Эффективно решать учебно-методические вопросы
В четверг, 15 мая, состоялась встреча ректора СПбГУ Н. М. Кропачева с председателями учебно-методических комиссий институтов и факультетов. За два часа успели обсудить ряд важных вопросов, касающихся развития собственных стандартов Университета, совершенствования образовательных программ и учебных планов.
В своем выступлении в начале беседы ректор подчеркнул: роль учебно-методических комиссий в СПбГУ усиливается, а направления их деятельности существенно расширяются (материалы ректорского совещания от 23.09.2013, от 23.12.2013, от 31.03.2014, от 28.04.2014). Статус председателя УМК высок — заместитель директора института или декана факультета, это одна из ключевых фигур в коллективах учебно-научных подразделений.
Труд председателей УМК очень важен, но он должен быть организован по определенным правилам. Н. М. Кропачев сформулировал принципы формирования и деятельности комиссий в виде нескольких тезисов:
в каждой УМК должны быть представлены работодатели по соответствующему направлению/специальности. С их помощью нужно очень точно сформировать компетенции выпускника Университета, продолжить разработку и развитие собственных стандартов Университета, улучшение образовательных программ. Независимые работодатели могут сформулировать, какой выпускник им нужен. Каким должен быть юрист, химик, математик или историк через 4 года (после обучения в бакалавриате) и через 6 лет (после окончания магистратуры); это зависит от тех стандартов и образовательных программ, которые приняты сегодня. Структура и содержание образовательных программ Университета должны быть ориентированы на лучшие аналоги ведущих зарубежных вузов, а также обеспечивать (а не сдерживать) академическую мобильность. А качество подготовки профессиональных кадров зависит от работы учебно-методических комиссий (и в огромной мере — от представителей работодателей из компаний-партнеров Университета). Чтобы выпускнику Университета не говорили: «Забудь, чему тебя учили, и слушай сюда!..», когда он придет в такую компанию работать после Университета. Результат обучения в Университете определяется комплексом компетенций наших выпускников. Качество подготовки выпускника и его оценка со стороны работодателей может стать основным преимуществом СПбГУ в конкуренции с другими вузами. В соответствии с университетскими правилами представить свои предложения по кандидатурам представителей работодателей в процессе формирования комиссии может любой сотрудник Университета;
в каждой УМК должны быть представлены студенты, представители студсовета института или факультета. Они могут высказать мнения о качестве работы преподавателей с учетом разных аспектов. Для председателя и «взрослых» членов УМК важно услышать позицию студентов — а для этого нужно наладить их регулярный опрос, обобщение и анализ их мнений. Кроме того, в процессе своей деятельности в УМК студенты должны понять, что из себя представляет учебно-методическая работа; усвоить, что есть много аспектов обучения, которые регламентируются нормативными правовыми актами различного уровня. В какой-то мере работа в УМК для них может стать источником для понимания правил обучения, действующих в Университете;
в деятельности УМК очень важна гласность, полнота и открытость информации, преподаватели и студенты должны знать, какие вопросы и как решает комиссия. Повестка дня каждого заседания комиссии должна заранее публиковаться на сайте СПбГУ (на странице соответствующего института или факультета). А отчет о каждом заседании комиссии должен оперативно появляться на сайте, чтобы препятствовать распространению слухов и домыслов о решаемых вопросах. В некоторых случаях необходим (там же, на сайте) развернутый комментарий отдельных вопросов членами УМК;
Университету очень нужны инициативные работники, которые хотят стать членами УМК или просто принимать участие в заседаниях комиссии, высказать свое мнение по тому или иному вопросу. Поэтому работа комиссии открыта для преподавателей и студентов. В соответствии с локальными актами СПбГУ право поставить вопрос (инициировать подготовку учебно-методической документации) перед УМК имеют все! Статус проектов учебно-методических документов, представленных в УМК и деканом факультета, и заслуженным профессором, и молодым ассистентом, одинаков — все эти проекты инициативные;
для дальнейшего совершенствования образовательной деятельности важно, чтобы периодически заседания комиссий разных институтов и факультетов проводились совместно. Это даст возможность обсуждения и решения междисциплинарных вопросов;
очень важен уровень квалификации членов УМК, а также осознание ими их ответственности. Члены УМК могут решать только те вопросы, которые входят в их компетенцию. Нормативно-правовая документация постоянно совершенствуется и обновляется (и федеральные, и локальные акты), поэтому комментировать эти изменения должны соответствующие специалисты, в чьи полномочия входят такие права и обязанности. В случае затруднений с ответами на вопросы преподавателей и студентов ректор посоветовал обращаться в Виртуальную приемную, где любой может получить точный и полный ответ того должностного лица, которое компетентно в данном вопросе, отвечает за соответствующую сферу деятельности Университета.
В ходе заинтересованного обсуждения вопросов приводились примеры деятельности учебно-методических комиссий менеджеров, медиков, журналистов и др. Ректор и проректор по учебно-методической работе М. Ю. Лаврикова ответили на многочисленные вопросы председателей УМК: о федеральных профессиональных стандартах и собственных стандартах Университета; о причинах обновления образовательных программ; об образовательных ресурсных центрах; о новых формах учебных планов; о презентации Юридической клиники, Службы психологической помощи и других форм обучения студентов навыкам практической профессиональной работы; об обеспечении канцелярскими принадлежностями и ремонте помещений.
По решению ректора проректор М. Ю. Лаврикова будет регулярно проводить встречи с председателями и секретарями учебно-методических комиссий для оперативного решения актуальных вопросов.