Эксперты СПбГУ: отмена «депутатской поправки» позволит сэкономить в бюджете Петербурга свыше 10 миллиардов рублей ежегодно
В Санкт-Петербургском государственном университете состоялся круглый стол «Санкт-Петербург 2022. Время реформ!», на котором ученые-эксперты СПбГУ и вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов обсудили вопросы, связанные с новой моделью транспортного обслуживания, вывозом мусора и другими важными для жителей города темами.
Это новый шаг к культуре информированности, открытости и независимой экспертной оценке системных реформ, которые происходят прямо сейчас в экономике страны в целом и в Санкт-Петербурге в частности.
Как отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ВШМ СПбГУ Максим Соколов, Университет сегодня — флагман российской науки и российского образования, где и должны обсуждаться самые важные для власти и общества вопросы.
«Задача каждой реформы — улучшение жизни людей. То, насколько петербуржцы и гости города удовлетворены качеством и доступностью современной социальной инфраструктуры, — главный показатель эффективности работы его органов власти. Санкт-Петербург развивается, делая ставку на модернизацию, на стремительное развитие наукоемкого и высокотехнологичного сектора промышленности. Мы отвечаем на вызовы, перед которыми стоит сегодня наш город. Экспертное мнение специалистов Санкт-Петербургского университета важно для реализации проектов», — сказал Максим Соколов.
Как отметила проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош, качественные реформы должны носить системный и междисциплинарный характер, для чего необходимо взаимодействие специалистов из разных отраслей. Вместе с тем важнейший аспект любых изменений — оценка их результатов и понимание, как в действительности выполняются поставленные задачи.
Санкт-Петербургский университет может поделиться опытом экспертов и лучшими практиками с городом.
Проректор по стратегическому развитию и партнерству СПбГУ Анастасия Ярмош
«Мы с 2008 года проводим мониторинг правоприменения совместно с Министерством юстиции. Он позволяет отслеживать, насколько объективными оказались те или иные управленческие решения, насколько эффективно действуют нормативные акты, какую пользу получают жители. Уже достигнуто соглашение с Законодательным собранием Санкт-Петербурга о применении этой практики в городе, где мы не только окажем содействие в области правового мониторинга, но также и дадим социально-экономическую оценку реформ», — добавила Анастасия Ярмош.
По мнению известного в стране эксперта в области политологии, декана факультета политологии СПбГУ Александра Курочкина, сегодня в Санкт-Петербурге сложилась работоспособная система единой публичной власти, главная цель которой — повышение качества городской среды, а значит, и повышение качества жизни горожан.
Это подразумевает переформатирование отношений законодательной и исполнительной власти в городе и активное включение его жителей в формирование политической повестки дня. Для этого необходимы реформы, и некоторые из них могут встретить естественное противодействие тех, кому они мешают незаконно обогащаться за счет бюджета города, за счет горожан.
В качестве одного из примеров позитивных изменений политолог СПбГУ назвал отмену «депутатской поправки», существовавшей в Санкт-Петербурге 25 лет.
«Поправка» давала депутатам разрешение на распределение 2 % городского бюджета по собственному усмотрению. «Это был настоящий черный ящик — никто не догадывался, как распределялись средства — а это порядка 10–15 миллиардов рублей в год. В результате — ежегодно город лишался десятков социальных объектов: для города — это не построенные 4 школы, 27 детских садов и 17 объектов здравоохранения в год», — отметил Александр Курочкин.
По мнению экспертов, в реализации реформ чрезвычайно важную роль играют качественные научные исследования, в том числе социологические. Сегодня на базе Санкт-Петербургского государственного университета работает Центр социологических и интернет-исследований, эксперты которого регулярно проводят опросы жителей Санкт-Петербурга и могут оперативно откликаться на запросы горожан, информируя власть о проблемах.
Наши исследования показывают, что основные городские проблемы, которые выделяют петербуржцы сегодня, с точностью совпадают со смыслом реформ, которые проводятся администрацией Санкт-Петербурга. Среди них — сложности инфраструктуры, вопросы транспортной ситуации, проблемы с мусором.
