Итоги заседания Ученого совета СПбГУ
На заседании Ученого совета СПбГУ 31 октября состоялись выборы заведующих кафедрами, рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. Присуждены премии «За научные труды», «За педагогическое мастерство», «За учебно-методическую работу». С научным докладом «STS — идеология научного прогресса» выступил доктор философских наук, член-корреспондент РАН, руководитель сектора социальной эпистемологии Института философии РАН, заведующий кафедрой философии Нижегородского государственного исследовательского университета, президент Русского общества истории и философии науки, профессор И. Т. Касавин.
Заседание проводилось в дистанционном режиме с использованием электронных систем коммуникации. При проведении голосования использовалась программа «Криптовече» — система электронного голосования, разработанная в СПбГУ (В СПбГУ разработали блокчейн-систему для удаленного корпоративного голосования).
Члены Ученого совета почтили минутой молчания память почетного профессора СПбГУ, заведующего кафедрой геоморфологии СПбГУ Александра Николаевича Ласточкина.
Также члены Ученого совета почтили минутой молчания память студентки СПбГУ Дарьи Твердохлеб, погибшей 29 октября в Сеуле во время чрезвычайного происшествия. В Республике Корея она проходила включенное обучение в Университете Сонгюнгван.
Поздравления
Члены Ученого совета поздравили юбиляра — члена Ученого совета СПбГУ. 21 октября исполнилось 70 лет заведующему кафедрой математического моделирования энергетических систем, профессору Виктору Васильевичу Захарову.
Премии «За научные труды»
На соискание премий «За научные труды» за 2022 год было выдвинуто три работы в категории «За фундаментальные достижения в науке» и пять работ в категории «За вклад в науку молодых исследователей». Председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе профессор Н. Г. Скворцов сообщил, что в соответствии с Положением о премиях, присуждаемых СПбГУ за научные труды, выдвинутые на конкурс работы и сопутствующие документы были размещены на сайте СПбГУ.
Авторы представленных на конкурс работ выступили c презентациями перед членами постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе. Постоянная комиссия Ученого совета по научной работе на заседании 17 октября в соответствии с выстроенным ею рейтингом рекомендовала три кандидатуры работников и авторских коллективов в категории «За фундаментальные достижения в науке» и четыре кандидатуры в категории «За вклад в науку молодых исследователей» (Выписка из протокола).
В результате тайного голосования на заседании Ученого совета 31 октября премии «За научные труды» были присуждены:
- в категории «За фундаментальные достижения в науке»
- Николаю Петровичу Алексееву — за монографию «Физиология лактации женщины», 2019
- Анатолию Николаевичу Зайцеву — за цикл работ «Карбонатитовый и щелочной магматизм»
- Максиму Михайловичу Холоду — за цикл работ по истории империи Александра Великого
- в категории «За вклад в науку молодых исследователей»:
- Олегу Сергеевичу Верещагину — за цикл работ «Кристаллохимия ряда минералов переходных металлов, как основа для геологических реконструкций и создания новых материалов»
- Александре Дмитриевне Голиковой, Артемию Андреевичу Самарову, Марии Александровне Тойкка, Майе Александровне Трофимовой — за цикл работ «Реакционно-массообменные процессы в системах, образованных компонентами биотоплива: термодинамическое исследование и топология фазовых диаграмм»
- Андрею Сергеевичу Мерещенко, Илье Игоревичу Тумкину — за цикл работ «Синтез, строение и сенсорные свойства функциональных материалов на основе соединений dи f-элементов»
- Анне Алексеевне Рыбкиной — за цикл работ «Синтез и исследование перспективных систем на основе графена и полупроводников BiTeI для применения в спинтронике и наноэлектронике»
- Антону Александровичу Чемакину — за цикл работ «Политические аспекты Гражданской войны на Юге России (1918–1920): монархическое движение, электоральные процессы, украинский вопрос»
Премии «За педагогическое мастерство»
На соискание премий «За педагогическое мастерство» за 2022 год было выдвинуто три научно-педагогических работника СПбГУ. Заместитель председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе доцент Л. Х. Джемлиханова сообщила, что в соответствии с Положением о премии СПбГУ «За педагогическое мастерство» соискатели представили видеозаписи своих лекций для размещения на сайте СПбГУ (Материалы премий). Постоянная комиссия Ученого совета по учебно-методической работе на заседании 10 октября рекомендовала три кандидатуры в соответствии с выстроенным ею рейтингом (Выписка из протокола).
В результате тайного голосования на заседании Ученого совета 31 октября премии «За педагогическое мастерство» были присуждены:
- доценту кафедры философской антропологии СПбГУ, кандидату философских наук Александру Александровичу Львову
- доценту кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ, кандидату филологических наук Нине Феликсовне Щербак
- доценту кафедры теории систем управления электрофизической аппаратурой СПбГУ, кандидату физико-математических наук Анастасии Борисовне Гончаровой
Премии «За учебно-методическую работу»
На соискание премий «За учебно-методическую работу» за 2022 год было выдвинуто три научно-педагогических работника СПбГУ. Заместитель председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе доцент Л. Х. Джемлиханова сообщила, что в соответствии с Положением о премии СПбГУ «За учебно-методическую работу» соискатели представили материалы для размещения на сайте СПбГУ (Материалы премий). Постоянная комиссия Ученого совета по учебно-методической работе на заседании 10 октября рекомендовала три кандидатуры работников в соответствии с выстроенным ею рейтингом (Выписка из протокола).
