Итоги заседания Ученого совета СПбГУ

от 25.04.2022

На заседании Ученого совета СПбГУ 25 апреля состоялись выборы декана филологического факультета, выборы заведующих кафедрами, рассмотрен вопрос о присвоении ученых званий, прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников. С научным докладом «Агглютинативный язык и картина мира» выступила победитель конкурса премий СПбГУ «За учебно-методическую работу» 2021 года, профессор кафедры теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки Аполлинария Сергеевна Аврутина, директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ.

Заседание проводилось в дистанционном режиме с использованием электронных систем коммуникации. При проведении голосования использовалась программа «Криптовече» — система электронного голосования, разработанная в СПбГУ.

Поздравления

Первый проректор СПбГУ Елена Григорьевна Чернова, ведущая заседание, вручила свидетельства ученым СПбГУ — победителям конкурса 2022 года на право получения грантов президента Российской Федерации. Общая сумма грантов на 2022–2023 годы составила 28 миллионов рублей (Ученым СПбГУ вручили гранты президента России на общую сумму 28 миллионов рублей).

Победителями конкурса 2022 года на право получения грантов президента Российской Федерации стали:

  • руководители ведущих научных школ — по направлениям:
    • «Науки о Земле и окружающей среде» (заведующий кафедрой кристаллографии Сергей Владимирович Кривовичев)
    • «Математика и механика» (заведующий кафедрой прикладной кибернетики Николай Владимирович Кузнецов)
  • молодые ученые — по направлениям:
    • «Социальные и гуманитарные науки» (старший преподаватель кафедры истории славянских и балканских стран Дина Дмитриевна Копанева; старший преподаватель кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций Александр Николаевич Марченко; лаборант-исследователь Института истории Иван Анатольевич Поляков; старший преподаватель кафедры истории России с древнейших времен до XX века Дмитрий Александрович Сосницкий; старший преподаватель кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах Антон Александрович Чемакин)
    • «Химические науки» (старший преподаватель кафедры химической термодинамики и кинетики Александра Дмитриевна Голикова; доцент кафедры лазерной химии и лазерного материаловедения Андрей Сергеевич Мерещенко; доцент кафедры аналитической химии Андрей Юрьевич Шишов)
    • «Биологические науки» (младший научный сотрудник кафедры цитологии и гистологии Дмитрий Викторович Дедух; младший научный сотрудник кафедры прикладной экологии Екатерина Юрьевна Чебыкина)
    • «Физические науки» (ассистент кафедры квантовой механики Тимур Амирович Залялютдинов; старший преподаватель кафедры электроники твердого тела Алексей Сергеевич Конашук)
    • «Математика и механика» (доцент кафедры управления Ирина Васильевна Александрова)

Е. Г. Чернова отметила: «Своим результатом вы поддерживаете высокую научную и научно-педагогическую репутацию Университета, подтверждаете актуальность тематики наших исследований, уровень их материально-технической обеспеченности, кадровый потенциал». Е. Г. Чернова поблагодарила не только победителей, но и всех участников конкурсов, даже не ставших победителями, ведь конкуренция в этих конкурсах очень велика.

От СПбГУ на этот конкурс было подано 30 заявок от молодых ученых — кандидатов наук, одна заявка от доктора наук и две заявки на получение проектов ведущих научных школ. СПбГУ занял второе место среди всех научных организаций по количеству поддержанных президентских грантов для кандидатов наук (12 грантов), пропустив вперед лишь МГУ (Материалы ректорского совещания от 10.01.2022).

Президентские гранты являются мерой поддержки молодых ученых со стороны государства: предоставляемое в рамках субсидии финансирование позволяет покрывать расходы на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение конкретных задач в рамках направлений, определенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Традиционно гранты присуждаются наиболее талантливым и перспективным исследователям, которые ведут работу, имеющую как теоретическое, так и прикладное значение.

Поздравив победителей конкурса, Е. Г. Чернова заметила: «Радуясь за наши достижения, хочу обратить ваше внимание на пассивность, о которой не раз говорил ректор Н. М. Кропачев и которую мы из года в год видим в нашем большом коллективе. Как отмечал на ректорском совещании проректор по научной работе С. В. Микушев, у нас на 3165 аспирантов и молодых ученых было подано 32 заявки, то есть всего один процент молодых исследователей! Почему это происходит? Ведь именно молодежь, которая полна свежих сил и научного энтузиазма, должна бороться за завоевание достойных позиций в научном сообществе и в том числе в кадровой системе Университета!

Такая пассивность порождает целый ряд вопросов. Если это сомнение в актуальности, а значит в конкурентоспособности научной тематики, возникает вопрос: все ли у нас в порядке с направлениями и областями наших исследований? Если это нехватка времени на науку из-за житейских проблем, вопрос в том, что еще Университет может сделать для более глубокого погружения молодых ученых в научную работу, в том числе в социальных аспектах.

