Материалы приема граждан

№ 31
от 06.03.2012

По традиции, во вторник, 6 марта, ректор СПбГУ Н. М. Кропачев провел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Некоторые из вопросов имеют и общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.

Деньги для молодой мамы: вопрос о не сданном вовремя больничном листе и лишении стипендии

Студентка 3 курса Исторического факультета заболела во время зимней сессии. Как утверждает ее мама, студентка предупредила преподавателя, что пропустит 23 января экзамен по истории нового времени, взяла больничный лист. Экзамен она сдала во время пересдачи на оценку «отлично». Но больничный лист она принесла в деканат слишком поздно — только 13 февраля, хотя болела с 17 по 24 января. За экзамен по истории нового времени во время сессии ей поставили «неуд». И поэтому не назначили стипендию в шестом семестре. Ее мать пришла на прием к ректору с заявлением дочери, где студентка просит разобраться и назначить стипендию или предоставить ей материальную помощь.

Мать студентки рассказала, что ее дочь беременна, поэтому недомогания ее естественны. А в предыдущие сессии, как студентка пишет в заявлении, она «за весь срок обучения ни разу не получала плохих оценок». Н. М. Кропачев объяснил посетительнице, что вопросы в Университете решают в соответствии с правилами, а не на основе прошлых заслуг студента. Раз студентка не пришла на экзамен и не вовремя предоставила документ, ей поставили «неуд» — из-за неявки по неуважительной причине (когда сессию закрывали, ее больничного листа в деканате не было).

В своем заявлении студентка пишет о том, что она теперь живет в другом районе, поэтому меняла поликлинику — из-за этого и произошла задержка с выдачей ей больничного листа. С этим вопросом теперь надо разбираться: когда был выдан и зарегистрирован больничный лист, можно ли было успеть сдать его в деканат раньше, во время сессии. Поэтому сразу ответить на просьбу посетительницы ректор не может.

Мама рассказала, что дочь не хочет идти в академический отпуск, чтобы рожать ребенка. Она хочет досрочно сдать экзамены летней сессии — а уж потом родить. Учится она хорошо и надеется, что умений и сил у нее хватит. Н. М. Кропачев предложил посетительнице, чтобы студентка с заявлением пришла на прием к проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк — та разберется в обстоятельствах и примет решение о назначении стипендии в соответствии с правилами, действующими в Университете.

Но в любом случае, посоветовал Николай Михайлович, студентка может написать также заявление на оказание ей материальной помощи — в Университете есть для этого средства. Даже если решение вопроса о стипендии будет положительным, то деньги для будущей молодой мамы лишними не будут (Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 4, Сделать из хорошего – отличный, ответ 1).

Жить в общем поле культуры: вопрос об открытии межконфессионального теологического факультета

На прием к ректору пришел протоиерей Кирилл Копейкин, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований СПбГУ, член Ученого совета СПбГУ. Он напомнил, что недавно в состав СПбГУ вошел Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии (материалы ректорских совещаний от 14.11.2011, п. 8, от 26.12.2011, п. 10 и от 23.01.2012, п. 3). Отец Кирилл рассказал, что в здании, которое сейчас занимает этот колледж (наб. Обводного канала, д. 7), в прошлом располагалась Санкт-Петербургская православная духовная академия, по-прежнему на него претендующая. Это натолкнуло его на идею, с которой он и пришел к ректору: рассмотреть вопрос о возможности создания в структуре СПбГУ теологического факультета.

Отец Кирилл высказал мнение, что сегодня, в условиях роста религиозности, в мире, который социологи называют пост-секулярным, теологический факультет мог бы быть многоконфессиональным. Тогда, по его мнению, студенты-богословы учились бы вместе, осваивая, преимущественно на первых курсах, комплекс гуманитарных и богословских дисциплин. Потом, на старших курсах они бы могли выстраивать свои собственные образовательные траектории в рамках конфессиональных образовательных богословских программ: православия, католицизма, протестантизма, ислама, иудаизма, буддизма. Достаточно открыть эти образовательные программы и в Университет за знаниями придут представители разных конфессий. Они будут знакомиться здесь с разными точками зрения, как это принято в Университете. И эти студенты, пришли к общему выводу собеседники, с первых дней будут вместе мирно жить и учиться. Такое совместное обучение в Университете может стать прекрасным способом воспитания толерантности, предотвращения и урегулирования в обществе возможных конфликтов на религиозной и национальной почве. Если священослужители и теологи разных конфессий будут вместе обучаться в университетской среде, то они будут формироваться в атмосфере взаимного уважения и терпимости. Совместная, со студенческой скамьи, жизнь в общем поле культуры позволит обрести новое качество взаимодействия в общероссийском контексте служителей традиционных религий.

