Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Приоритетные проекты по направлению «Образование»
Правительство РФ утвердило паспорта приоритетных проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». Два их них напрямую связаны с деятельностью университетов — в них устанавливаются показатели эффективности вузовской деятельности, сроки исполнения поставленных задач и финансирование.
Участники проекта «Современная цифровая образовательная среда» — вузы, органы власти, ассоциация «Национальная платформа открытого образования»; срок реализации — до 2021 года; бюджетное финансирование на четыре года — 1,3 млрд рублей; внебюджетное — 1,9 млрд. За четыре года общее число студентов, обучающихся на онлайн-курсах, должно вырасти с 90 тысяч (в 2017 году) до 3,1 млн (в 2020 году); количество обучающихся, получивших документы об освоении основных и дополнительных образовательных программ в онлайн-режиме, — с 20 до 300 тысяч, а число онлайн-курсов — с 450 до 3 500.
Реализация проекта «Вузы как центры пространства инноваций» рассчитана до 2025 года, в нем участвуют университеты, органы власти, госкорпорации, бизнес; бюджетное финансирование на три года — 39,5 млрд рублей, внебюджетное — 5 млрд. Предусмотрены такие показатели: к 2019 году число университетов в топ–100 мировых рейтингов (не менее двух лет подряд) должно вырасти до 5; число университетов в топ–300 мировых рейтингов (не менее двух лет подряд) — до 14; число университетов, реализующих не менее десяти технологических и социальных проектов, — до 70. Есть ежегодные ожидаемые результаты: доля иностранных граждан, принятых в аспирантуру и на должности научных сотрудников — 15 %; доля слушателей ДОП по отношению к числу студентов основных программ очной формы обучения — больше 35 %; количество публикаций ученых университетов в международных базах данных: в WoS — 1,2 на одного научно-педагогического работника, в Scopus — 1,5 на НПР.
Задачи, которые ставятся правительством в рамках этих проектов, естественно, становятся для вузов приоритетными. Соответствующим образом должны меняться приоритеты и критерии оценки эффективности работы каждого вуза. Часть этих показателей уже установлена нашему Университету в Программе развития. Часть (например, количество онлайн-курсов и количество обучающихся на них) появляется впервые. В рамках участия в «Национальной платформе открытого образования» Университет уже создает несколько онлайн-курсов. Однако пока эта работа не стала приоритетом ни для преподавателей, ни для руководителей коллективов. Перед директорами и деканами, перед начальником Главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеевым поставлена задача: в будущем году обеспечить необходимый баланс рабочего времени и материальное стимулирование для тех научно-педагогических работников, кто будет принимать участие в создании онлайн-курсов.
Новые конкурсы постдоков
В Университете планируются новые конкурсы для кадровой поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых СПбГУ (гранты постдоков). Такие конкурсы отныне будут проводиться по приоритетным направлениям развития СПбГУ. Поскольку приоритетные направления определены весьма широко и практически являются междисциплинарными, тематика исследовательской работы может относиться практически к любой отрасли знаний. Поэтому все научно-педагогические работники Университета, имеющие определенные квалификационные показатели, могут принимать участие в работе по привлечению постдоков. Например, по приоритетному направлению «Биомедицина и здоровье человека» — не только биологи и медики, но также и химики, физики, экологи, а, возможно, менеджеры, социологи и др.
Для руководителя, который собирается пригласить постдока, установлены квалификационные требования: наличие ученой степени, привлечение внешнего финансирования (за пять лет — не менее 1 млн рулей), не менее пяти публикаций за пять лет в журналах, индексируемых в WoS CC и Scopus, и др. Университет гарантирует зарплату постдока 60 тысяч рублей в месяц. Постдоку могут быть установлены доплаты из привлеченных средств (внешнего финансирования). В этом случае устанавливаются дополнительные требования к работе постдока. Постдок теперь обязан участвовать в преподавательской деятельности (до 100 часов в год), например, осуществляя руководство ВКР или проводя учебно-методической работу.
