У нас еще есть время, чтобы спасти Арктику
В Санкт-Петербургском государственном университете проходит первый в истории Конгресс Университета Арктики, участники которого обсуждают самые актуальные проблемы арктического региона. О том, как уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду, и почему нефтедобыча для Арктики опаснее, чем добыча газа, рассказали ведущие эксперты СПбГУ.
Руководитель лаборатории «Эффективность экономики и окружающая среда» СПбГУ Фредерик ван дер Плоег отметил, что нарушение экологии Арктического региона неизбежно окажет влияние на всю планету. Значительный подъем уровня моря, таяние вечной мерзлоты и, как следствие, выделение метана, количество которого в мире уже сегодня превышает норму, увеличение волн миграций людей и животных — все это проблемы не только Арктики, но и всей Земли.
Человечеству необходимо найти баланс между увеличением производства товаров и увеличением потребления энергии для этих целей. И об этом должны задумываться не только ученые, но и политики. Правительства многих стран выделяют огромные субсидии на борьбу с глобальной катастрофой, но никто не вводит штрафы за выбросы углеродов. Я считаю, что сегодня необходимо ввести плату, пусть пока и минимальную, за выброс вредных веществ в окружающую среду.
Руководитель лаборатории «Эффективность экономики и окружающая среда» СПбГУ Фредерик ван дер Плоег
«Если мы начнем экономить и снижать издержки, а не потреблять все больше товаров, как будто живем последний день, мы сможем отодвинуть порог глобальной катастрофы, — подчеркнул эксперт. — У нас еще есть время для улучшения экологической ситуации».
Еще один аспект проблемы затронул доцент СПбГУ, участник экспедиций в Арктику и Антарктику в 1966–1967 и 1968–1974 годах. Андрей Алимов. Он рассказал о том, как предотвратить гибель уникальных экосистем Арктики при добыче полезных ископаемых.
По словам исследователя, наибольшую опасность для региона представляет добыча нефти, а не природного газа. Дело в том, что при аварийных разливах в Арктической зоне не только возникают нефтяные пятна, которые в условиях севера труднее ликвидировать, но и меняется альбедо (отражающая способность снежного покрова).
«Даже сравнительно небольшое уменьшение отражающей способности снега может привести к возрастанию поглощенной им радиации и, как следствие, оказать существенное влияние на сроки и интенсивность процесса таяния», — пояснил ученый. Он добавил, что уменьшению альбедо также способствуют многочисленные следы от вездеходов, которые в условиях арктического климата остаются на поверхности в течение нескольких лет.
Немалую опасность, по словам ученого, представляют собой льяльные воды — морская вода, которая поступает в производственные помещения судна для обеспечения работы судовых двигателей. После использования она попадает обратно в океан. Международные нормы регулируют сброс нефтесодержащих вод, однако далеко не все их соблюдают. Еще одной угрозой являются так называемые инвазионные виды. Они распространены в других климатических поясах, а в Арктику попадают с проходящими транспортными средствами. Эти виды способны выжить и распространиться в новом климате, серьезно изменяя арктические экосистемы.
«Важнейшей мерой, в которой нуждается все мировое сообщество для сохранения хрупких арктических экосистем, является налаживание международного наземного, воздушного и спутникового мониторинга, а также создание банка гидрометеорологических и биологических данных, — подчеркнул эксперт СПбГУ. — Уверен, что главное при реализации проектов в Арктике — это отсутствие спешки и планомерное проведение климатологических измерений».