ЭЖ — юрист: Жизнь юридического сообщества
В Санкт-Петербургском университете состоялся круглый стол «Политика РФ по предотвращению и противодействию коррупции». В ходе встречи эксперты СПбГУ в области юриспруденции и политологии вместе с государственными служащими Республики Корея обсудили законодательное регулирование в области профилактики коррупционных правонарушений двух стран.
С особенностями законодательного регулирования в области профилактики коррупционных правонарушений в сфере государственного управления нашей страны представителей корейской делегации познакомила доцент СПбГУ, эксперт в области государственного и административного права Е. Дмитрикова. «Экономический рост, инвестиционный потенциал во многом зависят от эффективности политики государства по противодействию коррупции», — уверена она.
Правовая основа противодействия коррупции в России — это пять групп нормативных актов, включающих в себя, например, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273–ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27.07.2004 № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудовой и Уголовный кодексы и многие другие правовые акты разных уровней. Е. Дмитрикова описала основные виды борьбы с коррупцией в Российской Федерации: предупреждение и профилактика, выявление, раскрытие, расследование и ликвидация или минимизация последствий нарушений. Так, к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, предъявляются особые требования, они наделяются специальными обязанностями, сведения о них тщательно проверяются, а непредставление необходимой информации о доходах, расходах и об имуществе влечет за собой ответственность.
Южная Корея, по словам представителей делегации, всегда стремилась к политике прозрачности, об этом много говорилось и в рамках встречи. Законодательство Республики Корея предусматривает три нормативных акта, в которых речь идет о коррупционных нарушениях, но самый новый и полный из них — Закон о запрете обращения с незаконными просьбами к госслужащим и принятия ими подарков. Он предусматривает наказание за получение госслужащими денежных средств, а также за использование своих полномочий в интересах частных лиц или организаций. За соблюдением законодательства следит комиссия по противодействию коррупции и защите гражданских прав. Все принимаемые поправки рассчитаны на увеличение прозрачности и долгосрочное развитие страны в самых различных сферах, включая экономику, инновации и образование.
Антикоррупционной политике в сфере образования, в том числе конкретно в Санкт-Петербургском государственном университете, на встрече было уделено особое внимание. Об этом в своем докладе рассказал А. Соловьев, первый заместитель по правовым вопросам проректора — руководителя Аппарата ректораСПбГУ. Докладчик обозначил список потенциально коррупциогенных областей деятельности вузов, в него вошли: прием в университет, учебная работа и выдача документов об образовании, присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий, замещение должностей и экономическая деятельность. Чтобы не допускать нарушений в этих областях, в СПбГУ практикуют в том числе превентивные меры борьбы: проводят разъяснительную работу, соблюдают прозрачность и однозначность нормативного регулирования, ведут внутренний и внешний административный контроль, в том числе за доходами, расходами и имуществом должностных лиц, разделяют административные и академические функции сотрудников, привлекают к контролю за деятельностью вуза общественность.
Рассказали гостям университета и о принципе открытости в работе СПбГУ как одной из мер недопущения коррупционных нарушений. Так, вопросы противодействия коррупции обсуждаются на ректорских совещаниях, граждане могут обратиться по любым вопросам ко всем должностным лицам СПбГУлично или в электронном виде, а проекты локальных правовых актов обсуждаются публично на сайте СПбГУ.