Опрос обучающихся
До конца декабря 2016 года будет проводиться электронное анкетирование студентов СПбГУ о качестве преподавания дисциплин в весеннем семестре 2016 года по всем программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Будет создана рабочая группа из директоров институтов и деканов факультетов, членов Студсовета СПбГУ, которая на основании предложений, поступивших от универсантов, усовершенствует анкету и процедуру проведения в 2017 году опросов студентов о качестве обучения по конкретным дисциплинам. На совещании изъявили желание войти в эту группу: декан Факультета психологии А. В. Шаболтас, декан Факультета журналистики Л. П. Громова, декан Факультета социологии Н. Г. Скворцов, директор Института химии И. А. Балова, директор Института истории А. Х. Даудов, первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» К. В. Кротов.
См. также: Материалы ректорского совещания от 16.01.2017; Материалы ректорского совещания от 17.10.2016
Как проводить научные конференции?
По инициативе академика РАН А. И. Русанова в Университете ведется работа по совершенствованию системы организации в СПбГУ научных конференций. В разработке проекта документа, определяющего порядок организации конференции, принимают участие профессора Р. А. Эварестов, В. М. Шабаев, академики РАН С. Г. Инге-Вечтомов и А. И. Русанов. 28 ноября состоялось очередное обсуждение проекта, после чего он будет представлен на ректорском совещании.
Ко дню рождения СПбГУ
Завершено общественное обсуждение предложений к перечню ежегодных мероприятий, организуемых в связи с датой основания Университета. Издан приказ № 8898/1 от 09.11.2016 о перечне ежегодных мероприятий, проводимых в СПбГУ в связи с днем рождения Университета. Директорам и деканам предложено принять активное участие в подготовке университетских мероприятий, а также предусмотреть проведение праздничных мероприятий в коллективах.
О переносе вопроса о конкурсном отборе на заседание Ученого совета Университета
На имя ректора 8 ноября поступило очередное заявление с просьбой: перенести на заседание Ученого совета СПбГУ итоговое голосование по конкурсу на замещение вакантной должности доцента. Но заявление поступило после того, как ученый совет экономического факультета 3 ноября уже принял решение о победителе конкурса на эту должность. Решение о переносе вопроса о конкурсном отборе, который должен проводиться ученым советом института или факультета, на заседание Ученого совета СПбГУ должно приниматься до заседания ученого совета института или факультета. Если же заседание состоялось, вопрос рассмотрен и решен, то решение ученого совета института или факультета является окончательным. Оснований для проведения дополнительного голосования на заседании Ученого совета СПбГУ нет, поэтому заявителю было сообщено, что его просьба не может быть удовлетворена.
Еще раз о разграничении административных и академических полномочий
В связи с обращением председателя Учебно-методической комиссии Физического факультета Е. В. Аксеновой подготовлен Регламент по оформлению справок (подтверждений) о допустимом пределе эффективной дозы облучения, выдаваемых работникам СПбГУ в случае направления в командировку, в ходе которой работник (по условиям работы) может попадать в сферу воздействия источников ионизирующего излучения. Вопрос выдачи подобных справок не требует согласований директоров / деканов, его решение является прямой обязанностью должностных лиц, указанных в этом Регламенте. Но поскольку работники Университета по инерции продолжают обращаться по таким вопросам к заведующим кафедрами, директорам институтов и деканам факультетов, издан Регламент, который устанавливает точный порядок оформления документов.
Право СПбГУ устанавливать для претендентов на участие в конкурсе на замещение должностей дополнительные квалификационные требования помимо тех, которые содержатся в квалификационном справочнике, подтверждено решением суда
30 июня 2016 года А. И. Дробышев был уволен с должности профессора кафедры аналитической химии СПбГУ в связи с истечением срока трудового договора. Ранее он не был допущен к участию в конкурсе СПбГУ на замещение должности профессора, поскольку его квалификационные показатели (количество опубликованных статей и суммарный импакт-фактор) не соответствовали установленным квалификационным требованиям.
А. И. Дробышев обратился в суд с иском: о признании его трудового договора заключенным на срок не два года, а пять лет; о признании незаконным отказа в допуске к участию в конкурсе; об отмене результатов конкурса (его выиграл профессор Д. О. Кирсанов), а также о компенсации морального вреда и судебных издержек. В обоснование своих требований А. И. Дробышев, в частности, заявлял о том, что СПбГУ не вправе устанавливать для претендентов на участие в конкурсе на замещение должностей педагогических работников дополнительные квалификационные требования помимо тех, которые содержатся в квалификационном справочнике.
