения безопасности студентки. Были и другие встречи, консультации со специалистами, которые позволили принять взвешенное решение.

Решение одного из вопросов

17 мая 2011 года на заседании президиума кабинета министров премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минэкономразвития, Минобрнауки и Минобороны решить вопрос о передаче СПбГУ земельных участков и зданий Военной академии тыла и транспорта имени А. В. Хрулева, принадлежащие сейчас Министерству обороны. 

На приеме граждан ректором присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала «Санкт-Петербургский университет»).

Статистика

6 мая на прием ректора пришли шесть человек: студенты (1), аспиранты (1), профессора и преподаватели (2), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (2). Рассматривались восемь вопросов, в том числе по темам: образование (2), наука (1), студенческая жизнь (учеба (3), досуг (0), другие (0)), хозяйство, быт (1), отношения в коллективе (0), прочие (1).