Материалы приема граждан

№ 119
от 08.04.2014

По традиции во вторник, 8 апреля, прошел очередной прием граждан в здании Двенадцати коллегий. Обязанности ректора во время приема исполнял пресс-секретарь СПбГУ А. А. Заварзин. Некоторые из вопросов имеют общественное значение, выходят за рамки личного. О них мы и рассказываем здесь.

Какая чаша перевесит? Вопрос об участии в конкурсе на должность НПР

Старший преподаватель кафедры истории западноевропейского искусства СПбГУ обратилась к ректору с жалобой на то, что ее документы не были приняты на конкурс на замещение должности (0,5 ставки) старшего преподавателя кафедры истории западноевропейского искусства СПбГУ. Посетительница рассказала, что по совместительству она является также методистом первой категории научно-методического отдела Государственного Эрмитажа. А в Университете она с 2003 года — сначала была ассистентом кафедры истории искусства, а затем старшим преподавателем кафедры истории западноевропейского искусства. Дважды переизбиралась на эту должность, срок ее трудового договора истекает 31 августа 2014 года. Сейчас она преподает курс музееведения и несколько искусствоведческих дисциплин, в том числе уникальных, основанных на изучении коллекций зарубежных музеев. В Эрмитаже она работает больше 35 лет — и не только она, но и ее коллеги, учителя и предшественники (она назвала их фамилии) преподавали в Университете. Именно сотрудники Эрмитажа, досконально зная древневосточные коллекции, традиционно читали в СПбГУ курс истории Древнего Востока.

Конкурс на замещение должности (0,5 ставки) старшего преподавателя кафедры истории западноевропейского искусства СПбГУ был объявлен 8 февраля, а 7 марта ее вызвали в отдел кадров и, по ее словам, сообщили, что ее кандидатура не допущена к участию в конкурсе на должности НПР из-за несоответствия требованиям к ее квалификации, установленным по замещаемой должности (из-за отсутствия необходимого опыта научной работы по специальности, подтвержденного требуемым количеством научных публикаций). Посетительница пояснила: по условиям конкурса претендент должен представить три публикации в научных журналах из списка ВАК или в журналах, индексируемых РИНЦ, WoS или Scopus, а она представила только две. По ее словам, на одной чаше весов — одна недостающая публикация, а на другой — более чем десятилетний опыт преподавания без малейших нареканий, опыт разработки новых учебных программ, новых методов преподавания, новых спецкурсов по искусству стран Востока.

И. о. ректора А. А. Заварзин объяснил посетительнице, что правила, установленные в Университете, четко описывают процедуру избрания по конкурсу на должности НПР. Требования к квалификации преподавателя, указанные в объявлении о вакансиях, определяются по представлению проректора, который делает это на основании представления декана, лидера соответствующего профессионального сообщества. Декан факультета или директор института знает, сотрудники какой квалификации необходимы, чтобы коллектив мог на данном этапе успешно решать задачи Программы развития СПбГУ.

Преподаватель сообщила, что в ее дополнительном соглашении к трудовому договору, который был заключен недавно, указано требование о публикации всего одной статьи, а в квалификационном требовании на должность старшего преподавателя — требование о наличии у претендента трех статей. Квалификационные требования на эту должность, по ее мнению, формировались лично заведующей кафедрой истории западноевропейского искусства А. А. Дмитриевой. И в этих требованиях не указана узкая специализация «История искусства Древнего Востока» и они не соответствуют реализации учебного плана: в них не упоминается о том, что участник конкурса должен иметь программу и курс лекций по истории искусства Древнего Востока. Заведующая кафедрой специально ужесточила эти требования, считает посетительница, чтобы она не могла участвовать в конкурсе. Этот конфликт, убеждена преподаватель, произошел из-за того, что она голосовала против при выборах А. А. Дмитриевой на должность заведующей кафедрой.

А. А. Заварзин ответил, что зачастую сотрудник рассматривает ту должность, которую он занимает в настоящий момент, и конкурс, который объявляется на подобную должность перед истечением срока избрания, как то, что предназначено именно для него (такая ситуация исторически сложилась...). На самом деле это не так: коллеги ошибаются, считая, что конкурс объявляется на «их» ставку или на «их» должность. Конкурс на должности НПР объявляется в соответствии с требованиями законодательства именно как конкурс, и участвовать в нем может любой желающий предложить свои услуги Университету. Конкурсная ситуация дает возможности для развития конкуренции и карьерного роста. И посетительница, как и любой другой научно-педагогический работник, имеет полное право участвовать в любом конкурсе, объявленном в СПбГУ, и претендовать не только на эту ставку, но и на любые другие — при условии, что ее квалификация соответствует условиям того или иного конкурса.

