Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 28 ноября состоялись выборы декана факультета иностранных языков, выборы заведующих кафедрами, рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. С научным докладом «Трансформация образования в контексте вызовов цифровизации: тенденции и проблемы» выступила директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Е. И. Казакова.
Заседание проводилось в дистанционном режиме с использованием электронных систем коммуникации. При проведении голосования использовалась программа «Криптовече» — система электронного голосования, разработанная в СПбГУ.
Выборы
На заседании Ученого совета СПбГУ 28 ноября состоялись выборы декана факультета иностранных языков (претендент — Светлана Юрьевна Рубцова, голосовали «за» — 110, «против» — 4, недействительных бюллетеней нет), выборы заведующих кафедрами (12), рассмотрен вопрос о присвоении ученого звания доцента (3). Также прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего должностей 5, из них на должность профессора — 2, старшего преподавателя — 3), в том числе одна должность — на альтернативной основе (Протокол).
Электронное тайное голосование на заседании Ученого совета СПбГУ при проведении выборов на должности научно-педагогических работников было организовано
Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета, основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus (Выборы).
Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.
Научный доклад
Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Е. И. Казакова выступила с научным докладом «Трансформация образования в контексте вызовов цифровизации: тенденции и проблемы». Она назвала пять аспектов цифровизации, которые касаются трансформации образования сегодня.
- Цифровая трансформация как цель, условие, ресурс, сфера риска.
- Цифровизация как инструмент управления.
- Цифровое образование как бизнес-пространство.
- Как реагировать на нарастающий темп и неопределенность?
- Какой должна быть система образования в длительной перспективе в этих условиях?
Рассмотрев примеры, иллюстрирующие эти аспекты, докладчик напомнила, что весной 2020 года для 90 процентов школьников и студентов на планете мир образования сузился до размеров экрана ноутбука, планшета, телефона. Для того чтобы учиться, всем участникам образования прошлось осваивать азы «цифровой педагогики». В новых условиях раздвоенной реальности любое событие может происходить в двух пространствах — реальном и виртуальном. И при этом виртуальное событие иногда оказывается удачнее (результативнее) реального.
Профессор Е. И. Казакова привела классификацию общественных заблуждений, мифов и ошибок, касающихся цифровизации. На основе исследований она опровергла миф о том, что цифровизация губит интеллект, разучит детей читать, писать, считать; сформулировала пока не решенные проблемы и сделала первые выводы о важных сторонах трансформации образования в контексте вызовов цифровизации, которые следует изучать и учитывать.
- Качество мотивации. В условиях дистанционной организации обучения забота о мотивированности ученика становится ключевым фактором успешности.
- Качество задачи. Когда ученик получает задание учителя, он точно должен понимать, что нужно сделать (используемые ресурсы, форма представления полученного результата, оценка правильности выполнения задания и оценка себя).
- Качество обратной связи. Обратная связь — это не пометка «см», а объяснение. Что получилось? Что не получилось? Что полезно изменить? Как это сделать?
- Качество совместности. Любая школьная среда, включая виртуальную, строится усилиями многих и многих людей. Учебный климат в классе и школе оказался более значимым при оценке качества образовательных результатов, чем многие другие показатели.
- Фактор субъектности, переход от индивидуализации к персонализации. Субъектная позиция всех участников процесса (не только учителей, но и учеников) (Презентация).
Члены Ученого совета с интересом выслушали доклад профессора Е. И. Казаковой. Докладчик подробно ответила на их многочисленные вопросы.
Разное
Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам Ученого совета. Эти вопросы не вызвали дискуссии и были решены единогласно путем открытого голосования.