Часто задаваемые вопросы о прокторинге

от 20.12.2021

    Что такое прокторинг?

    Прокторинг — это процедура электронного контроля за ходом аттестационного испытания, реализуемого в дистанционном режиме, при котором особая программа записывает весь процесс (аудиопоток, видео самого сдающего и все то, что происходит на экране монитора).

    Прокторинг может быть синхронным и асинхронным. В синхронном варианте за испытуемым в режиме реального времени наблюдает специально обученный человек — проктор. Фактически это похоже на сдачу экзамена в аудитории, когда преподаватель или его ассистент отслеживают, чтобы экзаменуемые не пользовались вспомогательными средствами и не переговаривались друг с другом.

    В асинхронном варианте экзамен проводится под контролем алгоритма искусственного интеллекта, а затем прокторы просматривают видеозаписи, чтобы оценить, насколько правомерны те замечания, которые сделала машина, и, возможно, найти какие-то новые нарушения. Именно такой вид прокторинга используется в СПбГУ.

    Подробнее узнать о том, что такое прокторинг, можно из обучающего видеоролика, подготовленного специалистами Центра развития электронных образовательных ресурсов СПбГУ.

    Почему было принято решение использовать прокторинг в СПбГУ?

    Санкт-Петербургский университет начал использовать систему прокторинга еще до начала пандемии, и одним из главных мотивов ее внедрения стало удобство студентов и преподавателей. Обучающемуся не нужно ехать ранним субботним утром под снегопадом на экзамен, он может сам организовать свое время и учиться в удобном режиме. Преподаватель не должен тратить время на контроль за дисциплиной, проверять, чтобы экзаменуемые не пользовались вспомогательными средствами и не переговаривались друг с другом. Теперь обязанность следить за процедурой проведения экзамена возложена на программу и специально обученных людей — прокторов.

    Во-вторых, Университет очень ответственно относится к объективности оценивания результатов обучения. Сегодня профессиональное сообщество беспокоят вопросы академической честности, поскольку любые злоупотребления, особенно если речь идет об оценивании полученных знаний, дискредитируют саму идею как офлайн-, так и онлайн-обучения. Широкое распространение электронных систем контроля позволяет значительно повысить уровень образования, поскольку с такой проверкой можно быть уверенным, что зачеты и экзамены сдаются честно.

    Именно поэтому Санкт-Петербургский государственный университет выступил с инициативой создания сообщества академической честности — объединения российских вузов, которое будет продвигать принципы честного проведения зачетов и экзаменов, а также выступать против злоупотреблений в процессе оценивания знаний. Главными задачами ассоциации станут популяризация идей учебной справедливости, а также разработка стандартов для проведения онлайн- и офлайн-экзаменов. В состав объединения смогут войти студенческие советы российских университетов, преподаватели высшей школы и другие представители академического сообщества.

    Кто такие прокторы и какими навыками они обладают?

    Сам по себе термин «проктор» появился задолго до эры цифровизации. Так называли специальных сотрудников английских университетов, которые должны были отслеживать соблюдение дисциплины, причем не только на экзаменах.

    Сегодня проктор — это человек, который следит за процедурой проведения экзамена с применением систем электронного контроля, а также просматривает видео с проведенным экзаменом, чтобы оценить, насколько правомерны те замечания, которые сделала прокторинговая программа, и, возможно, найти какие-то новые нарушения.

    Прокторы — одни из ключевых сотрудников, от которых напрямую зависят результаты каждого экзаменуемого. Их заключения могут повлиять на решение вуза о поступлении абитуриента или его оценки. Именно поэтому работникам на позиции проктора нужно проходить особенно тщательный отбор, а система контроля за их действиями со стороны компаний, оказывающих услуги прокторинга, отточена специальными регламентами.

    Услугами какой прокторинговой компании пользуется СПбГУ?

    СПбГУ пользуется услугами компании «Экзамус» — одной из крупнейших в России компаний, предоставляющих услуги прокторинга. Например, в период с февраля по июль 2021 года она провела 289 тысяч тестирований для различных университетов России и ближнего зарубежья.

    Помимо СПбГУ услугами компании пользуются Высшая школа экономики, Южный федеральный университет, Казанский федеральный университет, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Также экзамены с ее помощью организовывали Сургутский государственный университет, Томский государственный университет, Тюменский государственный университет, Уральский федеральный университет, Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Пермский государственный медицинский университет имени академика Е. А. Вагнера, Югорский государственный университет, Сахалинский государственный университет и многие другие региональные вузы.

    Прокторы «Экзамуса» проходят специальную подготовку, в том числе тренинги у ведущих экспертов из США. Процессы проверки, используемые «Экзамусом», признаются во всем мире.

    Какие действия являются нарушениями в системе прокторинга?