Условия же дополнительного соглашения к трудовому договору, о которых говорит посетительница, касаются текущего периода, текущих требований к сотруднику, невыполнение которых должно рассматриваться как нарушение работником его трудовых обязанностей. А квалификационные требования к претендентам на должность касаются следующего периода, и они, безусловно, могут и не совпадать с текущими требованиями и могут быть выше текущих требований. А. А. Заварзин еще раз отметил, что квалификационные требования в конкурсах на должности научно-педагогических работников ориентированы вовсе не на конкретных возможных претендентов, а на те задачи, которые ставятся перед коллективом Университета... По поводу претензий посетительницы к действиям заведующей кафедрой и. о. ректора объяснил, что для решения подобных вопросов в Университете создана Комиссия по этике Ученого совета СПбГУ, куда посетительница может обратиться. Административно такие вопросы не могут решаться.

По оценке и. о. ректора, из того, что сообщила посетительница, в ситуации не видно явных нарушений процедуры. Но ее заявление, безусловно, будет рассмотрено, чтобы проверить, насколько организация этого конкурса соответствует тем нормам и правилам, которые регламентированы локальными нормативными актами СПбГУ. И. о. ректора дал поручение начальнику главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремееву организовать проверку соблюдения правил организации конкурса и до 22 апреля 2014 года подготовить ответ заявителю.

Дизайн для международников: вопрос об организации выставки

Студентка 4 курса, обучающаяся по образовательной программе «Европейские исследования» по направлению «Международные отношения», обратилась с просьбой разрешить провести выставку современного европейского дизайна арт-объектов, принадлежащих одной из петербургских частных галерей, приуроченную к 20-летию Факультета международных отношений, в кампусе СПбГУ. По словам посетительницы, владелец одной из частных галерей готов предоставить арт-объекты для обустройства такой выставки в помещениях здания кампуса СПбГУ в Смольном.

И. о. ректора А. А. Заварзин, выяснив, что владельцем / управляющим галереи является не сидящая напротив него студентка, пояснил, что прежде всего необходимо, чтобы сам владелец предлагаемых к выставлению в Университете арт-объектов направил на имя ректора предложение, в котором были бы указаны все условия организации и проведения на территории СПбГУ такой выставки.

Оценить каждый лист... Вопрос об оценке музейных коллекций СПбГУ

Доцент кафедры ботаники, куратор гербария СПбГУ В. А. Бубырева обратилась к ректору с просьбой. В связи с обращениями сотрудников в Университете работает инвентаризационная комиссия, которая составляет опись имущества СПбГУ, в том числе находящегося в составе различных коллекций. Посетительница уточнила, что она понимает важность работы в инвентаризационной комиссии. Она вместе с другими коллегами провела инвентаризацию и подписала инвентаризационную опись. Однако недавно ей, как члену инвентаризационной комиссии СПбГУ, вменили в обязанность подписать документ о финансовой оценке гербарной коллекции, находящейся в помещении гербария СПбГУ.

Посетительница, как она утверждает, занимает должность куратора гербария, и, по ее мнению, она, как куратор гербария, не может производить его финансовую оценку. Ни один гербарий в мире, как она считает, не может быть оценен в денежном выражении. Гербарий имеет огромную научную и музейную ценность, но оценивать эту коллекцию по описи, назначив столько-то рублей (причем одинаковую сумму) за каждый гербарный лист, с ее точки зрения, неправильно. Невозможно, как она считает, ставить одинаковую стоимость для гербарного листа с типовым материалом (т. е. растением, по которому описан новый таксон) и листу со студенческим сбором.

И. о. ректора А. А. Заварзин обратил внимание посетительницы на то, что данный гербарий, равно как и любая иная коллекция, собранная работниками и студентами СПбГУ в ходе научно-исследовательской или учебной работы, принадлежит Университету. В этой связи, в соответствии с требованиями действующего законодательства, мы обязаны учитывать это имущество. Без участия заявительницы (в ситуации с иными коллекциями — иных профессионалов) невозможно совершить важную работу — выделить из коллекции ту ее часть, которая в силу своей уникальности может стать частью музейного фонда Российской Федерации. Этот шаг позволит снять остроту вопроса о денежной оценке наиболее ценных объектов — ибо музейные экспонаты подлежат лишь количественному, но не бухгалтерскому учету.

В. А. Бубыревой, как члену инвентаризационной комиссии, необходимо направить на имя проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева служебную записку, в которой она должна проинформировать о выполнении своих обязанностей члена инвентаризационной комиссии и представить соответствующую опись имущества. И. о. ректора дал поручение проректору Г. С. Васильеву в срок до 22 апреля 2014 года организовать процедуру постановки на бухгалтерский учет гербарной коллекции силами специалистов, которые компетентны в бухгалтерских вопросах и вопросах материального учета.

На приеме граждан присутствовали Евгений Голубев, редакция журнала «Санкт-Петербургский университет» (с 16:30 до 17:00), и Анна Богданова, управление по связям с общественностью (с 17:00 до 18:10).

Статистика

8 апреля на прием пришли четыре человека: студенты (1), аспиранты и соискатели (0), профессора и преподаватели (3), сотрудники (0), не работающие в СПбГУ (0). Рассматривались три вопроса, в том числе по темам: образование (0), наука (экспертиза (1)), общежития (0), работники и коллективы (трудоустройство (1)), социальные вопросы (0), Университет и мир (1), прочие (0). Прием начался в 16:35, закончился в 18:04.