Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
Об этическом кодексе СПбГУ
Директор института философии С. И. Дудник сообщил о том, что заседании ученого совета института философии 9 июня заведующий кафедрой этики доцент В. Ю. Перов выступил с инициативой подготовить новую редакцию этического кодекса СПбГУ. Он напомнил коллегам, что «Кодекс универсанта» был принят еще в 2005 году.
С. И. Дудник сообщил, что в настоящее время почти все университеты, тем более ведущие, имеют свои развернутые этические кодексы, в том числе и «специализированные» по видам и субъектам деятельности (кодексы администраторов университетов, преподавателей, кодексы научно-исследовательской деятельности, научных публикаций, студентов и т. д.). Существует ряд международных документов, посвященных университетской и академической этике (в частности, «Великая хартия европейских университетов» (1988), «Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в европейском регионе» (2004) и др. В России за последние несколько лет этические кодексы стали появляться во многих университетах. К обсуждению предложена «Концепция кодекса профессиональной этики образовательного сообщества» (2012) Российского союза ректоров. Поэтому, заключил С. И. Дудник, создание профессионально грамотного и действенного этического кодекса в Санкт-Петербургском государственном университете уже превратилось в насущную задачу. Ученый совет института философии предложил рассмотреть вопрос о разработке нового этического кодекса СПбГУ.
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев принял решение о создании комиссии, в которую предложено войти председателю коллегии Почетных профессоров СПбГУ Г. Г. Богомазову, председателю профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации сотрудников СПбГУ Л. О. Иванову, председателю Студсовета СПбГУ И. C. Никифорову, председателю профсоюзной организации студентов и аспирантов СПбГУ Д. С. Богатурову, председателю Совета молодых ученых СПбГУ А. В. Красиковой и заведующему кафедрой этики В. Ю. Перову.
О победе студента СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк сообщила, что 18–22 мая на базе Института политических исследований Парижа (Sciences Po) и Конституционного совета Франции прошел третий чемпионат мира по парламентским дебатам на французском языке. В турнире приняли участие 36 команд из более чем десять стран (Франции, Канады, Швейцарии, Ирландии, России, Ливана, США и др.). В российскую сборную вошли студент 4 курса образовательной программы СПбГУ «Международные отношения» Евгений Аферин и студентка 4 курса Финансового университета при Правительстве РФ Марина Бобылева.
См. также: В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15–16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14 ).
После четырех отборочных раундов сборная России вышла в четверть-финал чемпионата мира, оставив позади себя несколько команд, для которых французский является родным языком. В финале в решающем раунде по теме «Эта Палата возвратит обязательную воинскую повинность» сборная России с блеском обыграла команду Ирландии и выиграла кубок чемпионов мира по парламентским дебатам в категории «Французский как второй язык». Поздравив с победой студента СПбГУ Евгения Аферина, проректор предложила включить этот чемпионат мира по парламентским дебатам на французском языке в список международных соревнований, участие в которых финансируется за счет Университета.
О правонарушениях, совершенных иностранными студентами СПбГУ
Заместитель ректора по международной деятельности А. В. Гоголевский проинформировал о том, что три иностранных студента, прибывшие в СПбГУ по межвузовскому обмену на включенное обучение, в марте были задержаны правоохранительными органами в Смоленске за нелегальное проникновение на закрытый объект. Приняты решения об их отчислении из СПбГУ и об их высылке из страны. Ректорам вузов, из которых в СПбГУ приехали по межвузовскому обмену эти студенты, направлены соответствующие письма. Из одного из вузов уже получено ответное письмо (см. также: Материалы ректорского совещания от 29.06.2015, п. 4).
О несуществующих «совместных» образовательных программах
Начальник главного управления по организации работы с персоналом В. В. Еремеев сообщил, что в мае в СПбГУ обратился иностранный адвокат Jongkeon Baek с вопросом о дипломе бакалавра, «выданного в 2004 году Университетом» на имя Дэррила Клэйпэка. Его клиент был уволен из корейского университета, а объяснений требовал от СПбГУ. Как выяснилось, в корейском университете он предъявил диплом об окончании якобы совместной образовательной программы СПбГУ и Канадского института английского языка. На этом документе нет печати СПбГУ, а вместо подписи ответственного лица — факсимильная печать. Проверка показала, что в 2003 году руководство Канадского института английского языка обратилось в СПбГУ с просьбой заключить договор о сотрудничестве и выдавать дипломы о высшем образовании. Переговоры вел профессор А. В. Зеленщиков, заведующий кафедрой английского языка СПбГУ, который не имел на это никаких полномочий. Теперь же СПбГУ, естественно, не может подтверждать квалификацию, выданную по несуществующей образовательной программе. В. В. Еремеев заключил: из-за того, что профессор А. В. Зеленщиков превысил свои полномочия в 2003/2004 годах, Университет несет серьезные имиджевые потери и подчеркнул, что по результатам служебного разбирательства будет решаться вопрос о направлении информации в правоохранительные органы. О принятых решениях будет доложено на ректорском совещании.
