Министр юстиции РФ: вузы — ведущие участники работы по мониторингу правоприменения
Актуальные проблемы правоприменения в России обсуждают сегодня, 25 ноября, в СПбГУ. В частности, речь идет об использовании государственного языка в судебной практике и правовых последствиях нарушения языковых норм в официальных документах.
«В 2011 году указом президента РФ были определены основные параметры мониторинга правоприменения — что нужно подвергать анализу и кто его должен осуществлять. Министерство юстиции обобщает результаты этой работы и ежегодно представляет президенту доклад, по итогам анализа которого появляются планы корректировки законодательства и конкретные законопроекты», — рассказал министр юстиции РФ Александр Коновалов, открывая конференцию.
Министр подчеркнул, что столпами этой работы являются две категории экспертов — практикующие юристы и члены академического сообщества.
Российские вузы — это постоянные и активные участники процесса мониторинга правоприменения. Отдельно я хотел бы отметить Санкт-Петербургский университет, который применяет междисциплинарный подход к работе, позволяющий выявить важные аспекты законотворческой и правоприменительной практики.
Министр юстиции РФ Александр Коновалов
Ректор СПбГУ, председатель Ассоциации ведущих университетов России, председатель Межрегионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Николай Кропачев отметил, что в СПбГУ мониторингом правоприменения занимаются юристы, социологи, журналисты, психологи, математики и многие другие эксперты — все, кто заинтересован в совершенствовании законодательства в нашей стране.
Безусловно, эту работу могут вести и специализированные университеты, сосредоточенные на подготовке специалистов определенной сферы. Но по-настоящему комплексный подход к мониторингу, итогом которого должен быть эффективный нормативный акт, решающий конкретные социальные проблемы, возможен только в классических университетах.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев
О том, что такое эффективный нормативный акт, в своем выступлении рассказал Сергей Белов, директор Научно-исследовательского института проблем государственного языка СПбГУ. «Любой нормативный акт — это инструмент донесения информации, а значит, он должен иметь адресата и быть для него понятным. Однако практика показывает, что смысл закона далеко не всегда доступен тем, кому он адресован, то есть гражданам», — отметил Сергей Белов.
Мероприятие организовано СПбГУ, Министерством юстиции РФ, Ассоциацией ведущих университетов России и Межрегиональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Он привел пример: приходя на прием к врачу, пациент обязательно должен подписать согласие на медицинское вмешательство. Однако почти никто из пациентов этот документ даже не пытается прочитать, не говоря уже о том, чтобы вникнуть в его смысл, понять. Во многом так происходит потому, что люди уверены: разобраться в сложном юридическом тексте им не под силу.
Зная это, авторы таких текстов и не рассчитывают, что их будут читать, и не стремятся писать доступно. При этом подпись гражданина под документом юридически означает, что он все понял и сознательно выразил свою волю, и именно так чаще всего расценивают эту подпись суды в своей правоприменительной практике. Эту проблему эксперты предлагают решать в первую очередь, ведь в какой бы сфере ни использовался русский язык, он должен быть предельно понятен всем гражданам нашей страны.
Мониторинг правоприменения занимает важное место среди направлений экспертной деятельности СПбГУ. Под руководством преподавателей СПбГУ студенты-юристы собирают, обобщают и анализируют практику применения нормативных актов судами, а также органами государственной власти и местного самоуправления. Такой системный подход позволяет выяснить, как тот или иной документ понимается на практике и каковы причины возникающих правоприменительных коллизий. По словам экспертов, самыми распространенными проблемами в этой сфере являются не всегда понятные законодательные цели и слишком широко сформулированные задачи. Статус экспертного учреждения для Администрации президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ был утвержден в 2010 году.
Ректор СПбГУ затронул еще один аспект проблемы — необходимость совместной согласованной работы вузов и ведомств по мониторингу правоприменения. «Только в случае активной позиции заказчика и определения им основных направлений работы она может быть эффективной. Если, например, Министерство юстиции и Минобрнауки поставят перед всеми российскими вузами соответствующую задачу, уже в следующем году можно ожидать серьезных результатов», — сказал Николай Кропачев.
Санкт-Петербургский университет, специалисты которого проводят мониторинг давно и очень масштабно, готов поделиться методиками его проведения, но сотрудничество между вузами должно быть организовано, например, путем заключения соглашений, а результаты мониторинга — становиться доступными для всех.