Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
О зданиях и земельных участках Военной академии тыла и транспорта
12 мая 2011 года ректором СПбГУ было направлено письмо Председателю Правительства РФ В. В. Путину с просьбой о передаче СПбГУ комплекса зданий и земельных участков (Кадетcкая линия и наб. Макарова) от Академии тыла и транспорта. Сегодня в СПбГУ пришел ответ с резолюцией В. В. Путина «согласен». В. В. Путин поручил Минэкономразвития согласовать вопрос с Минобороны и Минобрнауки и оформить решение. 17 мая это решение было озвучено на заседании Правительства. Есть основания полагать, что и далее этот проект будет развиваться иначе, нежели предыдущие проекты с передачей СПбГУ зданий в Михайловке, по Виленскому переулку, на Съездовской линии. Например, здание в Виленском переулке стоит без пользы уже больше 5 лет. При этом на подготовку проектной документации затрачено 150 тыс. долларов. Для исключения повторения подобных ситуаций необходимо обеспечить открытость обсуждения реализации всех этапов этого важнейшего проекта. Сейчас все вопросы получения помещений обсуждаются гласно (см. также: Материалы ректорского совещания от 22.06.2015, п. 7).
О результатах работы правовой комиссии Ученого совета СПбГУ
Ученый секретарь Ученого Совета В. П. Журавлев доложил:
- о предложении Ученого совета Факультета журналистики по созданию Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. Это предложение обсуждалось 18 мая 2011 года на правовой комиссии. Решение комиссии – одобрить предложение в принципе, а при проработке документов подумать над названием — может быть не Высшая школа, а Институт Санкт-Петербургского Университета
- о предложениях Конференции преподавателей Восточного факультета по внесению изменений и дополнений в Устав СПбГУ. Вторым вопросом Комиссия рассмотрела предложения Конференции преподавателей Восточного факультета (от 14.04) по внесению изменений в Устав Университета. В результате ни одно из предложений не было рекомендовано Комиссией к учету при подготовке новых изменений в Устав
19.05 состоялось заседание Ученого Совета Восточного факультета, на котором В. П. Журавлев, Ученый секретарь Ученого Совета СПбГУ (член правовой комиссии ученого совета) разъяснил членам Ученого Совета решение правовой комиссии. К сожалению, в преамбулах предложений Конференции преподавателей Восточного факультета зачастую содержались не соответствующие действительности положения, которые легли в основу выработанных предложений, в связи с чем и сами предложения оказались беспочвенными. Например, не соответствует действительности утверждение о том, что от года к году уменьшается финансирование на научные исследования в области гуманитарных и общественных наук (на деле произошло увеличение более чем в семь раз с 2007 года). Вопреки тезису о закрытости принимаемых руководством СПбГУ решений – вся информация сейчас объявляется на ученом совете СПбГУ, а также размещается на сайте. В скором будущем согласно закону 83–ФЗ от 08.05.2010 Университет будет обязан размещать на сайте еще больший перечень сведений о своей деятельности, а Минфин будет вывешивать на своем сайте финансовую информацию о деятельности всех бюджетных учреждений. На Ученом совете Восточного факультета выступил декан Восточного факультета профессор Е. И. Зеленев с сообщением, что информация о предложениях Конференции оказалась размещенной в электронных СМИ без санкции декана и Конференции, а затем стала произвольно истолковываться, что наносило ущерб Конференции и Университету в целом. В связи с этим Е. И. Зеленев настоятельно попросил тех, кто имеет к этому отношение, снять информацию с сайтов и принять меры по прекращению распространению этой информации.
О работе кадровой службы
При проведении кадровых решений проректором С. И. Богдановым была допущена ошибка — не было своевременно организовано проведение выборов заведующих четырьмя кафедрами Восточного факультета. Кроме того, проректором издан приказ о переводе работников с несуществующей кафедры на вновь организованную. В итоге заведующая кафедрой, одна из ведущих ученых-востоковедов ушла из Университета и, несмотря на неоднократные предложения, отказывается вернуться, работая в настоящее время в профильном академическом Институте. Проректору объявлено замечание за допущенные нарушения. Ученый Секретарь Ученого Совета В. П. Журавлев предпринимает попытки уговорить профессора вернуться в Университет.