*Бард колледж (Bard College) – организация, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации
В связи с письмом иностранного адвоката обсуждался вопрос о похожих историях», имевших место в Университете в конце 1990-х — середине 2000-х годов. В частности, вспомнили о том, как в конце 1990-х в СМИ появилась навязчивая реклама «Смольного института СПбГУ и Бард колледжа США*». Например, в газете «Час пик» эта реклама выглядела следующим образом: объявление в газете «Час пик» от 23.06.1999 (см. также: Материалы ректорского совещания от 06.07.2015, п. 3).
О предотвращении конфликтов интересов
В. В. Еремеев сообщил о том, что в Университет поступило предупреждение главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу о нарушении общественной организацией «Петербургское лингвистическое общество» законодательства Российской Федерации. В уставе этого общества, созданного в конце 1990-х годов, задекларированы те же виды деятельности в области филологических наук, что и виды деятельности Университета. Учредители организации — работники Университета (в том числе Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, В. Б. Касевич и др.). В. В. Еремеев напомнил, что в трудовых договорах с научно-педагогическими работниками СПбГУ закреплена обязанность избегать конфликтов интересов между личной заинтересованностью и законными интересами Университета. А в случае угрозы возникновения конфликта интересов — информировать об этом ректора в установленном порядке и принимать соответствующие решения. Ректор поручил В. В. Еремееву разобраться в ситуации и доложить на ректорском совещании (материалы ректорских совещаний от 29.06.2015, п.3; от 06.07.2015, п. 3).
Об информации, включаемой в дипломы об окончании СПбГУ
Проректор по учебной работе Е. Г. Бабелюк напомнила, что с этого года в дипломы СПбГУ вносится информация, которая может иметь важное значение для работодателя при трудоустройстве наших выпускников (см. Материалы ректорского совещания от 25.05.2015, п. 11). Она проанализировала предложения директоров институтов и деканов факультетов о том, какую информацию целесообразно включить в дипломы об окончании СПбГУ:
- были предложения включить информацию о победе и участии в значительных соревнованиях, конкурсах (в том числе конкурсах на получение стипендий разного уровня)
- были предложения включить информацию о научно-исследовательской работе (в том числе о научных статьях и о рекомендациях к публикации статей)
Проректор напомнила, что есть планы по включению в дипломы сведений о месте прохождения студенческих практик по каждой образовательной программе, о руководителях практик, и проанализировала предложения директоров институтов и деканов факультетов по этому вопросу.
См. также: Материалы ректорского совещания от 29.02.2016, п. 2; Быть в тренде (Российская газета, 5 февраля 2014, ответ 5); Николай Кропачев: «Научно-исследовательская и экспертная деятельность — сейчас наши основные приоритеты» (Эксперт Северо-Запад, № 16, 14 апреля 2014, ответ 12); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответ 6 ).
Ректор принял решение обсудить на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение» вопрос о том, какую информацию целесообразно включить в дипломы об окончании СПбГУ (см. Какую информацию следует вносить в дипломы СПбГУ?).
О процедуре назначения научных руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ
Е. Г. Бабелюк представила анализ предложений директоров институтов и деканов факультетов о процедуре назначения научных руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ. Этот вопрос возник в связи с обсуждением на ректорских совещаниях порядка определения сроков сдачи курсовых работ (см. Материалы ректорского совещания от 05.05.2015, п. 6). Вопрос назначения научных руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ, отметила проректор, значим со всех сторон. Студенты часто обоснованно жалуются на то, что процедура записи не публичная, что нет никаких конкретных четких правил записи, что открывает возможность заведующим кафедрами принимать ничем не обоснованные решения. Причем эти решения даже не могут быть обжалованы, потому что общих, открытых, понятных правил принятия таких решений в Университете никогда не было и сейчас тоже нет!
