Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ прошло награждение работников государственными и ведомственными наградами; прошли выборы новых членов Ученого совета университета, а также конкурсный отбор на должности научно-педагогических работников; первый проректор СПбГУ по учебной и научной работе И. А. Горлинский и проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк представили доклад об учебной деятельности СПбГУ за прошедший учебный год.
В начале заседания члены Ученого совета СПбГУ почтили минутой молчания память Почетного профессора СПбГУ, заслуженного деятеля науки РФ Юрия Викторовича Новожилова. Основатель кафедры квантовой теории поля и элементарных частиц, впоследствии переименованной в кафедру физики высоких энергий и элементарных частиц, бессменным руководителем которой он был в течение 30 лет, автор 160 научных работ, учитель многих выдающихся современных ученых, Юрий Викторович Новожилов ушел из жизни 23 мая 2011 года.
Затем последовало награждение ученых СПбГУ, удостоенных государственных и ведомственных наград: Почетные знаки и Почетные грамоты Президента России получили Лариса Головей, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, почетный профессор Университета, профессор кафедры социальной философии и философии истории Владимир Марахов, Юрий Федотов, заведующий кафедрой операционного менеджмента, Людмила Слепых, доцент кафедры факультетской терапии. Почетной грамотой Администрации Президента России награждена Надежда Бокач, доцент кафедры физической органической химии. Медаль «Санкт-Петербургский государственный университет» была вручена заслуженному работнику высшей школы РФ, почетному профессору Университета, заведующему кафедрой американских исследований СПбГУ Борису Ширяеву. Указом Президента РФ от 29 апреля 2011 года проректор Илья Дементьев награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Также ректор СПбГУ сообщил, что из 12 премий Правительства Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники в 2011 году, которые были вручены 26 мая, пять получили ученые СПбГУ: д. ф-м. н., Почетный профессор СПбГУ Виктор Хавин, член-корреспондент РАН, д. х. н. Вадим Кукушкин, д. г-м. н. Анатолий Зайцев, д. г. н. Валерий Вуглинский, к. х. н Надежда Бокач. Профессор кафедры цитологии и гистологии Елена Гагинская получила премию Правительства Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования. Поздравляем!
Выборы
Новыми членами Ученого совета стали декан Факультета психологии Алла Вадимовна Шаболтас и декан Химического факультета Ирина Анатольевна Балова. Прошли выборы на должности научно-педагогических работников (252 позиции) и на должности заведующих 20 кафедрами СПбГУ. Не состоялись выборы заведующего кафедрой математической лингвистики, так как кандидаты, Ирина Азарова и Олег Гринбаум, набрали менее 50 % голосов.
Об учебной деятельности в СПбГУ
С докладом о реализации учебной деятельности в СПбГУ в 2010/2011 учебном году выступили первый проректор СПбГУ по учебной и научной работе И. А. Горлинский и проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк. На данный момент в Университете реализуется 98 программ подготовки бакалавров, 83 программы подготовки специалистов, 157 программ подготовки магистров, 216 программ послевузовского образования и 477 программ дополнительного образования. «Недавно Ученый совет утвердил образовательные стандарты высшего профессионального образования по уровням образования, — отметил И. А. Горлинский. — СПбГУ первым из университетов страны сформулировал свою политику в части формирования стандартов, работа над ними велась в Университете в течение двух с половиной лет». Ключевой назвал И. А. Горлинский задачу завершения работы над компетентностно-ориентированными учебными планами: «Принципиальный плюс подхода — во главу угла ставится понятный и четко сформулированный набор компетенций. Мы учимся сами формулировать цели, задачи и способы достижения этих целей в нашей образовательной деятельности».
По словам первого проректора по учебной и научной работе, до сих пор не сформирована единая полноценная база программ всех учебных дисциплин. Сейчас разрабатывается специальное программное обеспечение для ее создания.
Важный вопрос — участие студентов в оценке качества работы преподавателей. «Правы те коллеги, которые говорят о том, что нам необходимо аккуратно и деликатно использовать систему опросов обучающихся в связи с оценкой качества преподавания, — считает И. А. Горлинский. — Естественно, эти опросы не должны решать напрямую судьбу преподавателя. Но без них система обратной связи обеднена. Нужно учитывать интересы студенчества: я свято убежден, что студенты выступают в учебном процессе как наши партнеры». Как должностные лица университета реагируют на обращения студентов, показала наглядно проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк. Согласно ее докладу, 27 % процентов жалоб, поступивших от студентов ректору СПбГУ с 1 сентября 2010 года по 13 мая 2011 года, удовлетворены, поскольку оказалось, что права студента были нарушены. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с проведением различных форм аттестации (например, когда при пересдаче экзамена или зачета на заседании комиссии присутствуют не все члены комиссии), с учебно-методической работой преподавателей (например, несоответствие экзамена методике его проведения).
Проблему прокомментировал и ректор университета Н. М. Кропачев: «В 27 % случаев Университет оказался не прав, но, я подчеркиваю, мы с готовностью восстанавливаем справедливость. Надо создать атмосферу, когда студенты не будут бояться обращаться за защитой собственных прав. Нам нужно научиться соблюдать права друг друга. Эта информация будет и дальше открываться и распространяться нами открыто. Нам важно понимать, в чем мы были не правы, как нам сделать так, чтобы быть справедливыми по отношению ко всем участникам образовательного процесса — обучающимся и преподавателям».
Е. Г. Бабелюк сообщила об изменениях этого года, касающихся итоговой аттестации студентов. В случае если по уважительной причине студент не смог пройти итоговую аттестацию вовремя, он имеет право сделать это в течение четырех месяцев. Если же получил неудовлетворительную оценку, то может быть допущен не ранее, чем через год. В целом, по мнению Е. Г. Бабелюк, нужно совершенствовать систему сопровождения учебного процесса таким образом, чтобы студенты ощущали себя обучающимися в едином Университете. Для этого на основании анализа весьма разнородных правил обучения по отдельным образовательным программам (иногда эти правила просто противоречат друг другу и не дают студенту возможности оценить, правильно ли ведется работа, не нарушаются ли его права и не ограничиваются ли его возможности) проводится работа по формированию единых правил обучения студентов СПбГУ.