Отец Кирилл сообщил, что в Духовной академии обучают по образовательным стандартам третьего уровня. Но диплом там выдают свой, а не государственный. И у Духовной академии есть только лицензия на право ведения образовательной деятельности, но пока нет государственной аккредитации.

Церковь с глубоким уважением относится к светскому образованию, объяснил о. Кирилл, она признает ученые степени, полученные в светских вузах. Но система духовного образования претендует не только на обучение, но и на воспитание, на выстраивание своего особого образа жизни будущих священнослужителей. Но студентам теологического факультета Университета никто не мешает жить компактно в каком-то одном общежитии — соблюдая свои правила. И в Университете для таких студентов, преподавателей и сотрудников можно открыть церкви, причем церкви разных конфессий — и будут православный приход, католический, мечеть, синагога и т. д.

Если заглядывать в будущее, предложил о. Кирилл, то на базе такого теологического факультета можно организовать курсы повышения квалификации для духовенства.

Н. М. Кропачев добавил: для священников, кроме специальных дисциплин, нужны также знания из области менеджмента, психологии, экономики, права. И их образование, полученное в Университете, будет гораздо более комплексным, универсальным, современным.

Собеседники вспомнили, что богословские факультеты в университетах — это мировая практика. И то, что после возрождения Университета в 1819 году была создана общефакультетская кафедра богословия, которую возглавил основоположник русской гебраистики, один из переводчиков Библии на русский язык протоиерей Герасим Павский, впоследствии удостоенный звания академика Императорской Академии Наук за фундаментальный труд «Филологические наблюдения над составом русского языка». Эта кафедра существовала в Университете вплоть до революции 1917 года, причем многие профессора кафедры преподавали и в Санкт-Петербургской духовной академии. Собеседники вместе перечислили те ресурсы, которые уже сегодня имеются в Университете (на Философском, Филологическом, Восточном и других факультетах): кафедра философии религии и религиоведения, кафедра библеистики, научно-богословский центр междисциплинарных исследований, кафедра еврейской культуры, кафедра семитологии и гебраистики и др.

Для того чтобы отцу Кириллу и тем, кто разделяет его позицию, было понятно отношение универсантов к этому вопросу, Н. М. Кропачев предложил о. Кириллу организовать научную конференцию «Теологическое образование в классическом университете». (Материалы приема граждан от 03.04.2012, п. 3; Н.Кропачев, СПбГУ: Сокращение федеральных субсидий не помешает развитию университета, ответ 1-6, «Университету кризис не страшен», ответ 2, 4, 5)

Решают профессионалы: вопрос об открытии института или кафедры

Выпускница химфака ЛГУ, почетный член РАЕН, доктор химических наук из Башкирии показала Н. М. Кропачеву некоторые свои монографии, немного рассказала о своей работе в Москве. И предложила открыть в Санкт-Петербургском университете институт или кафедру биоэлементологии. Она считает, что это очень перспективное направление науки. Оно позволяет получать новые лекарства, новые виды удобрений и новые химические препараты на основе биэлементов — то есть химических элементов, играющих определенную биологическую роль в организме. Это направление разрабатывают, например, в Оренбурге, там открыли институт и кафедру, проводят научные конференции. Но она училась здесь и считает, что в ее родном Университете тоже можно развивать эту научную сферу.

Ректор объяснил посетительнице, что в Университете вопросы об открытии институтов, факультетов, кафедр обсуждаются сообществом специалистов. Ученые рассматривают предложение с профессиональной точки зрения. В данном случае, видимо, вопрос должны оценить вначале ученые советы биологов и химиков. А затем они решат, стоит ли выносить вопрос на заседание Ученого совета СПбГУ

Ломиться в открытые двери? Вопрос о восстановлении и том, как попасть на прием к проректору

Бывшая студентка 3 курса Медицинского факультета (она осваивала образовательную программу «Лечебное дело») пришла на прием к ректору вместе со своим дядей и чиновником одного из республиканских представительств в Петербурге. Она рассказала, что в прошлом году во время зимней сессии ее отчислили из-за долгов. Летом она подала документы, чтобы восстановиться для продолжения обучения в Университете на бюджетную основу обучения, но не прошла по баллам. А писать заявление на коммерческую основу обучения было уже поздно. Ей посоветовали подавать заявление зимой, потому что у нее всего два долга.

Этой зимой в деканате, как рассказывает посетительница, сначала ей сказали, что она зачислена. А потом сообщили, что тот зачет, который она сдавала, аннулировали и что теперь ее невозможно восстановить зимой. Девушка спросила, почему аннулировали зачет, — ей ответили, что виноваты сотрудники деканата. И чтобы она приходила летом. А теперь ей не могут ничем помочь...