В результате тайного голосования на заседании Ученого совета 31 октября премии «За учебно-методическую работу» были присуждены:
- авторскому коллективу (руководитель — доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, доктор психологических наук Роман Викторович Демьянчук, члены коллектива: доцент Виктория Евгеньевна Василенко, профессор Светлана Дзахотовна Гуриева, профессор Светлана Николаевна Костромина, доцент Марина Дмитриевна Петраш, профессор Светлана Тимофеевна Посохова, доцент Светлана Станиславовна Савенышева, профессор Ольга Юрьевна Стрижицкая, профессор Алла Вадимовна Шаболтас, доцент Ольга Владимировна Щербакова) — за онлайн-курс «Психология» (Материалы соискателя премии «За учебно-методическую работу» Романа Викторовича Демьянчука)
- доценту кафедры арабской филологии СПбГУ, кандидату филологических наук Хане Яфиа Юсиф Джамиль, доценту кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки СПбГУ, кандидату филологических наук Амалии Анатольевне Мокрушиной — за учебное пособие «Описание арабских рукописей» (СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019) (Материалы соискателя премии «За учебно-методическую работу» Хана Яфиа Юсиф Джамиль)
- доценту кафедры мировой политики СПбГУ, кандидату юридических наук Марине Анатольевне Ермолиной — за учебно-методическое пособие «Международно-правовая охрана окружающей среды» (СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017) (Материалы соискателя премии «За учебно-методическую работу» Марины Анатольевны Ермолиной)
Обсуждение конкурсов
Почетный профессор СПбГУ, заведующая кафедрой истории журналистики Л. П. Громова задала вопрос: можно ли считать конкурсы состоявшимися, если конкурсов как таковых не было (число претендентов было не больше, чем число премий). Председатель постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе профессор Н. Г. Скворцов и заместитель председателя постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по учебно-методической работе доцент Л. Х. Джемлиханова в своих выступлениях отметили, что этот вопрос обсуждался на заседаниях комиссий. Члены комиссий высказывали мнение, что работы, выдвинутые на конкурс, соответствуют требованиям Университета, прошли внешнее рецензирование, оценен вклад каждого в представленную работу.
Первый проректор Е. Г. Чернова, ведущая заседание Ученого совета, сделала вывод о том, что, возможно, следует изменить положения о конкурсах, чтобы учесть такую ситуацию. Она поручила директорам и деканам представить ректору и председателям постоянных комиссий предложения по содержанию критериев и отбору работ на конкурсы Университета, а также по условиям проведения этих конкурсов.
Выборы
На заседании Ученого совета СПбГУ 31 октября состоялись выборы заведующих кафедрами (7), рассмотрен вопрос о присвоении ученого звания профессора (1) и доцента (3). Также прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего должностей 9, из них на должность профессора — 3, старшего преподавателя — 5, ассистента — 1), в том числе три должности — на альтернативной основе (Протокол).
Электронное тайное голосование на заседании Ученого совета СПбГУ при проведении выборов на должности научно-педагогических работников было организовано 31 октября — 1 ноября с помощью информационной системы «Криптовече», разработанной в Центре технологий распределенных реестров СПбГУ.
Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета, основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus (Выборы).
Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.
Научный доклад
Доктор философских наук, член-корреспондент РАН, руководитель сектора социальной эпистемологии Института философии РАН, заведующий кафедрой философии Нижегородского государственного исследовательского университета, президент Русского общества истории и философии науки, профессор Илья Теодорович Касавин выступил с научным докладом «STS — идеология научного прогресса». Он рассказал, что под аббревиатурой STS (Science and Technology Studies или Science, Technology and Society) скрывается самоназвание научного направления, которое по-русски означает: «исследования науки и техники» или «наука, техника и общество». Многие исследователи в силу стилистических трудностей перевода предпочитают придерживаться английского сокращения. STS является одним из ведущих мировых трендов в философско-междисциплинарных исследованиях, который обнаруживает явные параллели с российской традицией философии науки и науковедения.
Профессор И. Т. Касавин отметил, что уже в довоенной России в полной мере осознавалась необходимость анализа науки как социально-культурного феномена, и некоторые программы отечественного науковедения на десятилетия опережали соответствующие западные исследования (польский историк науки Людвиг Флек также в 30-е годы закладывал основу данного направления). Только спустя десятилетия за рубежом начинается движение в сторону того, что сегодня называется STS. Восполняя многолетний разрыв, современный вариант науковедения возвращается в Россию на манер дежавю, в образе англо-американских STS, не слишком озабоченных собственной историей. И сегодня перед российским вариантом STS стоит задача внести практический вклад во взаимоотношения науки и общества сообразно российским условиям и потребностям.
Докладчик рассмотрел STS как образовательную и исследовательскую программу. Анализ уроков развития этой предметной области за полвека позволяет понять, что наука и технологии — это особые социально-культурные объекты исследования, а кроме того, это активные субъекты, конструирующие реальность: новое знание и инновации во всех областях жизни — это продукты науки и технологий, прогресс общества определяется уровнем их развития. Примечательна междисциплинарность STS, включающая философию, социологию, историю науки и техники, психологию и даже лингвистику науки (Презентация).
Члены Ученого совета с интересом выслушали доклад профессора И. Т. Касавина. Докладчик ответил на их вопросы.
Разное
Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам Ученого совета. Эти вопросы не вызвали дискуссии и были решены единогласно путем открытого голосования.