Хотя не могу не напомнить, что в СПбГУ и так немало делается в области поддержки молодых ученых. Это, в частности, открытые конкурсы по отбору заявок на создание научно-исследовательских лабораторий под руководством молодых ученых за счет средств СПбГУ, на получение специальной ректорской стипендии для обучающихся в аспирантуре СПбГУ, конкурс премий СПбГУ за научные труды в номинации «За вклад в науку молодых исследователей», конкурсы на предоставление служебных квартир для временного проживания аспирантов и на предоставление жилого помещения в специальном жилом фонде научно-педагогическим работникам до 40 лет, конкурсы на предоставление научных тревел-грантов и другие.

А если причина пассивности — банальная лень, вопрос: тех ли выпускников мы набираем в наши аспирантуры, принимаем на службу в наши научные коллективы.

Каждый из этих вопросов требует, подчеркну — давно уже требует ответов. Найти их должны прежде всего научно-образовательные коллективы во главе с членами Ученого совета, поскольку в разных коллективах они могут оказаться различными. Общеуниверситетские вопросы мы должны решать вместе. И вы знаете, что руководство Университета и в первую очередь ректор открыт для обсуждения и принятия перспективных решений — требуются внятные и перспективные предложения«.

Несмотря на огорчительные слова, Е. Г. Чернова еще раз поздравила тех, к кому они не относятся, — победителей конкурсов на получение грантов президента: «Вы молодцы! Вы — надежда и будущее Университета!»

Члены Ученого совета поздравили доцента Викторию Ивановну Дудину, доктора социологических наук, заведующую кафедрой прикладной и отраслевой социологии СПбГУ: ей был присужден диплом журнала РАН «Социологические исследования» за статью «"Пересборка социологии": цифровой поворот и поиски новой теоретической оптики» в номинации «Новые подходы в социологических исследованиях».

Выборы

На заседании Ученого совета СПбГУ 25 апреля состоялись выборы декана филологического факультета (претендент — Михаил Витальевич Корышев, голосовали: 105 за, девять против, недействительных бюллетеней нет), выборы заведующих кафедрами (3), рассмотрен вопрос о присвоении ученого звания доцента (3). Также прошел конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников (всего должностей 172, из них на должность профессора — 130, доцента — 11, старшего преподавателя — 51, ассистента — 7), в том числе состоялись 14 конкурсов на альтернативной основе (Протокол).

Электронное тайное голосование на заседании Ученого совета СПбГУ при проведении выборов на должности научно-педагогических работников было организовано 25–26 апреля с помощью информационной системы «Криптовече», разработанной в Центре технологий распределенных реестров СПбГУ.

Как и на предыдущих заседаниях Ученого совета, основные наукометрические данные претендентов на должности научно-педагогических работников были представлены в сравнении с информацией о достижениях ученых, занимающих в рейтингах по отраслям знаний среди российских ученых не далее сотой позиции. Для сравнения использовалось число публикаций за три года в журналах, индексируемых в РИНЦ, Web of Science Core Collection и Scopus, а также минимальные требования к руководителю гранта РНФ в каждой отрасли знаний (Выборы).

Все документы Ученого совета были заранее размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам совета.

Научный доклад

Победитель конкурса премий СПбГУ «За учебно-методическую работу» 2021 года, профессор кафедры теории и методики преподавания языков и культур Азии и Африки Аполлинария Сергеевна Аврутина, директор Центра исследований современной Турции и российско-турецких отношений СПбГУ, выступила с научным докладом «Агглютинативный язык и картина мира (на материале турецкого языка)».

Профессор А. С. Аврутина отметила, что работает с различными тюркскими языками (турецким, узбекским, азербайджанским, крымскотатарским) как лингвист-востоковед и переводчик, востоковед-практик и не может не замечать, что за каждым языком стоят различные способы видения мира, восприятия мира и, как следствие, отражения мира. Поэтому начинающие переводчики порой испытывают трудности в беседе с представителями той или иной восточной культуры, обсуждая явление и не имея возможности назвать его, потому что такого явления либо нет в культуре «целевого языка», либо о явлении нельзя сказать прямо, так как подобная тематика не приветствуется или вовсе табуирована в культуре. Необходим специалист по межкультурной коммуникации, который не только в совершенстве знает иностранный язык, но и умеет смотреть на мир глазами носителя этого языка.

Доклад А. С. Аврутиной был посвящен особенностям строя агглютинативного языка (на примере турецкого), которые нашли выражение в картине мира его носителя. По ее мнению, различные картины мира связаны со структурными особенностями разных языков. И турецкий как агглютинативный язык (в отличие от флективных индоевропейских, в том числе русского языка) — это яркий пример формирования иной картины мира. Исследуя структурные особенности турецкого языка, особенности его синтаксического строя, докладчик показала отличия связанной с ним картины мира.

Члены Ученого совета с интересом выслушали доклад. В ходе дискуссии А. С. Аврутина ответила на их многочисленные вопросы.

Разное

Материалы к вопросам повестки дня в разделе «Разное» были размещены на сайте СПбГУ в разделе «Ученый совет СПбГУ» и разосланы по адресам корпоративной электронной почты членам Ученого совета. Эти вопросы не вызвали дискуссии и были решены единогласно путем открытого голосования.