После этого она хотела попасть на прием к проректору по учебной работе Е. Г. Бабелюк, чтобы выяснить, почему ее не восстанавливают. Но за полтора месяца никак не могла этого сделать. В приемной Е. Г. Бабелюк ей говорят, что проректора нет, или она не принимает, или называют еще какие-то причины... Ректор с удивлением сказал, что проректор Е. Г. Бабелюк принимает каждый день (часы приема выставлены на сайте СПбГУ), и любой легко может попасть к ней. Но после этих слов посетительнице Николай Михайлович перестает ей верить. Такое невозможно в Университете: не попасть на прием к проректору.

А девушка продолжала настаивать на своем: она знает часы приема Е. Г. Бабелюк, но ее, как она говорит, не пускают в кабинет под разными предлогами... Тогда Н. М. Кропачев предложил девушке прямо сейчас идти к Екатерине Геннадьевне и разговаривать с ней. Посетительница ушла.

Пока девушки не было, Н. М. Кропачев рассказал посетителям несколько случаев из своей практики декана, когда взрослые люди искажали факты, рассказывая родственникам о результатах своего обучения на Юридическом факультете... Одного из них (студента вечернего отделения, подполковника милиции) он даже привел, по просьбе его жены, в аудиторию, где профессор В. З. Лукашевич принимал экзамен по уголовному процессу, — тот взял билет и начал готовиться. Декан ушел, но, как выяснилось позже, тот офицер так и не сдал экзамен. А жене объяснил, что профессор прервал экзамен как раз перед ним. Н. М. Кропачев спросил о причинах у профессора — оказалось, этот горе-студент всё время отказывается отвечать. А когда недавно пришел на экзамен, то... сказал, что не готов и ушел. В итоге он так и не окончил Юридический факультет.

Еще один случай — об иностранном студенте-третьекурснике. Его отец специально приехал из другой страны, беспокоясь, что у сына начались какие-то сложности в учебе. А как выяснилось, когда он пришел на прием к декану, этого студента отчислили еще два года назад! Но юноша не сообщал родителям об этом. Ему регулярно присылали деньги, чтобы платить за учебу, он регулярно их тратил, но не учился... И в том, и в другом случае студенты вводили в заблуждение своих родственников, придумывая несуществующие факты и скрывая факты подлинные.

Как потом выяснилось, посетительница пришла в приемную Е. Г. Бабелюк — и ее сразу же пригласили к проректору, хотя приемные часы были утром. Но девушка ойкнула, в кабинет не пошла, а вместо этого стала кому-то звонить — может быть, дяде или другим родственникам... Чуть позже присутствующий на приеме начальник управления-секретариата ректора А. А. Соловьев связался с Е. Г. Бабелюк и выяснил у нее, что на днях она сама приглашала эту девушку на прием, сама с ней общалась и объяснила ей, почему ее не могут сейчас восстановить.

На прием к ректору посетительница так и не вернулась. А ее дядя спросил ректора, как же решить вопрос. Н. М. Кропачев ответил, что девушка, если она хочет, может написать заявление, где подробно изложит все обстоятельства дела. Тогда можно разобраться в ситуации, и понять, что на самом деле происходило. Но самое главное: она должна перестать обманывать родителей и родственников и рассказать им всю правду, даже если она неприятна для нее.

Решение вопроса

В своем ответе бывшей студентке еще от 02.03.2012 (то есть за дня дня до приема) проректор Е. Г. Бабелюк сообщила, что Положением о порядке переводов и восстановлений СПбГУ установлено, что «восстановление в число студентов СПбГУ производится на семестр обучения, соответствующий семестру, с которого он был ранее отчислен». Если бы у нее было не более двух академических задолженностей, то ее могли бы восстановить «на семестр, следующий за семестром отчисления» (с последующей досдачей экзаменов или зачетов).

Поскольку студентка «была отчислена с третьего курса пятого семестра за получение трех неудовлетворительных оценок», она может подавать заявление о восстановлении в СПбГУ только на пятый семестр третьего курса. А на 6 семестр «восстановление не представляется возможным», поэтому решением Центральной комиссии по переводам и восстановлениям от 07.02.2012 ей было отказано в восстановлении на шестой семестр третьего курса. И предложено подавать заявление летом 2012 года.

Этот ответ бывшая студентка получила еще 2 марта. О чем и расписалась при получении, в этот же день. А 5 марта по приглашению проректора Е. Г. Бабелюк она приходила к ней на прием, где ей были подробно объяснены правила восстановления в СПбГУ (Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4-6, 8).

На приеме граждан ректором присутствовал Евгений Голубев (редакция журнала Санкт-Петербургский университет).

Статистика

6 марта на прием пришли семь человек: студенты (1), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (0), сотрудники (1), не работающие в СПбГУ (5). Рассматривались шесть вопросов, в том числе по темам: образование (1), наука (1), студенческая жизнь (учеба (2), досуг (0), поселение (0), другие (0)), жилье, хозяйство, быт (0), трудовые отношения (0), отношения в коллективе (0), Университет и мир (1), прочие (1). Прием начался в 16:37, закончился в 19:09.