Город+: Родину любить вообще не вредно
На V Санкт-Петербургском Международном Культурном форуме прошел виртуальный диалог «Post-литература или будущее культуры в цифровую эпоху». Город+ поговорил с писателем и преподавателем СПбГУ Андреем Аствацатуровым о любимых книгах, патриотическом кино и об экзистенциализме экологии.
Какая книга вам больше всего понравилась в этом году?
Я бы сказал, что мне понравились целых три книги и даже четыре. Прежде всего мне понравилась книжка «Авиатор» Евгения Водолазкина. Замечательный роман, роман о 1930-х годах, с одной стороны, и, с другой стороны, существует проекция на современность. Задаются очень серьезные нравственные вопросы о том, что мы не должны переносить вину за то, что происходило, на каких-то конкретных злодеев. Вторая книга, которая мне кажется очень интересной, это роман Анны Козловой «F 20». Это такая безумная проза, где безумие становится элементом повседневным. Это очень просто, ярко написанный роман о двух девочках-подростках, которые совершенно иначе видят мир. И мы понимаем, что это единственный возможный способ видения мира. Третья книжка, которая мне понравилась, это «Непохожие поэты» Захара Прилепина. Там как бы три такие фигуры, которые должны быть актуализированы: Мариенгоф, Борис Корнилов и Владимир Луговской. Мне кажется, это замечательные и интересные судьбы, то есть три возможных варианта личной трагедии, когда ты — творческий человек. Еще одна книга, которая мне кажется очень интересной, это книга Ильдара Абузярова «О не любви». Это, с одной стороны, очень реалистическая проза, с другой стороны — психологическая. Но в ней есть некоторый недостаток, поскольку мы все стараемся упростить, сделать нашего героя более плоским. И вот он создает такой некий хаос и цементирует его мифом и древним эпосом. Там начинают работать некие сложные закономерности.
В последние несколько лет есть тренд на отечественные патриотические фильмы. Как вы считаете, есть ли здесь золотая середина между идеей любить родину и перегибанием палки?
Ну, родину любить вообще не вредно, потому что ни один народ о себе столько гадостей не говорит, как наш. К сожалению, у нас достаточно людей, которые очень критично и не всегда справедливо относятся к нашей стране. Но это реакция на этот бессмысленный патриотизм. Это тоже не нужно, здесь, конечно, должна быть золотая середина. Я не могу сказать, что меня сильно интересуют массовый пеплум или патриотические фильмы. Я не потребитель этих вещей, но вот, скажем, что такое родина? Почему об этом нельзя говорить плохо? Потому что тебя сгенерировало: ты не можешь ругать или отрицательно относиться к тому, что тебя породило. Ты тогда не будешь уважать самого себя. Это приведет к распаду, внутреннему разрушению идентификации, комплексам и прочим вещам. Но родина — это не только флаг, это не только славные предки, это не только военачальники или великие предприниматели, это бытовая жизнь. Это сарай, в который ты залезал в детстве, это полуразрушенная дачная веранда. И в связи с этим нам нужно, чтобы у нас развивалось такое региональное кино. Допустим, «Небесные жены луговых мари» — вот это действительно кино настоящее. То, что создавал Параджанов, когда он снимал фильмы про гуцулов — «Тени забытых предков». Вот это очень здорово, что делает Денис Осокин. «Небесные жены» — это, мне кажется, безусловная удача , это лучшее, что создал наш кинематограф за последние пять лет.
Следующий год в России объявлен Годом экологии. На ваш взгляд, может ли вообще искусство решать такую бытовую задачу, как экология?
Ну, экология — это очень важный процесс. Понимаете, у экологии тоже есть история. Она возникает тогда, когда ты не считаешь себя самым великим субъектом, вознесенным над миром и наделенным каким-то сверхъестественным разумом. Экология — это понимание того, что животные или деревья — это твои братья, это такие же живые существа, как ты — не глупее, не хуже, не менее значительные, чем ты. Поэтому это очень важный момент, который связан с пониманием, во-первых, своего места на земле. Мне кажется, что это такой важный экзистенциальный вопрос, это важная проблема.