Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О зданиях Академии тыла и транспорта
На ректорском совещании 30 мая ректор проинформировал о пресс-конференции, посвященной передаче Университету зданий Академии тыла и транспорта, а также о распространении некоторыми СМИ информации о мнении студентов и преподавателей – якобы противников «переезда». К сожалению, в этих СМИ не назывались авторы этих мнений. Если преподаватели и студенты факультетов, расположенных в Петродворце, на самом деле считают невозможным перенесение части учебного процесса на Васильевский остров, то об этом необходимо поставить в известность и деканов факультетов и ректора. В этом случае развитие событий с использованием новых зданий будет происходить по другому сценарию. Большая часть факультетов, в том числе, расположенных на Васильевском острове, нуждается в дополнительных площадях.
Это сообщение вызвало реакцию деканов «петергофских» факультетов, высказавших твердое убеждение в том, что организация учебного процесса на Васильевском острове имеет для них принципиальное значение (см.: Универсанты сменят военных).
Об обсуждении системы оплаты труда на заседаниях ученых советов факультетов
Как сообщил первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский к 30 мая уже прошли заседания Ученых Советов семи факультетов. В настоящее время объемы фондов стимулирующих надбавок на разных факультетах разные. Важно, чтобы имелся достаточный объем средств для стимулирующих выплат преподавателям факультета. Только тогда для возникнет полноценная система материального стимулирования. По словам И. А. Горлинского, будут целевым образом выделяться дополнительные средства в тех случаях, когда нет достаточных для реализации этой задачи возможностей. Хотя члены некоторых ученых советов факультетов, где стимулирующие фонды уже и сейчас намного выше нормы в 30 %, хотели бы равномерного распределения дополнительных средств по всем факультетам.
Ученые советы Факультета международных отношений и Экономического факультета приняли решения о создании рабочих групп, которым поручено провести дополнительный анализ.
И. А. Горлинский отметил и разнообразие мнений членов ученых советов факультетов об оптимальных критериях стимулирования. Например, академик А. И. Русанов, в частности, сказал, что ему кажется нецелесообразной целевая поддержка «молодых» научно-педагогических кадров, вместо этого ему представляется оптимальным «японский» принцип – когда стимулирующие надбавки добавляются с выслугой лет: таким образом, «молодежи будут понятны ориентиры». И вообще, по мнению академика, все финансовые проблемы могли быть решены по «китайскому» принципу — когда высшее образование является полностью платным.
Обсуждались на заседаниях советов и направления расходования стимулирующего фонда. В университете сейчас стимулируются и чтение лекций на иностранных языках, и написание учебников и учебных пособий, и использование новых технологий в учебном процессе. Высказывалось, однако, и мнение о том, что раз преподаватель прошел конкурсный отбор на должность, то дальнейшее стимулирование его к повышению качества педагогической работы не нужно, а необходимо стимулировать только научную деятельность. А профессор А. Г. Морачевский считает, что нужно увеличить размер отчислений в централизованный фонд из доходов, получаемых за счет платных форм обучения, которые хорошо развиты в университете на гуманитарных направлениях подготовки. На Ученых советах высказывались также предложения о возможности компенсации затрат на проезд тем, кто живет в СПб, а работает в Петергофе и за «вредные условия труда».
Кстати, стоит напомнить, что в СПбГУ более 20 лет не проводилась аттестация рабочих мест. В позапрошлом году по инициативе профкома администрация начала работу по проведению аттестации и сейчас те, кто работает во вредных условиях труда, будут получать положенные надбавки к зарплате.
О результатах обсуждения положений о ресурсных центрах
Завершилось публичное обсуждение проекта положения о создаваемых в университете в рамках реализации Программы развития ресурсных центрах. В обсуждении, основном, приняли участие сотрудники естественнонаучных факультетов. Ректор отметил некоторые представленные замечания, в частности, касающиеся обеспечения доступности оборудования ресурсных центров для максимально широкого круга ученых. Первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский сообщил о результатах анализа перечня оборудования и программного обеспечения, планируемых к приобретению для Вычислительного центра СПбГУ и призвал деканов давать дополнительные предложения, которые могут быть учтены как в этом, так и в 2012 году.
И. А. Горлинский также сообщил о прошедшей на базе МРЦ «Нанотехнологии» конференции «Приоритетные направления научных исследований нанообъектов искусственного и природного происхождения». Один из участников — Дэн Пикард (ученый с мировым именем) назвал наш университетский МРЦ «очень хорошо организованным центром международного уровня».
О совершенствовании процедуры выборов на должности научно-педагогических работников
С целью совершенствования процедур по проведению конкурсного отбора на должности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников деканы факультетов могут направлять свои предложения ректору вплоть до 6 июня 2011 года. Пока получено только предложения от декана Юридического факультета Н. А. Шевелевой: о предварительном (до заседания кафедры и ученого совета) рассмотрении кандидатур Учебно-методической и Научной комиссиями; а также, о возможности определения Ученым советом Факультета или другим органом управления дополнительной информации, которую должен представить соискатель (помимо научных публикаций), например: использование в учебном процессе новых образовательных технологий, подтверждение наличия навыков использования информационных технологий, эксплуатируемых в СПбГУ.
О взаимодействии со студсоветами факультетов и советами молодых ученых
С целью организации тесного взаимодействия с советами молодых ученых и созданными на основании решения Ученого совета СПбГУ студенческими советами ректор рекомендовал деканам факультетов ввести в практику приглашение председателей советов молодых ученых и студсоветов на заседания Учебно-методических и Научных комиссий факультетов. В качестве примера такого взаимодействия были приведены обращения проректора по учебной работе Е. Г. Бабелюк и проректора по эксплуатации материально-технической базы Г. С. Васильева, адресованные председателям студсоветов, в которых обозначаются наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы. Такие обращения должны побудить членов студсоветов высказывать свои предложения как по этим, так и по другим вопросам университетской жизни.