Эксперт-социолог, директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова
«При этом очень важно доступно доносить до петербуржцев информацию о реформах, которая, к сожалению, часто может теряться на фоне скандалов и событий в жизни медийных персон», — рассказала эксперт-социолог, директор Центра социологических и интернет-исследований СПбГУ Майя Русакова.
Эксперт отметила, что Санкт-Петербургский университет имеет уникальный опыт в повышении информационной открытости, который мог бы пригодиться самому широкому спектру организаций. Одним из ярких примеров является Виртуальная приемная СПбГУ, в которой с 2011 года публикуются ответы конкретных должностных лиц СПбГУ на вопросы любого заинтересованного человека. Это позволят избавляться от слухов, ведь на площадке первоисточника всегда публикуется проверенная информация.
«Что особенно важно — мы видим, кто нам отвечает, и этот человек берет на себя ответственность за свое решение. В масштабах города такие ответы должны давать конкретные должностные лица, которые занимаются решением конкретных вопросов. Всем читателям этого ресурса (в том числе и руководителям этого должностного лица) будет понятно, как подобный вопрос разрешается конкретным должностным лицом, как эффективно или неэффективно он работает. Такая цифровизация обеспечит прозрачность и повысит ответственность за принимаемые решения и доверие к власти», — считает Майя Русакова.
В рамках круглого стола ученые-эксперты СПбГУ обсудили мусорную реформу и новую модель транспортного обслуживания, а также возможные последствия этих преобразований.
Эксперт в области административного права Анна Васильева, член Национальной ассоциации административистов, отметила, что одним из целевых показателей достижения комфортной и безопасной среды для жизни согласно указу президента о национальных целях развития России до 2030 года является создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами. «Благодаря которой мы к 2030 году должны обеспечить сортировку отходов в объеме 100 % и в два раза снизить объемы отходов, направленных на полигон», — отметила Анна Васильева.
По словам эксперта в области менеджмента, профессора СПбГУ Виталия Ковалёва, ежегодно в Санкт-Петербурге образуется около 1,8 миллиона тонн мусора, значительная часть которого утилизируется с нарушением действующих норм, что наносит ущерб и здоровью граждан, и городскому бюджету. Пресечение темных схем — важнейшая часть реформы, следующим этапом которой должна стать массовая переработка отходов, что обеспечит решение экологических проблем и повысит приток средств в бюджет города.
Реформы должны принести блага каждому жителю города и быть эффективными для городского бюджета. Например, мусорная реформа в Российской Федерации принесла в 2020 году 34 млрд налоговых платежей — по сути, была создана новая отрасль, которая приносит доходы в бюджет.
Эксперт, член Экспертного совета при ФАС России Елена Анохина
«Петербург не должен отставать. Все эти реформы должны сказаться и на экологическом состоянии городской среды, и на увеличении доходов бюджета, который по прогнозам к 2024 году должен достигнуть триллиона рублей», — заключила признанный эксперт, член Экспертного совета при ФАС России Елена Анохина.
Это же направление станет одним их ведущих в новой модели транспортного обслуживания, которая позволит вывести из тени значительные доходы, которые оседали в карманах владельцев компаний и никак не облагались налогом, теперь же эти доходы обеспечат существенные налоговые поступления в бюджет города.
По словам эксперта в области юриспруденции Павла Курындина, налоговые поступления в бюджет Петербурга, безусловно, позволят повысить комфорт и безопасность перевозок пассажиров в общественном транспорте.
Участники дискуссии выразили надежду, что все мнения, высказанные во время встречи, будут учтены правительством города и лягут в основу будущих изменений.
Подводя итоги краткой оценки правовой составляющей проводимых в Санкт-Петербурге реформ, отмечу следующее: городские реформы носят комплексный характер, в значительной степени основаны на требованиях федерального законодательства и проходят в рамках выверенных правовых решений.
Российский эксперт в области конституционного и административного права Сергей Белов, декан юридического факультета СПбГУ
«Такой подход можно только приветствовать, поскольку эффективные управленческие решения требуют крепкого юридического фундамента», — заключил известный российский эксперт в области конституционного и административного права Сергей Белов, декан юридического факультета СПбГУ.
Модератором круглого стола стал заместитель директора телеканала «Санкт-Петербург», российский журналист и телеведущий, выпускник СПбГУ Юрий Зинчук.