О заседаниях ученых советов факультетов (Восточного, Матмеха, Физического)
По обсуждению вопроса о системе стимулирующих надбавок для преподавателей факультетов. Докладчик: первый проректор по учебной и научной работе И. А. Горлинский.
Вопрос о системе стимулирующих надбавок рассматривается на заседаниях ученых советов факультетов. В заседаниях ученых советов факультетов принимают участие первые проректора Университета И. А. Горлинский и И. П. Бойко. Прошли соответствующие заседания Ученых советов Матмеха, Физического и Восточного факультетов. В частности, обсуждался вопрос о степени формализации системы стимулирования ППС. Ученым советам предложено выработать свои правила, опираясь на общеуниверситетские принципы. Начиная с 1 июня 2011 года, именно деканы факультетов будут давать представления по стимулирующим надбавкам соответствующим проректорам по обеспечению деятельности, которые будут ими реализовываться. Сейчас коллективы факультетов находятся в разных ситуациях: например, различаются объемы стимулирующего фонда, а на некоторых факультетах таких фондов просто нет (если не считать фонды на выплату надбавок за степень и звание). Как известно, принято решение увеличить финансирование из централизованных средств, чтобы доля стимулирующего фонда была не менее 30 % (по разделу финансирования 0706 — образование). Это не касается стимулирующих выплат научным сотрудникам (по разделу финансирования № 0110 — наука), выполняющим работы по грантам. Каждый руководитель научного гранта имеет право предусматривать фонд стимулирующих выплат при формировании сметы на выполнение работ.
Другой вопрос связан с переводом на должности научных сотрудников лиц, кто получает финансирование по разделу 0706 (образование). На Ученых советах порой приходилось вновь и вновь сообщать о решении ректора увеличить ФОТ факультетов, чтобы можно было установить работникам, переводимым на должности научных работников со ставок ЦТСОП, надбавки за звание и степень. Отмечена различная, зачастую низкая степень информированности работников о системе оплаты труда, в частности, о приказе о размере оклада проректоров, деканов, заведующих и так далее. Это очевидное упущение проректоров и деканов. Сегодня аналогичная повестка дня (о системе стимулирующих выплат) заявлена на заседаниях Ученых советов Факультета географии и геоэкологии и ВШМ. В ближайшие три недели такие заседания пройдут на всех остальных факультетах. Первым проректором по экономике представлены предложения об увеличении ФОТ тех факультетов, у которых доля стимулирующих выплат в бюджете факультета меньше 30 %. В ближайшее время эти предложения будут оформлены приказом по СПбГУ.
О международной аккредитации
18 мая 2011 года Программа бакалавриата по менеджменту снова — теперь на пять лет — получила самую престижную международную аккредитацию европейского фонда развития менеджмента. Эта аккредитация на пять лет произошла для России впервые! На сегодняшний день в мире с таким сроком аккредитованы только четыре программы. Ректор попросил И. А. Горлинского подготовить предложение о поощрении сотрудников Университета за проведенную работу.
Использование зала Президентской библиотеки на 22-й линии
Скоро будет год, как открыт зал с доступом к информационным ресурсам Президентской библиотеки в здании по адресу 22-й линии. Эти ресурсы интересны нашим международникам, историкам, политологам, экономистам, филологам. Однако, по имеющейся информации, никто, кроме юристов, этим ресурсом не пользуется. Необходимо «разрекламировать» созданные условия. Может быть, кто-то из студенческого совета Факультета журналистики готов заняться «промоушеном и PR’ом» этого проекта?
О дальнейшей информатизации деятельности университета
Сегодня созданы отдельные части (подсистемы) информатизационной системы Университета — прием, учебная работа, аспирантура, стандарты и планы, SAP (кадры и расчет зарплаты). Время двигаться дальше. Тем более — есть Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2011 года №729–р, утверждающее «перечень услуг, предоставляемых в электронной форме». В целях дальнейшей информатизации деятельности СПбГУ совершенно необходимо в кратчайшие сроки.
