ИИ в борьбе с плагиатом: СПбГУ стал обладателем премии в области искусственного интеллекта и больших данных
Проект Санкт‑Петербургского университета стал лауреатом конкурса Международной университетской премии «Гравитация». Сервис по обеспечению академической честности StudyFair, разработанный экспертами Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ, признан перспективным проектом в номинации «Инновации в образовательном процессе и подготовке кадров».
Из 130 заявок, отправленных на конкурс ведущими отечественными компаниями, российскими и зарубежными образовательными организациями, награды получили всего 18 исследовательских проектов, в их числе разработка СПбГУ. В состав команды Санкт‑Петербургского университета под руководством магистранта СПбГУ Ярослава Курбатова вошли студенты Федор Кудрявцев, Никита Овинников и Саид Мухамад Алиев, а руководителем проекта выступил доцент СПбГУ (кафедра информатики) Дмитрий Григорьев.
Премия «Гравитация» направлена на поддержку авторов перспективных проектов, продвижение лучших практик университетов в области искусственного интеллекта и прорывных технологий, а также поиск новых возможностей для сотрудничества образовательных учреждений с государством и бизнесом. Конкурс организован Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Томским государственным университетом и ассоциацией «Университетский консорциум исследователей больших данных».
Проект универсантов нацелен на создание эффективного и удобного сервиса для обеспечения прозрачной системы решения студенческих заданий по программированию. Как отмечают разработчики StudyFair, в условиях активного распространения онлайн‑образования вопросы академической честности становятся все более актуальными, а с увеличением числа студентов, а также объемов учебных работ растет и необходимость автоматизированных инструментов, способных обеспечить проверку копирования чужих ответов.
Система, спроектированная специалистами Центра искусственного интеллекта и науки о данных СПбГУ, использует передовые алгоритмы ИИ для анализа и сравнения кода студентов с базой данных возможных решений задач, что позволяет обнаруживать заимствования уже на ранних этапах. Уникальность проекта заключается в поддержке сервисом множества языков программирования, включая Python, C#, Java, которые делают его универсальным инструментом для работы в образовательной среде. Система также обеспечивает динамическую отчетность, позволяющую преподавателям как выявлять факт плагиата, так и отслеживать прогресс и поведение студентов в течение всего учебного процесса и делать обоснованные выводы о возможных долгосрочных заимствованиях.
Одной из ключевых особенностей проекта является гибкость развертывания: сервис можно не только установить на локальных серверах, но и использовать в облачной инфраструктуре учебного заведения, таким образом, команда Университета обеспечила доступность разработки для любого образовательного учреждения, независимо от его технической оснащенности. Кроме того, система StudyFair максимально понятна и проста в использовании, так как студенты могут сдавать задания через телеграм‑бот, а преподаватели — анализировать результаты через веб‑интерфейс.
Центр искусственного интеллекта и науки о данных создан в Санкт‑Петербургском университете в 2020 году. В рамках реализации деятельности центра специалисты занимаются разработкой и внедрением масштабных самоорганизующихся адаптивных и распределенных цифровых платформ искусственного интеллекта и интегрируют новые технологии в различные секторы экономики и общественной жизни с учетом Национальной стратегии развития ИИ, утвержденной указом президента Российской Федерации.
Сервис StudyFair был успешно протестирован в учебном процессе, где применялся для проверки заданий студентов первого курса СПбГУ. Результаты внедрения показали значительное сокращение попыток сдачи заимствованного кода, что способствовало повышению академической честности и формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы. По словам специалистов проекта, учитывая тенденции к увеличению объемов цифровой информации и интеграции современных технологий в учебный процесс, спрос на такие системы будет только расти, а область образовательных инноваций становится все более перспективным направлением.