В ходе судебного заседания было установлено, что в период с 2003 по 2016 год А. И. Дробышев неоднократно в соответствии положениями Трудового кодекса РФ избирался на должность профессора СПбГУ. В частности в 2014 году дополнительным соглашением о внесении изменений и дополнений в его трудовой договор был установлен срок действия трудового договора — по 30 июня 2016 года. Таким образом, по истечении установленного в трудовом договоре срока у СПбГУ имелись законные основания для прекращения трудовых отношений с А. И. Дробышевым. Процедура увольнения А. И. Дробышева по данному основанию была соблюдена в полном объеме. Суд в очередной раз подтвердил возможность и правомерность заключения трудовых договоров с научно-педагогическими работниками на срок менее пяти лет, а также обязанность кандидатов на замещение должностей научно-педагогических работников соответствовать квалификационным требованиям, устанавливаемым Университетом при проведении конкурсов.
Тем более что эти квалификационные требования напрямую связаны с задачами, которые стоят перед Санкт-Петербургским государственным университетом. В частности Программа развития Университета ставит стратегической целью вхождение СПбГУ в мировую элиту классических университетов и комплексное исследовательское и образовательное обеспечение государственной политики инновационного развития Российской Федерации. Высокий уровень развития достигается, в том числе, посредством допуска к преподаванию высококвалифицированных кадров. Поэтому Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников СПбГУ, утвержденным приказом от 27.08.2015 № 6281/1 (с последующими изменениями и дополнениями), установлено, что к участию в конкурсе на замещение должности научно-педагогического работника СПбГУ допускаются лица, удовлетворяющие требованиям, профессиональным стандартам, установленным нормативно-правовыми актами, локальными актами СПбГУ, и обладающие деловыми качествами с учетом особенностей научно-педагогической работы по замещаемой должности. При этом одним из показателей квалификации научно-педагогического работника является его публикационная активность. В рассматриваемом случае — для кандидата на замещение должности профессора (0,5 ставки) по специальности «Аналитическая химия» было установлено требование о наличии у претендента не менее шести научных статей за последние три года, опубликованных в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в наукометрических базах данных Web of Science Core Collection или Scopus с совокупным (суммарным) импакт-фактором не менее 4,0.
Решением Василеостровского районного суда от 01.08.2016 А. И. Дробышеву отказано в удовлетворении заявленных требований. 16 ноября 2016 года Санкт-Петербургский городской суд оставил без удовлетворения апелляционную жалобу А. И. Дробышева. Теперь решение Василеостровского районного суда по иску А. И. Дробышева к СПбГУ вступило в законную силу.
Консультации по работе с авторскими профилями
После презентации о правилах работы с авторскими профилями в индексах цитирования WoS CC, Scopus, РИНЦ и в различных системах регистрации авторов были получены предложения от директоров и деканов о необходимости консультирования научно-педагогических работников для объяснения работы с авторскими профилями; составлен график и проведены первые консультации для членов коллективов естественнонаучных факультетов, факультета искусств, экономического факультета, Института наук о Земле.
С сентября 2017 года умение работать с авторскими профилями будет включаться в требования к участникам конкурсов на должности научно-педагогических работников СПбГУ.
Ремонт лифтов
Многие общежития СПбГУ построены еще в советское время, и за последние
См. также: Кто и как проверяет финансово-хозяйственную работу Университета: прошлое и настоящее; Справка о состоянии дел в общежитиях; Работа лифтов в общежитии № 2; Лифты в общежитии № 3; Вечная проблема с лифтами в общежитии № 4
Университет вынужден решать проблему своими силами. Появившиеся благодаря усилиям руководства Университета финансовые средства на проведение ремонтных работ позволили приступить к решению задач по обновлению инженерной инфраструктуры зданий (в том числе лифтового оборудования). В связи с ограниченностью собственных ресурсов этот процесс идет постепенно: в конце ноября будут отремонтированы лифты в общежитии на ул. Кораблестроителей, д. 20.