- Провести открытый (публичный) конкурс предложений внешних организаций и учреждений по внедрению единой информационной системы университета с учетом имеющихся в университете программных продуктов и опыта нашей работы. Для обеспечения этой работы ректор сформировал Экспертную комиссию в составе: И. Горлинского, Е. Г. Бабелюк, И. М. Григорьева, Н. В. Гаврилюк, В. И. Осиповой, А. Н. Терехова, Г. С. Васильева, В. П. Журавлева, Е. Г. Черновой. В срок до 1 июля 2011 года Экспертная комиссия должна рассмотреть поступившие предложения, провести обсуждения, представить экспертное заключение по каждому предложению.
- кроме того, ректор сформировал конкурсную комиссию в составе И. А. Горлинского, И. П. Бойко, Р. А. Эварестова, Г. С. Васильева, И. А. Дементьева. Конкурсной комиссии поручено (до 15.07.11) определить срок подготовки проекта технического задания для конкурсных процедур по подбору организации, которая будет осуществлять внедрение, представить предложения о целесообразности введения должности руководителя проекта информатизации СПбГУ — на срок внедрения единой информационной системы. Ректор поручил И. П. Бойко определить источники финансирования. К осени надо провести уже конкурс по правилам закупок для государственных нужд. В следующем году проект уже следовало бы реализовать в значительной части. Необходимо как можно быстрее провести информатизацию университетских ресурсов и управленческих процессов. Результатом информатизации должна стать еще большая открытость университетской жизни. Отсутствие информации приводит к тому, что ресурсы могут использоваться не во благо сотрудников университета (см. также: Материалы ректорского совещания от 02.03.2015, п. 1).
Об итогах развития национальных исследовательских университетов
24 мая состоится заседание коллегии Минобрнауки по вопросу о «Об итогах развития национальных исследовательских университетов и итогах реализации программ развития Южного федерального университета и Сибирского федерального университета». В заседании примет участие И. А. Дементьев. Как сказал ректор, «к нам эта информация имеет прямое отношение, ведь мы с Вами также работаем в рамках Программы развития СПбГУ. Доклад о результатах коллегии будет на ректорском совещании 30 мая 2011 года, но уже сейчас ясно, что главный критерий, который учитывается при оценке эффективности деятельности университетов — выполнение Программ развития вуза».
Строительство жилого здания в Петергофе
Инвестор строит жилое здание, срок сдачи которого в эксплуатацию — первый квартал 2013 года. 38 квартир мы получим в этом здании бесплатно для сотрудников (как фонд служебного жилья). СПбГУ будет использовать их для решения кадровых вопросов при стимулирования научных исследований. Мнение деканов при распределении квартир, конечно, будет являться определяющим. Те, кто не может объективно претендовать на бесплатные квартиры, могут подумать о приобретении жилья за собственные средства. Фирма объявила о продаже еще не выстроенных квартир. Универсантам обещаны скидки.
Этический комитет
Декан Психологического факультета рассказала о работе этического комитета на Психологическом факультете, который имеет международную аккредитацию и может помочь в организации проведения научных исследований и социологам, и медикам, и юристам.
Конкурсные процедуры
Ректор поручил деканам представить до 6 июня 2011 года предложения И. А. Горлинскому по вопросу о совершенствовании конкурсных процедур при отборе на должности преподавателей и научных работников. Например, есть предложение информировать на сайте Университета не только об общем числе научных и методических публикаций претендента, но и публиковать на сайте список научных и учебно-методических работ соискателей, например, за последние пять лет: К сожалению, еще не так давно, например, на заседании Ученого совета Химического факультета члены совета даже не получали информации об общем количестве научных и учебно-методических работ соискателей. Второе предложение касалось определения решениями ученых советов факультетов списков научных изданий, публикация в которых учитывается при проведении конкурсных процедур в СПбГУ. Еще одна идея — предварительно до заседания Ученого Совета факультета рассматривать кандидатуры соискателей должностей ППС и научных сотрудников на заседании учебной и научной комиссий факультета (см. также: Материалы ректорского совещания от 18.04.2016, п. 7; от 04.04.2016, п. 2).