«В присутствии творца»: космос Исаака Ньютона
В СПбГУ пройдет лекция Менделеевского лектория «"В присутствии творца": космос Исаака Ньютона».
Лишь с первого взгляда мысль И. Ньютона кажется сухой и упорядоченной как флорентийская живопись Высокого Ренессанса. Затем в ней начинает ощущаться некая загадочность, нарастающая по мере знакомства с его сочинениями, оставшимися по воле автора ненапечатанными при его жизни и не расслышанными потомками в течение более двух столетий после его смерти.
И более всего всех, кто знакомился с его жизнью и творчеством, озадачивало то, что он совмещал глубокие теологические штудии, занятия алхимией и исследования в области математики и физики. Это сочетание разных сфер деятельности казалось парадоксальным. В результате возникло представление о загадочной метаморфозе, заставившей великого математика обратиться к богословию и алхимии.
Объяснения этой метаморфозе давались самые разные: так, Вольтер полагал, что богословские увлечения отца математической механики были связаны с тем, что он отравился ртутью, проводя алхимические эксперименты, другие склонны были думать, что всему виной несчастный случай, способствовавший преждевременному погружению Ньютона в старческий маразм — он сильно ударился головой, споткнувшись о собственного кота, третьи утверждали, что у Ньютона в преклонном возрасте случился «нервный срыв».
В действительности же Ньютон занимался богословскими проблемами отнюдь не только на склоне лет, а на протяжении всей сознательной жизни.
Так почему же он много времени и сил посвятил теологическим изысканиям, и как эти изыскания связаны с его работами по физике и, в частности, с открытым им законом всемирного тяготения? На эти вопросы будет дан ответ в очередной лекции нашего Менделеевского лектория.