    Среди нарушений, которые выявляет система прокторинга:

    • передача реквизитов доступа к своей учетной записи в системе прокторинга третьим лицам
    • использование документов третьего лица
    • выход из зоны видимости веб-камеры во время экзамена
    • систематический увод взгляда от экрана, а также увод взгляда на продолжительное время
    • отключение микрофона во время тестирования
    • использование для прохождения итогового теста больше чем одного средства вывода, клавиатуры или манипулятора
    • предоставление прав доступа к компьютеру посторонним лицам во время прохождения итогового теста
    • открытие вкладок браузера, использование справочных материалов, любых гаджетов, наушников, дополнительных мониторов и компьютерной техники (кроме тех случаев, когда это разрешено правилами испытаний)
    • помощь третьих лиц во время тестирования и т. д.

    Типовые инструкции о том, как проходят испытания с применением проктора, размещены на странице платформы «Открытое образование», а более адаптированные для студентов конкретного вуза — на страницах онлайн-курсов. Например, у СПбГУ инструкция размещена на странице каждого онлайн-курса в разделе «Итоговая аттестация».

    Можно ли скопировать тексты вопросов, которые мне попались на зачете по онлайн-курсу?

    Этого делать нельзя, ведь для всех студентов, проходящих испытания с применением электронной системы контроля, должны быть обеспечены одинаковые условия. Копирование экзаменационных заданий и передача их третьим лицам являются недобросовестным способом прохождения аттестации и нарушают Кодекс универсанта.

    Отметим, что в этических кодексах многих университетов закреплены положения о честности и недопущении обмана, отмечена неприемлемость списывания. Пример — этические кодексы для научно-педагогических работников и для сотрудников Высшей школы экономики. Также в Университете Цинхуа (Китай) предусмотрены выговоры за списывание из материалов, связанных с содержанием экзамена, и поиск ответов с помощью электронных средств. Более серьезное наказание — испытательный срок без отчисления — за списывание у других людей, привлечение людей для списывания, использование электронных средств для передачи и распространения ответов, незаконное получение экзаменационных вопросов. За списывание группой более трех человек, привлечение людей для сдачи за себя или сдачу за кого-то другого, повторное списывание, другие злостные нарушения из разряда списывания — отчисление.

    Отличаются ли правила проведения прокторинга в различных вузах?

    Основные правила прохождения испытания с применением прокторинга в различных вузах очень похожи. Могут быть исключения, связанные с тем, что вуз может позволить испытуемым пользоваться какими-то вспомогательными материалами при сдаче определенного предмета, но это частный случай. Главные требования сводятся к тому, что человек должен пройти тестирование самостоятельно, не прибегая к помощи третьих лиц, не списывая, никуда не подглядывая, не открывая посторонние сайты и программы, не фиксируя экзаменационные вопросы. Подробнее о правилах прохождения прокторинга в различных вузах можно прочитать здесь.

    Что делать, если я обнаружил техническую ошибку во время прохождения испытания с применением электронного контроля?

    Помощь обучающимся оказывает служба технической поддержки — support.online@spbu.ru. Ее работники в режиме реального времени помогают разрешить многие технические сложности.

    Сложно ли проходить испытание с применением прокторинга?

    Не сложнее, чем обычный очный экзамен или зачет в СПбГУ.

    Во время летней промежуточной аттестации 2020/21 учебного года по 14 дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курсов, было назначено 10 829 итоговых аттестаций. В первую попытку успешно пройдено (получены оценки «зачтено» и «аттестован») 8129 (78 %) аттестаций из 10 414 состоявшихся, то есть без учета не явившихся на аттестацию.

    Со второй попытки успешно пройдено 2339 аттестаций из 2853 (82 % от общего числа аттестаций второй попытки). С третьей попытки успешными были 392 из 434 аттестаций (90 % от общего числа аттестаций в рамках третьей попытки).

    На третьей попытке при сдаче зачета аттестационной комиссии по дисциплинам, реализуемым в формате онлайн-курсов, получено 26 оценок «не зачтено» (0,24 % от общего числа аттестаций), из них только 13 (0,12 % от общего числа аттестаций) — из-за нарушений правил сдачи итогового теста, зафиксированных программой прокторинга и подтвержденных в ходе проверки проктором. Среди таких нарушений: помощь посторонних, использование телефона / второго экрана, не читаемый фотодокумент и т. д.

    Также из 26 оценок «не зачтено» еще четыре получено по причине неявки без уважительной причины, девять — недобора баллов до необходимого минимума.

    Отметим, что своевременное и добросовестное освоение материалов онлайн-курсов, своевременная подготовка к прохождению итоговой аттестации, своевременная настройка и тестирование гаджета студента позволяют подавляющему большинству обучающихся без проблем пройти соответствующие зачеты.