Материалы приема граждан

№ 99
от 29.10.2013

По традиции, очередной прием граждан во вторник, 29 октября, прошел в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора во время приема исполнял пресс-секретарь А. А. Заварзин. Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь

Шведский или немецкий? Вопрос о выборе второго иностранного языка

Студентка 2 курса, обучающаяся по программе «Международные отношения», рассказала, что в апреле, когда студенты выбирали элективные дисциплины, она выбрала второй иностранный язык шведский. В июне она решила изучать немецкий язык из-за того, что, как она сообщила, ее родственники в Германии могут обеспечить ей пребывание в стране изучаемого языка и языковую практику летом. Поэтому 30 августа студентка подала заявление о замене дисциплины заместителю начальника учебного управления по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика О. Е. Ремизовой, однако получила отказ.

Посетительница сообщила, что при этом в группах немецкого языка свободные места имелись: там было 12–13 человек, а в соответствии с приказом «Об установлении численности обучающихся в потоках и группах» № 316/1 от 20.11.2012 минимальная численность в группах дисциплин по выбору — 10 человек, а максимальная — 15. Поэтому, как объяснила посетительница, она договорилась с преподавателем шведского языка А. А. Гуляковой и преподавателем немецкого языка Е. Е. Марковой и стала посещать занятия немецким языком с 19 сентября.

Однако 15 октября в учебном отделе ей сообщили, как рассказывает студентка, что она не имеет права заниматься в группе немецкого языка, так как в соответствии с п. 3.6 распоряжения № 01/3–14 от 01.02.2013 проректора по направлениям международные отношения, политология, социология и экономика Е. Г. Черновой переход из одной группы в другую не производится... Но студентка считает, что возвращение в группу шведского языка после месяца изучения немецкого языка нецелесообразно. И просит разрешить ей продолжать изучать немецкий язык.

И. о. ректора А. А. Заварзин объяснил, что решение о переводе студента из одной группы в другую принимает не преподаватель, а сотрудник учебного управления. Период выбора элективных дисциплин второго и последующих годов обучения определен распоряжением № 01/3–14 от 01.02.2013 проректора Е. Г. Черновой: с 10 по 24 апреля. После окончания этого периода изменения в состав сформированных групп не вносятся за исключением случаев, указанных в распоряжении (если занятия по дисциплине не открываются по причине меньшего числа студентов, чем определено Приказом № 316/1 от 20.11.2012, или если студент не мог по уважительной причине подать заявление в установленные сроки). И поэтому обращение студентки 30 августа изначально было неправомочным. Посетительница возразила: этого распоряжения нет на интернет-странице факультета международных отношений сайта СПбГУ, никто из студентов не был ознакомлен с распоряжением и не знал об ограничении сроков перехода. Более того, об этом, очевидно, не знали и преподаватели второго иностранного языка (поэтому ее и перевели). Посетительница считает, что из-за этого ее права были нарушены.

А. А. Заварзин поручил проректору по учебной работе М. Ю. Лавриковой изучить вопрос и представить проект ответа.

Конкуренция: то пусто, то густо. Вопрос о конкурсе на должность преподавателя

Старший преподаватель одной из кафедр иностранных языков сообщила, что она подала документы на конкурс по избранию на должность старшего преподавателя. Кроме нее на эту должность претендует еще один специалист: заведующий кафедрой, по ее словам, нашел на это место «более молодую» сотрудницу. И поскольку, как она объяснила, участь ее была решена, она не пошла на заседание кафедры 15 октября, где рассматривались кандидатуры претендентов. Позже она узнала, что на кафедре не рекомендовали ее к избранию на должность, а рекомендовали другого претендента на должность.

На том же заседании рассматривались и другие кадровые вопросы: по ее словам, на две другие преподавательские ставки избираются две ее коллеги, которые старше ее по возрасту. Посетительница высказала свое удивление, что на те ставки не было альтернативных кандидатур. Она считает такой подход несправедливым и просит разобраться в сложившейся ситуации.

И. о. ректора А. А. Заварзин объяснил посетительнице, что конкурс на должности НПР в Университете является открытым. Любой специалист из СПбГУ или другой организации, чьи данные (образование, ученая степень, ученое звание, стаж работы, наукометрические показатели и т. п.) удовлетворяют объявленным требованиям к претендентам на занимаемую должность, может подавать свои документы на конкурс. Эта возможность реализуется, такие конкурсы проводятся постоянно — по два-три претендента на одну должность. И посетительница, пояснил А. А. Заварзин, тоже могла подавать документы не на одну должность, а на разные. Например, на недавнем заседании Ученого совета 28 октября проводились выборы на должности НПР, и одна из претенденток подавала документы на три конкурса сразу. Университет заинтересован в том, чтобы конкурсы были реальные: они привлекают сильных специалистов (в том числе извне) и стимулируют сотрудников Университета к лучшей работе, обеспечивая здоровую конкурентную среду.

Преподаватель рассказала, что она беседовала на эту тему с проректором по направлениям С. И. Богдановым, и тот, по ее словам, объяснил, что реальные конкурсы на должности НПР должны помочь обновить кадровый состав преподавателей. По ее словам, многие ее коллеги не имеют базового языкового образования. А она — филолог-германист, окончила Университет в 1983 г. по специальности «Преподаватель английского языка», ее преподавательский стаж в вузах 16,5 лет. И она выполнила всю программу по учебной, методической и научной работе, принятую ею на год. Но ее не рекомендовали к избранию на должность... Она просит разобраться, почему конкурс был так организован, что на другие должности конкуренции не было.

В ответ на письменное обращение посетительницы и. о. ректора поручил начальнику управления кадров С. В. Морозовой подготовить проект ответа.

Статистика

29 октября на прием пришли пять человек: студенты (3), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (1), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (1). Рассматривались четыре вопроса, в том числе по темам: образование (организация учебного процесса (1), отчисление (2)), наука (0), общежития (0), работники и коллективы (трудоустройство (1)), социальные вопросы (0), Университет и мир (0), прочие (0). Прием начался в 16:40, закончился в 18:54.