- Многие предлагают сохранить практику назначения научных руководителей заведующими кафедрами или на заседаниях кафедр Университета
- Есть предложения назначать научных руководителей «без привязки к кафедрам»
- В ряде предложений содержится алгоритм такого выбора:
- в начале учебного года составляется список преподавателей, которые могут осуществлять руководство научными темами, список тем для курсовых и выпускных квалификационных работ, а также предельное количество студентов, которые могут записаться к этому преподавателю «на курсовую работу» и «на выпускную квалификационную работу»
- студенты выбирают темы и научных руководителей (а не заведующие кафедрами их назначают); запись происходит на портале Университета
- осуществляя свое право выбора, студенты могут устанавливать приоритеты (каждый может составить ранжированный список тем и руководителей)
- при возникновении конкурсной ситуации право выбора принадлежит лучшим по успеваемости студентам в соответствии с их приоритетами
- фактически руководителя выбирает сам студент на основании открытых публичных правил и такой же открытой информации о преподавателях, об успехах студентов. Оформляет решение студента соответствующий заместитель начальника учебного управления или заместитель начальника управления образовательных программ
- Кроме того, проректор отметила, что, по мнению директоров и деканов, необходимо установить требования к научным руководителям курсовых и выпускных квалификационных работ (ученая степень, ученое звание, количество научных публикаций и т. п.).
См. также: В кругу звездных друзей (Деловой Петербург, 13 марта 2014, ответы 6 и 8); Николай Кропачев: «Кризис образования — общая проблема глобализации» (Управление бизнесом, 22 апреля 2014, ответы 15–16); Кропачев: «Переезд СПбГУ на намывные территории — это возрождение вуза на новом уровне» (ТК «Санкт-Петербург», 21 июня 2014, ответ 3); За Нобелем (Российская газета, 9 февраля 2015, ответы 10–14).
Е. Г. Бабелюк предложила обсудить вопрос о требованиях к научным руководителям и о назначении научных руководителей курсовых и выпускных квалификационных работ на портале СПбГУ в разделе «Общественное обсуждение». А к 1 сентября обобщить высказанные мнения и предложения и разработать нормативный документ.
Об итогах проверки СПбГУ Роспотребнадзором
Проректор И. А. Дементьев сообщил об итогах масштабной плановой проверки Университета управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу. Общий объем средств, требуемых на выполнение всех предписаний Роспотребнадзора, — 20 млрд рублей. А выделенный объем финансирования по этим направлениям в текущем году — около 500 млн (причем это средства, на которые у Университета есть обязательства, а средств, свободных от обязательств, — около 60 млн. рублей!). Выполнение предписаний контролирующих организаций приоритетно, оно будет учитываться в первую очередь при формировании расходных планов на проведение ремонтных работ, при планировании основной деятельности.
Отдельные замечания касаются оценки санитарного состояния, в том числе требования о стопроцентном проведении флюорографического обследования студентов и работников. Сегодня в Университете только 96 % студентов и 98 % работников принесли соответствующие справки, но ситуация за последние годы существенно улучшилась. Заметим, что пять лет назад охват флюорографическим обследованием (ФЛГ) в СПбГУ был критически низким — 31 % студентов и 25 % работников. Единая система учета ФЛГ отсутствовала. В 2015 году в СПбГУ создана система электронного учета и анализа ФЛГ работников и обучающихся СПбГУ, что позволило резко повысить охват универсантов данными обследованиями. Данные охвата ФЛГ заносятся в единую базу и постоянно меняются, так как они актуальны не более 12 месяцев. Необходимо отметить, что стопроцентного охвата ФЛГ добиться невозможно, поскольку у 2 % работников и обучающихся СПбГУ уже имеются заболевания, препятствующие проведению ФЛГ. У таких работников и обучающихся соответствующие заболевания выявляются по индивидуальным программам, без проведения ФЛГ.
Сформированы более жесткие требования к информации на вывесках и внешних входах в здания Университета. Там должна быть указана юридически достоверная информация о наименовании юридического лица и о времени работы (с учетом специфики работы отдельных групп сотрудников и функционирования отдельных помещений в каждом здании). А на кабинетах должностных лиц должны быть указаны их часы приема. Сначала на зданиях будут установлены временные таблички (на изготовление и установку постоянных табличек деньги в этом году не запланированы — а требуется их 2 млн рублей).
Ректор добавил: ничто не мешает назвать отдельные здания Университета в честь выдающихся ученых. Например, здание имени Д. И. Менделеева, или имени И. П. Павлова, имени А. В. Венедиктова, имени В. А. Фока. Ректор поручил начальнику управления по связям с общественностью О. Л. Тульсановой и проректору Г. С. Васильеву открыть соответствующее обсуждение на портале СПбГУ.